Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»
статья на тему

Гришина Галина Николаевна

Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины способного выполнять гражданские обязанности.Г.Н. Гришиной и И.Н. Захарченко раскрыта система в работы с детьми дошкольного возраста и родителями при воспитании детей к родному краю. 

Данный опыт работы может быть использован в массовой практике работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx59.63 КБ

Предварительный просмотр:

Гришина Галина Николаевна, Захарченко Ираида Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

 

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества

 Авторы опыта:

 Гришина Галина Николаевна,

 Захарченко Ираида Николаевна

 воспитатели МБДОУ детский сад №57

 «Радуга»  г. Старый Оскол

Старый Оскол

 2015

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………………...

3

Технология опыта…………………………………………………………

8

Результативность опыта……………………………………………………

14

Библиографический список………………………………………………..

16

Приложение к опыту………………………………………………………

17

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание.

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста – процесс сложный, важный и актуальный. Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

 Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины.  

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  

Основой в воспитании у дошкольников любви к родному краю являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.  

Данный опыт работы был сформирован воспитателями Гришиной Галиной Николаевной и Захарченко Ираидой Николаевной в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №57 «Радуга» г. Старый Оскол Белгородской области. Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ является развитие гражданских качеств дошкольников и в учреждении созданы благоприятные условия для реализации данного направления.

Образовательное учреждение реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, разработанную на основе ФГОС ДО [14]. В программе большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения.

Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников гражданственности, любви к семье, к родному городу,  родному краю. Эта задача решается посредством народного творчества.

Произведения народного творчества помогают лучше узнать свой край, знакомят с его историей, особенностями жизни людей, способствуют воспитанию патриотических чувств. Такая педагогическая ценность фольклора является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. В произведениях народного творчества нет исторических дат, лиц, сложных событий, но образцы сказок, песен, пословиц и т.д., олицетворяющие вековые мечты людей о свободе и счастье, о победе добра над злом - все это может стать основой для формирования в будущем понимания детьми сложных социальных явлений и исторических фактов.  

Для определения сформированности представлений у дошкольников о родном крае была проведена диагностика, которая позволила определить степень их представлений о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах (Приложение № 1).

В ходе обследования было выявлено, что 36 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 44% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 20 % смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны.  

Развитие представлений дошкольников о своем родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании любви к родному краю у детей было проведено анкетирование родителей (Приложение № 2). Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Таким образом, была обоснована необходимость поиска новых подходов к организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением данной проблемы является воспитание любви к родному краю посредством народного творчества.

Актуальность опыта

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности . В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Появился новый взгляд на «старые проблемы». В современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания.  

Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

История, культура и традиции родного края — это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

Мир народного творчества открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное творчество обладает большими воспитательными возможностями.  Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю» [5]. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, чувства и формировании мировоззрения личности дошкольника. Поэтому-то народное творчество является одним из могучих средств, в привитии любви к родному краю.

Работая над проблемой воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества, были обнаружены следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своему родному краю и недостаточным использованием потенциала народного творчества;

- между необходимостью активизировать процесс воспитания любви к родному краю в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;

- между стремлением педагогов к воспитанию любви к своему краю у детей дошкольного возраста и педагогической некомпетентностью родителей по данной проблеме.

Эти противоречия определили проблему исследования: поиск педагогических условий воспитания любви к родному краю детей дошкольного возраста посредством народного творчества.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании в условий, способствующих воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом осуществлялась в течение трех лет, в ходе которых мы изучали теоретическую и методическую литературу, делали подборки лучших педагогических практик и апробировали с детьми.

Целенаправленная, научно-методически обоснованная работа осуществлялась в три этапа:

I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011 г. – май 2012 г.

II этап – основной (формирующий) – сентябрь 2012 г. – май 2013 г.

III этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, составление плана работы, изучение психологической, педагогической и методической литературы, подбор диагностического материала, выявление уровня сформированности представлений у дошкольников о родном крае.

На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка педагогических условий, способствующих воспитанию любви к родному краю посредством народного творчества.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность педагогических условий для решения обозначенной проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества, знакомство с которой особенно полезно для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, начинающих реализацию ФГОС и внедряющих общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы».

Теоретическая база опыта

В истории дошкольной педагогики всегда уделялось большое внимание воспитанию любви к родному краю как условию успешного становления у дошкольников гражданско-патриотических качеств.

Еще выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы». Через краеведение осуществляется воспитание любви к родному краю [5].

В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо  от воспитания в нем  гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через  детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности юного гражданина [5].

  Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство» [8].

Современные исследования Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой ориентированы на воспитании будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России [7].

Н.В.Алёшина [1] автор методического пособия «Патриотическое воспитание дошкольников» сделала вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей.

В практической деятельности использовались разработки В.В. Маловой, представленные в пособии «Конспекты занятий по духовно нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры». В книге представлены занятия для всех возрастных групп, составленные на основе русского фольклора. Они помогают не в назидательной, а в занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к своему прошлому, любить друг друга и беречь родную природу[11].

В основу обобщения данного опыта положены научно-методические основы нравственно-патриотического воспитания, предлагаемые в примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, разработанную на основе ФГОС ДО [14].

Новизна опыта

 Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию любви к родному краю детей дошкольного возраста посредством народного творчества.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Раздел II

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является организация педагогического процесса, способствующего воспитанию любви к родному краю детей дошкольного возраста посредством народного творчества.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- обоснование, разработка и внедрение педагогических условий, направленных на воспитание любви к родному краю детей дошкольного возраста, в ходе проведения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- максимальное использование народного творчества, их интеграция в целях повышения эффективности воспитания любви к родному краю;

- способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в акциях и мероприятиях в жизни сада и города патриотической направленности.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Знакомство дошкольников с родным краем - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.  

При построении системы работы по воспитанию любви к родному краю детей дошкольного возраста мы учитывали следующие принципы:

принцип историзма сохраняли хронологический порядок описываемых явлений и сводили его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

принцип гуманизации, который позволял нам встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

принцип дифференциации создавали условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, МУК «Старооскольский Дом ремесел», МУК «Центр декоративно-прикладного творчества» в естественном включении краеведческого материала в базовую программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Старооскольского района.

Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены направления работы.

1 направление: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей. Детский сад и его сотрудники.

2 направление: Родной город, его достопримечательности, профессии родителей.

3 направление: Народные промыслы Старооскольского района.

В старшем дошкольном возрасте добавляется 4 направление: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.

Особое значение имеют формы работы по воспитанию любви к родному краю дошкольников.  Они должны быть разнообразными.  Поэтому в работе по формированию представлений о родном городе у дошкольников   использовала разнообразные формы: непосредственно образовательная деятельность (НОД); игры; экскурсии; целевые прогулки; просмотр видеосюжетов о городе;  чтение стихов поэтов-земляков,  статей о городской жизни из газеты  «Зори»;  праздники, развлечения; акции.

Первоначально дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени. Проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя» и НОД  по теме «Семья». Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом направлении проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте» и т.д. Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная» и вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей.

Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству». Итогом работы по данному направлению была оформленная выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным.

Одновременно происходило знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращали внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготовляли бусы из рябины, украшали сарафан, раскрашивали деревянную ложку. На музыкальных занятиях знакомились с народной музыкой, пели народные песни, играли в игры народного характера («Ворон», хороводная игра «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Ах - вы сени»); инсценировали русские народные сказки, потешки. Использовали дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор и др.). 

В рамках второго направления для формирования основ правового сознания у дошкольников посредством развития позитивного отношения к социуму были использованы следующие понятия:

Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет.

Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие.

Достопримечательности – место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.

Герб – эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

Работа была направлена на ознакомление детей с родным городом Старый Оскол, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в городе. Дети посещали МУК «Старооскольский Дом ремесел», МУК «Центр декоративно-прикладного творчества», библиотеку, знакомились с достопримечательностями  и с улицами родного города.

Систематическое обучение в непосредственно образовательной деятельности – важное средство работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому нами был проведен цикл НОД «Есть в Белгородской области удивительный город», «Наш город Старый Оскол», «Архитектура нашего города», викторина «Знатоки города», «Места отдыха горожан»,  направленный на формирование патриотических знаний (знаний об истории города, о гербе, достопримечательностях нашего города.) Большое внимание уделялось изучению растительного и животного мира Белгородской области и Старооскольского района. Дети получали знания как в непосредственно образовательной деятельности, так и в дидактических играх. Нами было проведено обобщающее НОД по ознакомлению с природой Белгородской области.

Проводились обобщающие беседы с детьми по темам краеведения с рассказами взрослого о новостях города, свободными рассказами детей о семейных путешествиях в выходные дни и другие эпизодические формы общения по теме ознакомления с городом. Беседы велись с применением эффективных методических приемов: вопросы, сравнивания, индивидуальные задания, обращение к опыту детей.

Третье направление – это региональный компонент, который предусматривал знакомство детей с традиционными промыслами Старооскольского района, такими, как: «Гончарный промысел и старооскольская глиняная игрушка», «резьба и роспись по дереву»; «лоскутное шитье»; «куклоделие» и другие.

Через игры «Домино Народные промыслы», «Сортируй промыслы», организацию выставок поделок и рисунков старались дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Регулярно проводились организованные наблюдения за окружающей действительностью из окна группы, во время прогулки, целевые прогулки по городу, сочетать с чтением художественных произведений, рассматриванием иллюстраций и детских работ, слушанием музыки, отображением впечатлений в изобразительной и другой продуктивной деятельности. Познавательная задача наблюдений несет главную воспитательную ценность – развить в детях чувство восхищения родным краем.

Естественно, что при знакомстве с родным краем самая распространенная и эффективная форма - это экскурсии по городу.   

Условно экскурсии разделены на четыре типа – это знакомство с социально-значимыми объектами, образовательными учреждениями, учреждениями культуры, достопримечательностями и памятными местами. С детьми были организованы очень интересные экскурсии: Памятник-стела «Город воинской славы»; «К памятнику небесного покровителя города Александру Невскому»; «Первой руды»; «Памятник трудовой славы железнодорожников». 

При ознакомлении с историей родного края была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.

Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.

Еще одна форма работы с детьми – это игры. Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал,  закрепить его  игре (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические).    Нами были изготовлены различные дидактические игры: «Путешествие по городу», «Разрезные картинки», «Где находится памятник?», «Заколдованный город», домино «Народные промыслы Старого Оскола», «Сортируй промыслы», «Герб города», «Собери картинку»,  настенное панно по ознакомлению с природой Белгородской области и дидактические игры к этому панно .   Надо отметить, что практически все игры сделаны на основе фотографий видов города.

Особую радость вызывали у детей праздники, развлечения -  это определенная точка опоры в развитии интересов дошкольников,  демонстрирование ребенком своих достижений перед родителями при одобрении родительской и детской аудитории придает детям уверенность в себе, стимулирует потребность роста интереса. Чтобы эти мероприятия оставили у детей яркие глубокие впечатления, вызвали эмоциональные переживания, нужно было включить каждого ребенка в процесс подготовки к празднику. Например,  при подготовке к празднику «День рождения города» каждый ребенок получал возможность подготовить свое поздравление городу, принимал участие в изготовлении украшений для праздника.

Большое внимание на данном направлении уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей города. Организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города. Беседы на темы «Чем славен наш город», «О людях, прославивших себя трудом и боевыми заслугами» проявили у детей чувство гордости за наших горожан. Важное внимание при воспитании любви к родному краю у детей уделяли  прочтению стихотворений о Старом Осколе. 

Приоритетным направлением в воспитании любви к родному краю стала старооскольская традиционная глиняная игрушка – это образец подлинного народного искусства, красоту и самобытность которого мы должны сохранить для следующих поколений.

Старооскольская глиняная игрушка, обладающая высокими художественными достоинствами, открывает большие возможности, как для эстетического, так и для нравственного воспитания. Она используется в процессе обучения, развивая в детях чувство формы и пластики, чувство ритма и цвета, способствует проявлению творческих способностей ребят в различных видах изобразительной деятельности.

Мы разработали перспективный план работы. Это позволило нам поэтапно знакомить с промыслами и обучению росписи игрушек: - сначала дети учатся рисовать элементы росписи игрушек (мазки, точки, клетки, округлые формы, рассматривая пятнистых лошадок, индюков и нарядных кукол) затем украшают салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных, учатся составлять узоры из знакомых элементов, что позволяет добиваться хороших изобразительных навыков, развивает у детей творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству.

Знакомя детей с изделиями, представляли их ярко, эмоционально, использовал различные сравнения, стихи. Все это вызывало у детей интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным. Детям нравится и сам процесс лепки из мягкой и податливой глины, удивительные превращения игрушек после высыхания и возможность самостоятельно расписать игрушку.

Таким образом, народное творчество, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Ознакомление со старооскольской глиняной игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к разным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Работая с детьми по теме «Воспитание любви к родному краю», учили каждого ребенка любить и уважать свой родной край и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание патриота родного края и своей Родины.

В работе с родителями по воспитанию любви к родному краю использовали как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии).

Было проведено родительское собрание на тему «Воспитываем у детей любовь и уважение к своему родному городу Старый Оскол». Мы поставили следующие задачи: подвести родителей к пониманию того, что детей необходимо знакомить с достопримечательностями родного города, с названиями улиц, с предприятиями, тем самым, воспитывать любовь к городу и уважение к жителям, приложившим усилия к его процветанию.

Разработанный и предложенный родителям экскурсионный маршрут - «Отдыхаем всей семьёй» Это поездки в Атаманский лес; Дом-музей В. Я. Ерошенко; Старооскольский дендрологический парк и Старооскольский зоопарк помогли многим семьям провести выходные дни вместе, гуляя по знакомым и любимым местам, уточнить и закрепить знания детей о родном крае.

Привлекали родителей к участию в конкурсах, выставках. В дошкольном учреждении заранее вывешивалось яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не оставались равнодушными: они собирали рисунки, фотографии, готовили вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада, выставки художественного творчества детей и родителей и  многое другое. Организация совместных творческих домашних заданий - придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мой город и я» объединяло родителей и детей.

В помощь родителям был оформлен «патриотический уголок», где помещаются статьи, стихи о родном крае, словесные игры для разучиванию с детьми дома. Для родительского уголка подобрали и оформили следующие консультации:

- Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитание любви и уважении я к родному городу»

- «Как знакомить детей с достопримечательностями родного края».

- «Воспитание  любви к родной природе».

В ходе работы предлагали родителям сходить с детьми к памятникам, в лес, к реке Оскол, рассмотреть те или иные объекты. Советовали родителям, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания у детей есть о родном крае, что эти знания необходимы для формирования основ патриотического воспитания. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитать будущего патриота своего края, своей Родины.

Раздел III

Результативность опыта

С целью выявления результативности проведенной нами работы по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста в посредством народного творчества были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном крае.

100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти герб города и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего города имеют точные знания 74 % детей, 26 % допускает небольшие неточности. 77% детей имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. О самых распространенных профессиях нашего города, о главных промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошее знание 54% детей, 46% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с достопримечательностями нашего города могут 70% детей, 30% -немного в этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 65% детей имеют прочные знания о родном крае, 25% - допускают небольшие неточности. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем крае и городе, видели его красоту и богатство своими глазами. Педагог старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному краю, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике (Рис. 1).

Рис. 1

Диаграмма 1. Уровень сформированности представлений у дошкольников о родном крае.

Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном крае, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей родного края и города Старый Оскол. Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей чувства  патриотизма, основ гражданственности, воспитания любви к родному краю.

Библиографический список

1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий  Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М.: Перспектива, 2011. – 310 с.

2. Бойчук И.А., Попушина Т.И. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – М.: Детство-Пресс, 2013 – 224 с.

3. БударинаТ., Куприна Л., Маркеева О. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство-Пресс, 2010 – 400 с.

4. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. –СПб.: Детство, 2012. – 311 с.

5. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду -СПб: Детство — Пресс, 2008г. – 264 с.

6. Зацепина М.И. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез 2010 г.- 146 с.

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: Скрипторий 2000, 2010. – 101 с.

8. Зиньковская О.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества / О.М. Зиньковская, Е.В. Шопоняк // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 479 - 480.

9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры — М.: Детство-Пресс, 2008. – 308 с.

10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с.  

11. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. –207 с.

12. Маслова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. – М.: Владос, 2013. - 351 с.

13. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2009. – 96 с.

14. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез 2014 г.- 368 с.

15. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» Детство-Пресс, 2013 – 320 с.


Приложение

  1. Приложение № 1 – Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном городе (автор Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова).
  2. Приложение № 2 –  Анкета для родителей.
  3. Приложение № 3 –  Перспективный план по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста.
  4. Приложение № 4 –  Экскурсия по территории детского сада с детьми среднего дошкольного возраста.
  5. Приложение №5 – Конспект занятия «Старый Оскол – мой родной город».
  6. Приложение №6 – Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста.

Работа с детьми по изучению родного края и его природы....

Опыт работы: Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста

Формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края....

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста».

Воспитание патриотических чувств и любвик родному краю у детей дошкольного возраста, его содержание, формы и методы....

«Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»....

"Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста"

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....