ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа) на тему

Антонова Светлана Геннадьевна

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
                В. А. Сухомлинский

На сегодняшний день общество подвержено самым глубоким и стремительным переменам за всю свою историю, осуществляется обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. Одна из наиболее актуальных задач отечественного образования – модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы.

Главная задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик. Как известно, в раннем и младшем дошкольном возрасте происходит первоначальное ознакомление детей с окружающей действительностью, интенсивно развиваются их познавательные силы и способности. Ребенок познает предметный мир, явления природы, доступные наблюдениюсобытия общественной жизни, сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Но если это усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным, ошибочным.Именно поэтому важное место в общей системе воспитательно-образовательной работы занимает сенсорное развитие и развитие практических умений и навыков.Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие (лат. sunser – чувство, ощущение) — это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Основная его задача – помочь ребенку обогатить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, С. Френе и др.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одним из основных направлений дошкольного воспитания.

В психологии доказано, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание, а все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому полноценное познавательное развитие невозможно без опоры на восприятие.

В детском саду детей обучают рисованию, лепке, конструированию, знакомят с явлениями природы, основами математики и грамоты и т.д. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их изучения и использования.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои особые задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша такие условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать и выполнять отдельные действия с предметами разной формы и величины.Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение: «маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы,о соотношениидвух предметов по величине и другим свойствам.Необходимо подчеркнуть, что знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время практических действий с ними.

Начиная с четвертогогода жизни, ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании предметов и выделении в них наиболее характерных свойств, усвоении сенсорных эталонов и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый возрастной период в жизни ребенка имеет свое особое значение, но именно в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент сенсорного развития, т.е. представлений о цвете, геометрических формах, отношениях по величине, развитие слухового и вкусового восприятия.Сенсорное развитие ребенка является залогом успешного осуществления всех видов деятельности, формирования различных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonova_s.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Антонова С.Г., факультет психологии и педагогики, магистратура, 1 курс

(Научный руководитель Ханова Т.Г., доцент, канд. пед. наук)

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       «Ум ребенка находится

       на кончиках его пальцев»
               В. А. Сухомлинский

На сегодняшний день общество подвержено самым глубоким и стремительным переменам за всю свою историю, осуществляется обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. Одна из наиболее актуальных задач отечественного образования – модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы.

Главная задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик. Как известно, в раннем и младшем дошкольном возрасте происходит первоначальное ознакомление детей с окружающей действительностью, интенсивно развиваются их познавательные силы и способности. Ребенок познает предметный мир, явления природы, доступные наблюдению события общественной жизни, сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Но если это усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным, ошибочным. Именно поэтому важное место в общей системе воспитательно-образовательной работы занимает сенсорное развитие и развитие практических умений и навыков. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие (лат. sunser – чувство, ощущение) — это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Основная его задача – помочь ребенку обогатить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, С. Френе и др.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одним из основных направлений дошкольного воспитания.

В психологии доказано, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание, а все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому полноценное познавательное развитие невозможно без опоры на восприятие.

В детском саду детей обучают рисованию, лепке, конструированию, знакомят с явлениями природы, основами математики и грамоты и т.д. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их изучения и использования.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои особые задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша такие условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать и выполнять отдельные действия с предметами разной формы и величины. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение: «маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, о соотношении двух предметов по величине и другим свойствам. Необходимо подчеркнуть, что знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время практических действий с ними.

Начиная с четвертого года жизни, ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании предметов и выделении в них наиболее характерных свойств, усвоении сенсорных эталонов и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый возрастной период в жизни ребенка имеет свое особое значение, но именно в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент сенсорного развития, т.е. представлений о цвете, геометрических формах, отношениях по величине, развитие слухового и вкусового восприятия. Сенсорное развитие ребенка является залогом успешного осуществления всех видов деятельности, формирования различных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, уз...

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее форм...

«Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»...

Статья. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрас...

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка....

Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического...