Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
проект (подготовительная группа) на тему

Бочкарева Ольга Николаевна

Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 (общеразвивающего вида) г. Йошкар – Олы «Облачко»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПСИХОТРЕНИНГОВ ОБЩЕНИЯ

 Подготовительная к школе группа

Разработала: педагог – психолог

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 2 «Облачко»

БОЧКАРЕВА О.Н.

Г. Йошкар - Ола

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОТРЕНИНГОВ ОБЩЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Месяцы/недели

Ритуал приветствия

(авторские упражнения)

Формирование школьных понятий

Сказкотерапия

Развитие псих. процессов и произвольности поведения

Мимическая гимнастика

Снятие психомышечного напряжения

Ритуал прощания

(перед зеркалом индивидуально)

Структура тренинга

Сентябрь

 1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «школа»

Сказка «Пастушка и садовник»

М. Андрианов «Философия для детей», с.25

Игра «Кто последний»

(Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 12)

Комплекс «Лисичка» (авторская)

Упражнение «Штанга»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 67)

Фраза – самовнушение

«Я вырос (ла) и мне пора в школу!»

Сентябрь

 2 неделя

Упражнение «Школьные пожелания»

Формируем понятие «учитель»

Сказка «Иван и Фома»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 49

Игра «Будь внимателен»

 (Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 93)

Комплекс «Медвежонок»

(авторская)

Упражнение «Сосулька»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 67)

Фраза – самовнушение

«Совсем скоро я пойду в школу!»

Сентябрь

 3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «ученик»

Сказка «Где теперь упрямая голова?»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 51

Игра «Слушай хлопки»

(Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 94)

Комплекс «Бабочка»

(авторская)

Упражнение «Шалтай – болтай»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 88)

Фраза – самовнушение

«Я готволюсь к школе!»

Сентябрь

 4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «урок»

Сказка «Черное сердце »

М. Андрианов «Философия для детей», с. 78

Игра «Слушай и исполняй!»

(Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 98)

Комплекс «Муравей»

(авторская)

Упражнение «Петрушка прыгает»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 88)

Фраза – самовнушение

«Я буду школьником (цей)!»

Октябрь

 1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «перемена»

Сказка «История о короткой дружбе

М. Андрианов «Философия для детей», с. 94

Игра «Один, по-двое, тройками…»

(авторская)

Комплекс «Пушинка»

(авторская)

Упражнение «Кукушонок кланяется»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 69)

Фраза – самовнушение

«Скоро в школу я пойду!»

Октябрь

2 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «каникулы»

Сказка «Полезное колдовство»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 97

Игра «Почта»

(О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13)

Комплекс «Солнечный зайчик»

(авторская)

Упражнение «Спящий котенок»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 69)

Фраза – самовнушение

«Я дружелюбный (ая)!»

Октябрь

3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «учебный год»

Сказка «Тайна Злюки и Колюки»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 106

Игра «Кто за кем?»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 62)

Комплекс «Кошечка»

(авторская)

Упражнение «Медвежата в берлоге»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71)

Фраза – самовнушение

«Мне пора в школу!»

Октябрь

4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «классный кабинет»

Сказка «Надоевшие подарки»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 131

Игра «Слушай и исполняй!»

(Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 98)

Комплекс «Пушинка»

(авторская)

Упражнение «Игра с пчелкой»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71)

Фраза – самовнушение

«Я готовлюсь к школе!»

Ноябрь

1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «школьная доска»

Сказка «Чудище с двумя хвостами»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 136

Игра «Четыре стихии»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 53)

Комплекс «Солнечный зайчик»

(авторская)

Упражнение «Холодно – жарко»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71)

Фраза – самовнушение

«Я серьезный (ая)!»

Ноябрь

2 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «парта»

Сказка «Дворец врулей»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 141

Игра «Кто что делал?»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 55)

Комплекс «Обезьянка»

(авторская)

Упражнение «Пчелка мешает спать»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 72)

Фраза – самовнушение

«Я взрослею!»

Ноябрь

 3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «портфель»

Сказка «Город больных ослиной болезнью»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 163

Игра «Договоры»

(авторская)

Комплекс «Кошечка»

(авторская)

Упражнение «Игра с шарфиком»

Фраза – самовнушение

«Я все хочу знать!»

Ноябрь

4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «учебник»

Сказка «За все приходится платить»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 167

Игра «Стоп - сигнал» (авторская модификация игры «Флажок»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 56)

Комплекс «Солнечный зайчик»

(авторская)

Упражнение «Отдых»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 72)

Фраза – самовнушение

«Я буду стараться!»

Декабрь

1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «тетрадь»

Сказка «Как некоторые лилипуты гномами стали»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 169

Игра «Слушай и исполняй!»

(Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 98)

Комплекс «Пчелка»

(авторская)

Упражнение «На берегу моря»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Я трудолюбивый (ая)!»

Декабрь

 2 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «пенал»

Сказка «Медведь - шатун»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 171

Игра «Почта»

(О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13)

Комплекс «Бабочка»

(авторская)

Упражнение «Игра с песком»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Я старательный (ая)!»

Декабрь

 3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «шариковая ручка»

Сказка «Много или мало»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 172

Игра «Слушай хлопки»

 (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 53)

Комплекс «Медвежата»

(авторская)

Упражнение «Игра с муравьем»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«В школе буду я стараться!»

Декабрь

4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «простой карандаш»

Сказка «Трое приятелей»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 179

Игра «Горошки» (авторская)

Комплекс «Солнечный зайчик»

(авторская)

Упражнение «Солнышко и тучка»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Я готовлюсь к школе!»

Январь

1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «ластик»

Сказка «Кем же стать?»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 180

Игра «Будь внимателен»

(Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 93)

Комплекс «Пчелка»

(авторская)

Упражнение «В уши попала вода»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Я буду стараться!»

Январь

2 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «линейка для измерения»

Сказка «Чем же чудище победить?»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 187

Игра «Почта»

(О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13)

Комплекс «Бабочка»

(авторская)

Упражнение «Лицо загорает»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Я скоро буду школьником (цей)!»

Январь

3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «школьный дневник»

Сказка «Нетерпимая к другим пчелка»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 118

Игра «Дракон кусает свой хвост»

  (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 59)

Комплекс «Медвежата»

(авторская)

Упражнение «Отдых. Сон на берегу моря»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 74)

Фраза – самовнушение

«Я собираюсь в школу!»

Январь

 4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «цветные карандаши»

Сказка «Два пленника»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 188

Игра «Повторяем друг за другом»

 (Г. Бардиер «Я хочу!», с. 54

Комплекс «Солнечный зайчик»

(авторская)

Упражнение «Петрушка прыгает»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 88)

Фраза – самовнушение

«Я все смогу!»

Февраль

1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «пластилин, цветная бумага, альбом»

Сказка «Каникулы на море»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 189

Игра «Почта»

(О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13)

Комплекс «Пчелка» (авторская)

Упражнение «Кукушонок кланяется»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 69)

Фраза – самовнушение

«Я буду упорным (ой) и стрательным (ой)!»

Февраль

2 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «школьные предметы»

Сказка «Труд, развлечение и безделье»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 193

Игра «Горошки» (авторская)

Комплекс «Лисичка»

(авторская)

Упражнение «Спящий котенок»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 69)

Фраза – самовнушение

«Я трудолюбивый (ая)»

Февраль

3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «школьная форма»

Сказка «Как Павлика по телевизору показали»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 194

Игра «Дракон кусает свой хвост» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 59)

Комплекс «Медвежонок»

(авторская)

Упражнение «Медвежата в берлоге»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71)

Фраза – самовнушение

«Я стараюсь и тружусь!»

Февраль

4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Формируем понятие «вторая обувь»

Сказка «Два мохнатых приятеля»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 196

Игра «Слушай и исполняй!»

(Н. Самоукина «Игры в школе и дома», с. 98)

Комплекс «Бабочка»

(авторская)

Упражнение «Игра с пчелкой»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71)

Фраза – самовнушение

«Совсем скоро в школу!»

Март

1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Формируем понятие «одежда для урока физкультуры»

Сказка «Может ли Утка командовать Львом»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 200

Игра «Почта»

(О. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», с. 13)

Комплекс «Муравей»

(авторская)

Упражнение «Холодно – жарко»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 71)

Фраза – самовнушение

«Я собираюсь в 1 класс!»

Март

2 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Беседа о желательных качествах характера учителя

Сказка «Сема и его непослушные дети»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 206

Игра «Кто за кем?» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 62)

Комплекс «С шарфиком"

(авторская)

Упражнение «Пчелка мешает спать»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 72)

Фраза – самовнушение

«Я буду школьником (цей)!»

Март

 3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Беседа о желательных качествах характера ученика

Сказка «Как Володя и Лариса в лес ходили»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 212

Игра «Запрещенное движение»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 57)

Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская)

Упражнение «Игра с шарфиком»

Фраза – самовнушение

«Я серьезный (ая)!»

Март

4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Беседа о взаимоотношениях в детском коллективе класса

Сказка «Почему тараканов много стало»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 212

Игра «Стоп!»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 61)

Комплекс «Кошечка»

(авторская)

Упражнение «Отдых»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 72)

Фраза – самовнушение

«Я умный (ая)!»

Апрель

1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Закрепление школьного понятия «школа»

Сказка «Когда все учиться перестанут»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 217

Игра «Замри!»

 (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 56)

Комплекс «Пушинка»

(авторская)

Упражнение «На берегу моря»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Я буду учиться!»

Апрель

2 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Закрепление школьного понятия «учитель»

Сказка «Двигатель, который работать не любил»

М. Андрианов «Философия для детей», с. 224

Игра «Запомни свое место»

 (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 54)

Комплекс «Муравей»

(авторская)

Упражнение «Игра с песком»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Хочу все знать!»

Апрель

 3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Закрепление школьного понятия «ученик»

Сказка «Сказка о двух братьях и сильной воле»

Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 11

Игра «Повтори за мной»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 54)

Комплекс «Бабочка»

(авторская)

Упражнение «Игра с муравьем»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Я буду стараться!»

Апрель

4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Закрепление школьного понятия «урок»

Сказка «О котенке Маше»

Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 13

Игра «Запрещенное движение»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 57)

Комплекс «Лисичка»

(авторская)

Упражнение «Солнышко и тучка»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Я доброжелательный (ая)!»

Май 1 неделя

Упражнение «Комплименты»

Закрепление школьного понятия «перемена»

Сказка «Про большого воробья Иришку                                                                                                                                                                                                                                                     »

Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 15

Игра «Слушай хлопки»

 (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 52)

Комплекс «Медвежонок»

(авторская)

Упражнение «В уши попала вода»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Хочу все знать!»

Май 2 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Закрепление школьного понятия «школьная форма»

Сказка «О маленьком привидении Филе»

Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 16

Игра «Будь внимателен»

 (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 52)

Комплекс «Солнечный зайчик» (авторская)

Упражнение «Лицо загорает»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 73)

Фраза – самовнушение

«Совсем скоро в школу!»

Май 3 неделя

Упражнение «Комплименты»

Закрепление школьного понятия «школьный портфель»

Сказка «Как Яшок поступал в Дом учености»

Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 17

Игра «Пожалуйста!» (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 57)

Комплекс «Муравей»

(авторская)

Упражнение «Отдых. Сон на берегу моря»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 74)

Фраза – самовнушение

«Я иду в школу!»

Май 4 неделя

Упражнение  «Школьные пожелания»

Беседа о празднике День знаний «1 сентября»

Сказка «Яшок и буква А»

Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2001 г., с. 19

Игра «Замри!»

 (М. Чистякова «Психогимнастика», с. 56)

Комплекс «С шарфиком"

(авторская)

Упражнение «Шалтай – болтай»

(М. Чистякова «Психогимнастика», с. 88)

Фраза – самовнушение

«Скоро в школу я пойду»



Предварительный просмотр:

               

 Психолого – педагогический

проект

«Формирование школьной мотивации

у детей подготовительной к школе группы

посредством сказкотерапии»

                                                Разработала:

                                                       педагог-психолог

                                                                       высшей категории МБДОУ

                                                                    д/с № 2 г. Йошкар – Олы

                                            «Облачко»

                                                                          Бочкарева Ольга Николаевна

       г. Йошкар - Ола        

                                                                           

 

«Быть готовым к школе – не значит

                                      уметь читать, писать и считать.

                                        Быть готовым к школе – значит

 быть готовым всему этому научиться».                                      

                                                       ( Венгер Л.А.)

Автор проекта: 

        Бочкарева Ольга Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 (общеразвивающего вида) г. Йошкар – Олы «Облачко».

Участники:

  • Педагог-психолог
  • Педагоги
  • Родители
  • Дети

База экспериментальной работы:

        Ежегодно подготовительная к школе группа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 (общеразвивающего вида) г. Йошкар – Олы «Облачко».

Сроки работы по проекту:

        Долгосрочный: Сентябрь 2011 г. -  по настоящее время.

Обоснование актуальности проекта

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом в 2013 году, в разделе IY. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, одним из которых является социализация ребенка. Также в ФГОС ДО отмечается, что «целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

Таким образом, процесс формирования предпосылок учебной деятельности является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны педагогов и детских психологов не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, а также социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «формирование предпосылок учебной деятельности» и подходы к его дальнейшему изучению.

Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности.  Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

        Школьные психологи отмечают, что современные дети, имея достаточно высокий интеллектуальный потенциал, в личностном плане не всегда бывают готовы к школьному обучению по ряду причин. Некоторые дети боятся школы, проявляя так называемый «синдром школьной тревожности».  Другие дети хотят идти в школу, но их привлекают внешние аксессуары школьной жизни [3, с.11].

 Педагогическая наука выделяет понятие «школьная зрелость». Это уровень развития физиологических и психологических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требованиями школьного обучения. В свою очередь, школьная зрелость  включает в себя  такое понятие как психологическая готовность к школе, условно подразделяющаяся на интеллектуальную, волевую и личностную: мотивационную и социальную.

Безусловно, интеллектуальная и волевая готовность – это важнейшие предпосылки успешного обучения в школе, однако, недостаточные.  Большое значение имеет личностная готовность - формирование у ребенка стремления к принятию «новой социальной позиции» (Л.И. Божович) – положения школьника, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, сверстникам, самому себе. Это так называемая мотивационная готовность.

Необходимо отметить, что в детском саду педагоги уделяют внимание подготовке детей к школе, проводят беседы с детьми о предстоящей школьной жизни, рассматривают иллюстрации по теме.   Но указанные методы не всегда позволяют затронуть эмоциональную сторону мышления, развить внутренние ресурсы преодоления школьной тревожности у будущих первоклассников (А.К. Дусавицкий, Т.А. Нежнова, Е.В. Филиппова, Е.В. Новикова, С.Б. Сарасон, Б.Филлипе и др.).

          Известно, что в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий мир через образы и эмоции. Современная психология предлагает использовать метод сказкотерапии как наиболее эффективный для работы с эмоциями детей, формирования личностных и социальных качеств, разрешения внутриличностных конфликтов. Достигается такой эффект благодаря терапевтическим метафорам, поскольку основная мысль сказки представлена не в прямой – назидательной, а в скрытой – метафорической форме. Кроме того, в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам, внутренним силам, возможностям человека.

          Таким образом, использование элементов сказкотерапии является, на наш взгляд, наиболее эффективным методом, способствующим формированию высокого уровня мотивационной готовности у детей к школе.

Новизна: заключается в том, что в структуру ранее разработанных автором психотренингов общения были включены следующие составляющие, способствующие формированию личностной готовности детей к школе:

  • формирование школьных понятий,
  • сказкотерапия (сказки на тему школьной жизни и формирование значимых для школьника черт характера.

Цель проекта: способствовать формированию высокого уровня мотивационной готовности к школе у детей подготовительной к школе группы.

В процессе разработки проекта решались следующие задачи: 

  • Преодоление синдрома «школьной тревожности» у детей подготовительной к школе группы,
  • Активизация «механизма самопомощи» в трудных ситуациях, прогнозируемых в процессе школьного обучения,
  • Развитие у детей подготовительной группы школьной компетентности.

Объект: мотивационная готовность к школе как компонент психологической готовности к школе.

Предмет: сказкотерапия как средство развития мотивационной готвоности.

Гипотеза исследования: состоит в том, что проведение  психотренингов общения с включением в структуру элементов сказкотерапии, способствует повышению уровня мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы,  снижению уровня школьной тревожности, формированию значимых для школьника личностных качеств, безболезненной адаптации и успешному обучению в школе.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  2. Психологическая диагностика готовности детей к школе;

В ходе реализации проекта были использованы технические ресурсы (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, сборники детских песен про школу) в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. 

Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении психотренингов общения с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями позволило разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. 

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Повышение уровня личностной готовности к школе у детей – сформированность значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства).
  2. Преодоление у детей синдрома «школьной тревожности» перед поступлением в школу, развитие школьной компетентности.
  3.  Формирование у детей алгоритма поведения в прогнозируемых трудностях, возникающих в процессе школьной адаптации.

Алгоритм управления деятельностью:

  1. Анализ методической и научной литературы  по данной теме  (2010-2011 уч.год).
  2. Составление поэтапно – творческого плана самообразования по указанной теме. Подбор сказок для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства (2011-2012 уч. год).
  3. Продолжение подбора сказок для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства (2012 -2013 уч.год).
  4. Подбор сказок для преодоления у детей синдрома «школьной тревожности» перед поступлением в школу, развития школьной компетентности (2013 -2014 уч.год).
  5. Апробация проекта: включение элементов сказкотерапии в структуру психотренингов общения для подготовительной к школе группы (2012 – 2015 г.г.).
  6. Анализ реализации проекта.
  7. Распространение опыта по реализации проекта.

Перспективы развития и применения проекта

1. Проект был представлен на обсуждение педагогов – психологов городского методического объединения «Центр» 20 февраля 2013 года,  где получил одобрение и заинтересовал педагогов – психологов ценностью практического применения.

2. Опыт работы по проекту презентовался на методическом семинаре «Современные тенденции развития психологической службы образования», организованном 21 февраля 2013 года кафедрой психологии развития и образования Института педагогики и психологии  ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

Кроме того, проект был опубликован на сайте Марийского государственного университета (new.marsu.ru).  Также была напечатана статья автора «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии»  в сборнике научных статей   «Современные тенденции развития психологии образования: теория и практика» под редакцией Л.В. Лежниной, С.В. Кораблевой, Йошкар – Ола, 2013 г..

3. Предполагается продолжение деятельности автора в рамках проекта, так как результаты реализации показали необходимость проведения специально организованных занятий по формированию школьной мотивации с детьми подготовительной к школе группы.

Мероприятия и сроки реализации проекта

          В процессе разработки проекта на протяжении четырех лет автором ежегодно поэтапно планировалась инновационная деятельность, которая представлена ниже в виде поэтапно – творческих планов.

Поэтапно – творческий план инновационной деятельности

педагога – психолога

Бочкаревой О.Н.

на 2011 – 2012 учебный год

1 этап

Тема:  «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии» 

(Подбор сказок для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства)

Месяцы /участники

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сотрудники

Информирование педагогов о теме самообразования, направлении работы на данный учебный год, цели и задачах планируемой работы

Сбор материала, изучение  методической литературы

Сбор материала в интернет – пространстве с целью изучение опыта работы в этом направлении

Представление темы самообразования на заседании педагогов – психологов «Центр»

Оформление собранных сказок в методическое пособие

Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы

Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы

Обобщение собранного материала

Анализ проведенной работы на заключительном педсовете

Родители

Информирование родителей подготовительной группы о включении сказкотерапии как метода в психотренинги общения с детьми

Информирование родителей о промежуточных результатах формирования школьной мотивации методом сказкотерапии (формирование значимых для школьника черт характера)

Выступление с опытом работы по включению сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации (сказок на формирование значимых для школьника черт характера), результаты школьной мотивации (в разрезе 3-х лет)

Дети

ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В ПСИХОТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ СОГЛАСНО

ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Вклад в оснащение методического кабинета

Представление поэтапно – творческого плана

Представление отчета о собранном материале

Поэтапно – творческий план инновационной деятельности

педагога – психолога

Бочкаревой О.Н.

на 2012 – 2013 учебный год

2 этап

Тема:  «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии» 

(Продолжение подбора сказок для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерства)

Месяцы /участники

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сотрудники

Продолжить информировать педагогов о теме самообразования, направлении работы на данный учебный год, цели и задачах планируемой работы

Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы

Продолжить сбор материала, изучение  методической литературы

Продолжить сбор материала в интернет – пространстве с целью изучение опыта работы в этом направлении

Представление опыта сбора информации по теме самообразования на заседании педагогов – психологов «Центр»

Продолжить оформление собранных сказок в методическое пособие

Продолжить оформление собранных сказок в методическое пособие

Продолжить оформление собранных сказок в методическое пособие

Обобщение собранного  в учебном году материала

Анализ проведенной за учебный год работы по теме самообразования на заключительном педсовете

Родители

Информирование родителей подготовительной группы о включении сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации в психотренинги общения с детьми

Информирование родителей о промежуточных результатах формирования школьной мотивации методом сказкотерапии (формирование значимых для школьника черт характера)

Выступление с опытом работы по включению сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации (сказок на формирование значимых для школьника черт характера), результаты школьной мотивации (в разрезе 3-х лет)

Дети

ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В  ПСИХОТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ СОГЛАСНО

ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Вклад в оснащение методического кабинета

Представление поэтапно – творческого плана

Представление отчета о собранном материале

Поэтапно – творческий план инновационной деятельности

педагога – психолога

Бочкаревой О.Н.

на 2013 – 2014 учебный год

3 этап

Тема:  «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии» 

 ((Подбор сказок для преодоления у детей синдрома «школьной тревожности» перед поступлением в школу, развития школьной компетентности)

Месяцы /участники

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сотрудники

Продолжить информировать педагогов о теме самообразования, направлении работы на данный учебный год, цели и задачах планируемой работы

Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы

Составление конспектов НОД по теме, изучение  методической литературы

Продолжить сбор материала в интернет – пространстве с целью изучение опыта работы в этом направлении

Представление подготовленных материалов НОД по теме самообразования на заседании педагогов – психологов «Центр»

Продолжить оформление НОД по теме в методическое пособие

Продолжить оформление НОД по теме в методическое пособие

Продолжить оформление НОД по теме в методическое пособие

Анализ оформленного  в учебном году материала

Представление оформленного материала по теме  самообразования за текущий учебный год на заключительном педсовете

Родители

Информирование родителей подготовительной группы о включении сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации в психотренинги общения с детьми

Информирование родителей о промежуточных результатах формирования школьной мотивации методом сказкотерапии

Выступление на родительском собрании с опытом работы по включению сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации, результаты школьной мотивации (на начало и по окончании учебного года)

Дети

ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В ПСИХОТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ СОГЛАСНО

ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Вклад в оснащение методического кабинета

Представление поэтапно – творческого плана

Представление опыта работы на межрегиональном методическом семинаре МарГУ «Современные тенденции развития психологии образования: теория и практика»

Публикация в сборнике статей МарГУ «Современные тенденции развития психологии образования: теория и практика»Йошкар _ Ола, 2013 г.

Представление отчета об оформлении материала

Поэтапно – творческий план инновационной деятельности

педагога – психолога

Бочкаревой О.Н.

на 2014 – 2015 учебный год

4 этап

Тема:  «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии» 

 (Обобщение материала по теме)

Месяцы /участники

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Сотрудники

 Информировать педагогов о проведенной работе по теме самообразования, направлении работы на данный учебный год, цели и задачах планируемой работы

Включение сказок в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы

Обобщение материала по теме, информирование старшего воспитателя об успехах в написании проекта.

Обобщение материала по теме, информирование старшего воспитателя об успехах в написании проекта

Представление написанной

части проекта по теме самообразования на заседании педагогов – психологов «Центр»

Представление написанной части проекта по теме самообразования на педсовете

Продолжить информирование старшего воспитателя об успехах в написании проекта

Представление оформленного материала по теме  самообразования за текущий учебный год на заключительном педсовете

Родители

Информирование родителей подготовительной группы о включении сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации в психотренинги общения с детьми

Информирование родителей о промежуточных результатах формирования школьной мотивации методом сказкотерапии

Выступление на родительском собрании с опытом работы по включению сказкотерапии как метода формирования школьной мотивации, результаты школьной мотивации (на начало и по окончании учебного года)

Дети

ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В ПСИХОТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ СОГЛАСНО

ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Вклад в оснащение методического кабинета

Представление поэтапно – творческого плана

Представление отчета об оформлении материала

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной темеПриложения к проекту Бочкаревой О.Н\Список изученной литературы.docx

1 этап

Сентябрь 2011 – май 2012 уч.г.

Педагог-психолог

2.

Проведение психологической диагностики готовности детей к школе. Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Психологическая диагностика готовности к школе.docx

1-4 этапы

Сентябрь – октябрь, апрель – май каждого уч. г.

Педагог-психолог

3.

Подготовка стендовых консультаций в родительском уголке подготовительной группы:

- Что такое психологическая готовность к школе;

- Почему ребенок не хочет идти в школу;

- Как помочь ребенку в первые школьные дни. Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Консультация для родителей Что такое готовность к школе.doc   

 Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Консультация для родителей и педагогов по повышению уровня готовности к школе.docx                       

1-4 этапы

В течение учебного года ежегодно

Педагог-психолог

4.

Подбор сказок по формированию значимых для школьника черт характера

1-2 этап

Сентябрь 2011 – май 2012 уч.г.

Педагог-психолог

5.

Подбор сказок  для преодоления у детей синдрома «школьной тревожности» перед поступлением в школу, развития школьной компетентности)

3 этап

Сентябрь 2013 – май 2014 уч.г.

Педагог-психолог

6.

Выступление на «Родительской школе дошкольных наук» с анализом результатов психологической готовности детей к школе (в том числе, мотивационной) Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Презентация родит школа дошк наук 2014 -15 Ручеек и Капелька.ppt

1-4 этап

Ноябрь ежегодно

Педагог-психолог, старший воспитатель

7.

Включение в структуру  психотренингов сказкотерапии для формирования значимых для школьника черт характера: оптимизма, решительности, настойчивости, уверенности, честности, ситуационного лидерстваПриложения к проекту Бочкаревой О.Н\Психотренинги общения перспективные планы Подг. гр..docx

Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Фото психотренинга общения.docx

1-4 этап

Сентябрь 2011 г. – по настоящее время

Педагог - психолог

8.

Проведение КМО педагогов – психологов «Центр» на тему «Формирование школьной мотивации посредством сказкотерапии»Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\План проведения КМО для психологов.doc 

Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Презентация КМО 2013 г..ppt

3 этап

Февраль 2013 г.

Педагог - психолог

9.

Презентация опыта работы по проекту на методическом семинаре «Современные тенденции развития психологической службы образования» с размещением материала на сайте Марийского государственного университета

Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Статья для сайта университета с фото.doc

21 февраля 2013 г.

Кафедра психологии развития и образования Института педагогики и психологии  ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Педагог - психолог

10.

Публикация статьи автора «Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии»  в сборнике научных статей   «Современные тенденции развития психологии образования: теория и практика» под редакцией Л.В. Лежниной, С.В. Кораблевой, Йошкар – Ола, 2013 г..

Приложения к проекту Бочкаревой О.Н\Статья для сборника университета.doc

Ноябрь 2013 г.

Кафедра психологии развития и образования Института педагогики и психологии  ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Педагог - психолог

Анализ реализации проекта

           Ежегодный многолетний анализ проводимой автором психологической диагностики готовности детей подготовительной к школе группы  до 2011 – 2012  учебного года показал, что уровень мотивационной готовности к школе у детей, особенно на начало учебного года,  является недостаточно высоким, что подтверждают приведенные ниже результаты.

Оценка уровня мотивационной готовности к школе проводилась с использованием  методик «Деревья» и «Ведущий вид деятельности».

Методика «Деревья» (Модификация Л.М. Блиновой)

 Ребёнку предлагается выбрать из 4 деревьев, два – наиболее понравившееся.

Распределение по уровням:

  1. балл –  ниже нормы (выбирает 2 и 3 дерево)

1 балла –  норма (выбирает 1 и 2  или 1 и 3  дерево)

2 балла – выше нормы (выбирает 2 и 4 дерево или 3 и 4 дерево)

3 -  выше нормы (выбирает 1 и 4 дерево)

Методика «Ведущий вид деятельности»

Ребёнку предлагается 3 картинки: где ребёнок играет, трудится и учится. «Чем бы ты хотел заняться?» И, так 2 раза (итого 3 предъявления).

1 балл - значительно ниже нормы (выбирает 3 картинки с изображением играющих детей)

2 балла - ниже нормы (выбирает 2 картинки с изображением играющих детей и 1 – ребенок трудится или учится в школе)

3 балла – норма (выбирает 3 картинки, где ребенок трудится)

4 балла – выше нормы (выбирает 2 картинки, где ребенок трудится и 1 картинку, где ребенок учится в школе)

5 баллов – значительно выше нормы (выбирает 3 картинки, где ребенок учится в школе)

Общий результат оценивается как средний по итогам 2 методик.

1 балл - значительно ниже

2 балла - ниже нормы

3 балла – норма

4 балла – выше нормы

5 баллов – значительно выше нормы

Результаты психологической диагностики  готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)

 2008 – 2009 учебный год

Результаты психологической диагностики  готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)

 2009 – 2010 учебный год

Результаты психологической диагностики  готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)

 2010 – 2011 учебный год

            Анализ полученных результатов позволил  утверждать, что даже к окончанию учебного года не все выпускники детского сада имеют высокий уровень мотивационной готовности к школе, что может помешать им в процессе адаптации к школе, сохранить повышенный уровень тревожности, понизить самооценку.

           Как было указано ранее, метод сказкотерапии использовался нами в процессе проведения психотренингов общения с детьми всех возрастов как наиболее эффективный для работы с личностью ребенка – дошкольника.  Автор предположил, что подобный эффект сказкотерапия должна оказывать и на формирование мотивационного компонента социально – личностной готовности ребенка к школе.         Изучение основ сказкотерапии позволило выделить следующие компоненты терапевтической метафоры – сказки, используемой при составлении подборки сказок в рамках проекта:

  • метафорический конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо из – за имеющейся у него проблемы;
  • метафорический кризис – наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;
  • поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
  • торжество и праздник – наступление ситуации успеха, признания со стороны окружающих [8, с.62]

           Герой сказочной истории не ждет помощи, не просит ее у окружающих. Он находит в себе новые возможности, действует и обязательно побеждает.      Таким образом, у детей формируется «механизм самопомощи», то есть стремление в любой трудной ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться к цели и обязательно ее добиваться.

         Поскольку основной формой непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой автором с детьми  подготовительной группы в детском саду  также являются психотренинги общения, явилось логичным  включение в структуру психотренингов для детей подготовительной к школе группы элементов сказкотерапии для формирования школьной мотивации.

          Нами была разработана следующая структура психотренинга:

  1. Коммуникативное упражнение «Комплименты».
  2. Мыслительная деятельность «Поможем Марсиаше» – формирование понятий, связанных со школьной жизнью (учитель, урок, перемена, ручка, пенал, тетрадь и др.). К детям приходит в гости Марсиаша – человечек с планеты Марс, который тоже мечтает стать школьником и просит объяснить непонятное ему слово. После обсуждения дети формулируют требуемое понятие.      

 3. Игра для развития произвольности «Почта», «Запретное число» и др.  

    [6, с. 92-104]. Предлагаемые детям игры направлены на умение  

    принимать и соблюдать правила.

 4. Слушание и обсуждение сказки для формирования школьной мотивации

    (М.А. Андрианов, О.В. Хухлаева).  

      5. Мимическая гимнастика для развития экспрессии.

 6. Проигрывание эмоций, переживаемых героем сказки.

 7. Коммуникативная игра «Лену (Ваню и т.д.) в школу провожаем»

    (школьные пожелания) – формирование системы ценностных ориентаций,  

          связанных со школой.

  8. Релаксация.

    Авторская подборка сказок состоит из двух частей:

  • сказки, направленные на формирование значимых для будущего школьника черт характера: оптимизм, решительность, настойчивость, уверенность, честность, ситуационное лидерство;
  • сказки, формирующие школьную компетентность, помогающие осознать важность школьного обучения.

Психотренинги выше указанной структуры для детей подготовительной группы с элементами сказкотерапии проводятся нами в течение учебного года на протяжении семи лет  и по настоящее время. По результатам психологической диагностики готовности к школе (мотивационный компонент) в конце учебного года дети показывают снижение уровня тревожности, повышение самооценки, у ребят появляется стремление стать учениками, желание пойти в школу с выбором познавательной мотивации.  Подобные личностные новообразования у выпускников детского сада позволяют сделать вывод о том, что сказкотерапия является оптимальным средством для формирования школьной компетентности и  мотивации будущих первоклассников.

Результаты психологической диагностики  готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)

 2011 – 2012 учебный год

Результаты психологической диагностики  готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)

 2012 – 2013 учебный год

Результаты психологической диагностики  готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)

 2013 – 2014 учебный год

Результаты психологической диагностики  готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (мотивационный компонент)

 2014 – 2015 учебный год

Сравнительный анализ полученных результатов позволил сделать следующий вывод: уровень мотивационной готовности детей значительно повысился в ходе реализации проекта. Так, в 2008-2010 г.г. по результатам психодиагностики готовности к школе  (МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ) на конец учебного года часть детей имела низкий уровень и уровень ниже среднего:

Уровни/учебные годы

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Высокий

8 человек

11 человек

7 человек

Выше среднего

5 человек

4 человека

6 человек

Средний

18 человек

2 человека

8 человек

Ниже среднего

3 человека

5 человек

3 человека

Низкий

1 человек

3 человека

1 человек

           Данные диаграмм с 2011-2012 учебного года показывают, что детей с низким и ниже среднего уровнем мотивационной готовности на конец учебного года не выявлено, тогда как количество детей с высоким и выше среднего уровнем значительно увеличилось. Также необходимо заметить, что в годы, когда не проводилась работа по формированию мотивационного компонента готовности к школе, к концу учебного года большая часть детей показывала средний уровень. А в годы реализации проекта к концу учебного года лишь малая часть группы оставалась на среднем уровне сформированности школьной мотивации.    

Уровни/учебные годы

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Высокий

19

22

21

20

Выше среднего

3

3

3

2

Средний

3

0

1

3

Ниже среднего

0

0

0

0

Низкий

0

0

0

0

 

           Проведенный анализ количественных результатов подтверждает выдвинутую при подготовке проекта гипотезу о том,  что систематическое проведение специально организованных психотренингов общения,  с включением в структуру элементов сказкотерапии, способствует повышению уровня мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы,  снижению  уровня школьной тревожности, формированию значимых для школьника личностных качеств, безболезненной адаптации и успешному обучению в школе.

        Тесное многолетнее сотрудничество с Лицеем № 11 им. Т.А. Александровой  г. Йошкар – Олы позволило произвести анализ адаптации детей – выпускников нашего ДОУ к школе. Учителями начальной школы было отмечено, что  дети хорошо усваивают учебную программу и успешно учатся на «4» и «5»:  в 2011 -2012  учебном году – 74,1% , в 2012-2013 учебном году - 73%, в 2013-2014 учебном году - 75,3 %, в 2014-2015 учебном году - отзывы учителей хорошие, но оценки им пока не ставят.

Заключение

          Проблема формирования у детей желания стать учениками, занять новую социальную позицию, как  составная часть готовности детей к школе, безусловно, продолжает волновать автора. Положительные результаты реализации проекта побуждают к продолжению работы в данном направлении, изучению вопроса включения в психотренинги общения новых современных методов и приемов формирования школьной мотивации у детей подготовительной группы.

Библиография:

1. Абобакирова О.Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе. Молодой ученый. – 2015. -№ 3.

2. Андрианов М.А. Философия для детей. Минск, ИООО Современное слово, 2010.

3. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993.

4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.

5. Козина Е.Ф. Сказкотерапия. Специалист.-2014.- № 4.

6. Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска. М. Педагогическое общество России, 2010.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.

9. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. М. Апрель Пресс Экспо – Пресс, 2011.

10. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2003.

Интернет – источники:

1. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ...

www.scienceforum.ru/2013/248/3091

2. Диссертация на тему «Социально-культурные условия ...

www.dissercat.com/.../sotsialno-kulturnye-usloviya-nravstvennogo-vospi...


3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...

www.scienceforum.ru/2015/870/9366




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Психолого-логопедический практикум для родителей и детей подготовительной к школе группы "На пороге школы"

Целью данного мероприятия является повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовки к школе....

Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»

Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы.  Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...