Приемы повышения эффективности работы по речевому развитию детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для воспитателелей "Приемы  повышения  эффективности  работы  по речевому  развитию  детей  раннего  возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_r._rechi.doc89 КБ

Предварительный просмотр:


Безимени-1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического

развития воспитанников  № 77

(МБДОУ № 77)

Выступление  на  семинаре  групп раннего  возраста

«Приемы  повышения  эффективности  работы  по

речевому  развитию  детей  раннего  возраста»

                                                                       Подготовила:

                                                                                                                                                                            Старший  воспитатель  МБДОУ № 77

                                                                          Е.Ю.Белова

                                        г.Нижний Новгород

                                                  2015

 «Если  педагог  или  родитель своей ежеминутной придирчивостью будет  слишком  стеснять  ребенка  в  свободном  речевом  выражении  чувств  и  мыслей, если  он  не  даст  никакого  простора  их  эмоциональным высказываниям, он  рискует  обесцветить детскую  речь, сделать  ее  анемичной и  скучной, убить  в  ней  чудесную  детскость  и  тем  самым  нанести  ей непоправимый  вред»

К.И.Чуковский

Развитие  речи – одно  из  важнейших  направлений  работы  воспитателя, призванное  обеспечить  своевременное  психическое  развитие  ребенка  раннего  возраста. Именно  в  этом  возрасте  необходимо  развивать речь как  средство  общения, создавая  условия, при  которых  ребенок может  устанавливать  контакты и  добиваться  своей  цели  путем  речевого  обращения  к  взрослому  или  к сверстнику; обогащать  понимаемый  и  активный  словарь  ребенка  за  счет  общеупотребительных  существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.

Для  решения  этих  задач следует:

. внимательно  и  заинтересованно  выслушивать ребенка;

. много  говорить  самому

. вовлекать детей  в  разговор  на  определенную  тему

. помогать  ребенку вступать  в  речевой  контакт  со  сверстниками и  взрослыми.

От  воспитателя требуются  внимание  и доброжелательность. Если  малыш  заговорил  с вами, всем  своим  поведением  дайте  ему  понять, что  вы  рады  ему, готовы  его  выслушать  и  не  намерены  торопиться. Ваша  доброжелательность  и  улыбка сделают  чудеса: малыш  постарается  подольше  удержать  вас  около себя с  помощью  слова.

В Федеральных  государственных  образовательных  стандартах  говорится о необходимости  обеспечить  динамику  развития  каждого  ребенка, образовательный  процесс  сделать  живым, интересным.

Чтобы  обеспечить  эффективность  обучения  на  занятии,  в игре, в  повседневной жизни  важно  использовать  разнообразные  приемы  развития  речи  детей  раннего  возраста.

1. Обучать пониманию вопросов взрослого и ответам на них. Вопросы понимают уже в конце 1-го г., отвечают действием или звуком: «Как птичка летает?» (поднимает руки вверх); «Как ты спасибо окажешь?» (кивает головой), «Как ты Мурку позовешь?» («Кх, кх»).

Позже, чтобы научить ребенка отвечать на вопросы «Что это?», «Где мяч?», «Тебе что дать?», Куда ты идешь?», взрослый, задавая их, вначале отвечает сам: «Куда Вовочка пойдет? Гулять?». «Что тебе дать? Палочку?». Позже ребенок сможет ответить на данный вопрос в любой знакомой обстановке.

Важно использовать каждый удобный момент, чтобы обратиться к ним с вопросом. Так, ребенок тянется за хлебом, спросить: «Что тебе дать? Хлеб? Булочку? Скажи, я дам». А одевая ребенка, просить показать, где ножка, где туфелька, просить подать, поставить и т.п.

К 2-м годам ребенок может отвечать на вопросы: Куда идешь? Что это? Кто это? Что тебе дать? Что он делает? И т.п. 

При разговоре использовать разнообразные приемы: называние предмета (вот штанишки, ботиночки); просьба показать «где то-то» (где карман на платье, где уши у зайца, где носик у куклы и у самой Наташи); объяснять качество предмета (мяч большой, маленький, водичка холодная, теплая, кисель сладкий); спрашивать, «кто это?».

Побуждать к выполнению заданий, поручений: «скажи», «повтори» (при развитии подражания) - упражнять ребенка в произнесении различных звуков, слогов, слов.

Показ с называнием (предметы ухода, игрушки, части тела)– не только произносить слово, но и фразы, выделяя его особой интонацией, с короткими паузами – до и после него, повторять несколько раз. Подсказывать нужное слово – легкое, доступное для ребенка при выражении просьбы словами (в нач.2-го г. – сопровождать жестом: «нет» – разведение рук в стороны). 

В  игре со взрослым – через показ и одновременное называние (открыл-закрыл). Можно взять руку ребенка и выполнять соответствующее действие.

Для закрепления понимания – учить выполнять указательный жест пальчиком на предмет, сначала показав образец. Учить показывать, подавать по просьбе взрослого, выполнять действия (сядь, встань, дай руку). Добиваться активного использования в речи слов, произношением которых дети уже овладели.

Чем интереснее то, что показывает воспитатель, тем скорее он связывает слово с действием, предметом. Т.е. не только смотрит, но и действует (трогает, ощупывает, стучит, вкусовые ощущения и приятное чувство утоления голода).

2. Учить сосредоточенно наблюдать за окружающим. В начале 2-го г. у детей это недлительное рассматривание, ребенок замечает новое в одежде, обстановке, радуется этому. Но быстро переключается на др., не может выделить главное, обобщить, сразу и правильно увидеть. Многое проходит мимо его внимания. Новое, необычное часто вызывает страх. Не запоминают наблюдаемое, чтобы позже воспроизвести это. Но после 1,5 лет в связи с овладением речью, дети могут длительно и с интересом рассматривать, используя имеющийся запас слов, высказываться по поводу виденного. Н-р: «Собачка, маленькая ав-ав!. Иди к нам». Дети отвечают на вопросы взрослого: «Что это?», «Что делает?» и др., с  интересом слушают объяснения, привлекают его внимание к тому, что кажется интересным, а иногда даже (в самом конце 2-го года) спрашивают о виденном: «Что это?» Наконец, развивается умение воспроизводить по памяти виденное путем отсроченного подражания.

Обращать внимание ребенка на разные явления и предметы, на изменения, вызванные перемещением, появлением новых предметов, неожиданных явлений (огонек погас, снова зажегся), чтобы вызывать его на разговор. Приемы показа с называнием и Переклички уже не разделяются, как на 1-м году.

Для разговора нужно использовать прогулку, наблюдения из окна: «Кто там идет? Да, дядя. А это? Это тетя идет. Что тетя несет?» Если дети на этот вопрос не ответят, воспитатель продолжает: «Яблоки. Кому она несет яблоки? Деткам несет. Детки кушать будут. Вкусные яблоки. А что мы видим? Трамвай. Трамвай звонит «дииь-динь». Папу и маму везет на работу. А вот и большая машина. Ту-ту гудит».

Задавать вопросы не только в момент наблюдения, но и после него. «Где Сереженька гулял сегодня? Кого он видел? Как лаяла собачка? А что дали ребятки собачке?»

В результате таких разговоров дети за короткий срок привыкают перечислять виденное, пополняют активный словарь, начинают сами обращаться к взрослому, привлекая его внимание к заинтересовавшему их, просят показать, что за окном или воротами участка.

3. Применять маленькие рассказы, сказки, прибаутки, песенки. Дети их очень любят, просят много раз повторять, сами пытаются воспроизвести концовки. Н-р, воспитатель говорит: «Киска, киска, киска...»! «Бись» (брысь),— говорит малыш и машет рукой. «На дорожку не садись, — продолжает воспитатель, — наша Ирочка (Леночка, Танечка) пойдет и на киску упадет». «Бах», — разводит ребенок руками и смеется. «Села птичка на окошко, посиди у нас немножко, посиди, не улетай... улетела птичка»,— говорит воспитатель. «Ай!» — добавляет ребенок, всплескивая руками.

В другой раз воспитатель поет: «К нам пришла собачка, умная такая, с детками играет, очень громко лает». «Ав-а-в-ав»,— громко произносят малыши.

4. Создавать ситуации, когда ребенок вынужден произносить слова и фразы (что-то попросить у взрослого, передать поручение, но не отвлекая от игр, занятий). Находить поводы, стараясь побудить ребенка с удовольствием сделать это, давать образец, если не понял. В 1-м полугодии выполняют упражнение молча, к концу года учить детей обращаться др. к другу: спросить, пригласить и т.п. Можно посылать двоих, если один из них говорит хорошо (позови ко мне…; спроси, можно взять…? Спроси: хочешь куклу?). «Скажи, спать хочу, бай-бай», «Скажи тете Нине, чтобы она дала тебе платочек носик вытереть», «Попроси у Вали картинку». Причем обязательно нужно проконтролировать ребенка: «Ты сказал? Ты сделал? Ты попросил?»'

Только настойчивым повторением поручения «повтори, скажи» можно добиться, чтобы ребенок сосредоточил внимание на лице взрослого, на речи - прислушался и ответил. Но, разумеется, принуждения здесь не должно быть. Переход от однословной речи к фразам осуществляется при условии, что воспитатель сначала сам подсказывает фразу. «Дай булку». «Хочу молоко». К 2 годам могут говорить фразами из 2-3 и более слов.  

Если ребенок начал обращаться, выражая желания жестом, мимикой, воспитатель учит его словам «дай», «не надо», «пусти», «иди», «можно» и др. Подсказывая, в каких ситуациях и как этими словами пользоваться, воспитатель приучает детей к соблюдению определенных правил поведения при общении со взрослыми и детьми. Н-р, не толкать стоящего впереди ребенка, а попросить: «Пусти»; не выхватывать игрушку у соседа, а попросить: «Дай». Просить разрешения: «Можно?»

5. Рассматривание картинок. Дети проявляют интерес к картинкам уже с конца 1-го — нач. 2-го г. жизни. Дети 2-го года более длительно рассматривают картинки, разнообразно высказываются по поводу их и приучаются бережно пользоваться ими. Иногда они подсаживаются друг к другу или старшим детям и вместе рассматривают книжки, картинки.

Умение переворачивать страницы осваивают лишь к концу 2-го г., поэтому до 1,5 лет им нужны картинки, наклеенные на фанеру или картон. Использовав такие картинки, дети аккуратно складывают их на полочку или в ящик.

При несистематичной пед. работе интерес к картинкам в самостоятельной деятельности детей долгое время неустойчив; часто наблюдается неправильное их использование: назвав 1-2 знакомые картинки, дети начинают их мять, надрывают, разбрасывают. К  сожалению, в  группах появляются  дети, не  испытывающие  желания послушать сказку, полистать  книжку.

У  каждого  педагога  свои  секреты, свои  приемы   влияния  на  детей, требующих  особого внимания. Здесь  можно  предложить  такой  прием. Любой  ребенок  охотно  откликнется на  ласку  педагога и  его  желание  показать красивые  картинки  именно  ему,(Сашеньке, Коленьке) и  только   ему. И  хотя  вокруг  педагога  и  ребенка  тотчас  же  сгрудятся  дети, воспитатель  с  помощью  картинок будет  общаться  именно  с  этим  ребенком: сам  что-то  расскажет  и  покажет  ему, попросит  малыша  найти  на  картинке  кого-то и  восхитится  его  наблюдательностью.

При  чтении  потешек, песенок  по  предложению  воспитателя дети  показывают  то, о  чем  говорится  в  тексте (как  бабка  пекла  оладушки, поливала  их  маслом –«Ладушки- ладушки»; как  вперевалочку  ходят  уточки, как  вытягивают  шеи  гуси-«Наши  уточки  с  утра» и  пр.). Этот  прием  способствует  развитию  у  детей  фантазии, творческого  воображения. Педагог адресует  потешку  определенному  ребенку, называет  его имя. Подобного  рода  «подарки»  доставляют  малышам  много  радости.

Очень  эффективен  прием «обращение -  интрига», где педагог  говорит:»Я  с  удовольствием смотрю  вашу  любимую  книжку( название).Никак  не  могу перевернуть страничку -  мне  мешает котик. Тот  самый котик, который  возвращается  домой  с  пирожком. Котик  решил угостить пирожком Митю  и  ждет  его, ждет!»Редкий ребенок  откажется  от  возможности  получить  необычный  подарок. Если  воспитатель  целенаправленно  приобщает  детей  к  рассматриванию  книг, дети  начинают  с  интересом  листать  их.

Следующий  прием  - чередование  хоровых  ответов  с индивидуальными. Например, новую  игрушку  приглашают в  группу сначала  все  дети, затем  только  мальчики, которые  обещают  ее  не обижать, затем  один  ребенок, который предлагает  спеть  для нее.

Задания, предполагающие  ответ действием: найди, покажи, выбери, принеси, сделай. Такие  задания оживляют  занятие. Дают  возможность детям  сменить  позу и  подвигаться, а  воспитатель  выясняет, имеется ли  данное  слово или  речевой  оборот в  пассивном  словаре  ребенка.

Специальные  задания, побуждающие принять  воображаемую  ситуацию, побуждающие ребенка к  самостоятельным инициативным  высказываниям. Они  вызывают  эмоциональный отклик, способствуют формированию речевых и  игровых  умений.

Игры  на  звукоподражания  и  слова с  определенным  звуком:» Наши  уточки  с  утра»( русская народная  песенка),»Разговоры» (чувашская  народная песенка),»Путаница»(К.И.Чуковский) и  другие.

Имитационные  и речевые  упражнения, связанные с  прослушиванием  стихотворений, потешек, коротких  рассказов. Слово в  сочетании  с  жестом чрезвычайно  важны в  становлении  речевой  и умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к  художественному слову. Сначала  стишок  или  потешка прослушивается детьми. Впервые  малыш  может  на  нее  не  отреагировать. Но  после двух-  трех  прочтений  радуется, узнает  и  пытается делать  то, о  чем  говорится в  тексте. В  последующем ребенок  берет  на  себя роль  соисполнителя, договаривая отдельные слова или  оканчивая  стихотворную фразу. И  только  после  этого, пытается  прочесть педагогу, сверстнику, игрушке, маме  известные ему  песенки, потешки, стихотворения.

Использование  дидактических игрушек  в  играх-инсценировках. С  помощью  игрушки  создаются  модели  положительного и  негативного поведения, познаются действия  с  этой игрушкой, приобретаются практические  навыки. Все  это сопровождается  речью. Благодаря  особому эмоциональному состоянию, ребенок  становится  разговорчивее, с  ним  легче вступить  в беседу.

Упражнения  на  развитие  речевого  дыхания:»Подуй  на  чай, султанчик, бабочку»,» Произнеси  протяжно, длительно».Внимание  обращаем  и  на  слитное  произнесение  звуков  в  звукоподражаниях»ау»,»уа».

Ежедневное индивидуальное  общение с детьми – эффективнейший  прием развития  речи. Говорить  с  детьми  нужно буквально  обо  всем, что попало в  поле  зрения малыша, вызвало  его  интерес, а  также  о   том, что  намеренно включаем  в  совместные  наблюдения. При  этом, следим  за  тем, чтобы речь педагога  была  содержательна, эмоциональна, соответствовала     возрастным  возможностям восприятия  детей по  темпу, лексике и  четкости артикуляции  звуков.

Очень  важно  на  начальном  этапе  незаметно  для  малыша вовлечь  его  в речевое  каждодневное  общение, показать  и  назвать  предметы, явления, рассказать  о  чем-либо  ненавязчиво  для малыша. Например,»Сейчас  мы  будем  кушать  кашу.Катя  любит  кашу? Скажи:»Да».Каша  вкусная! Где  наша  ложка? Покажи  ложку, возьми  ее. Это  ложка. Скажи:»Ложка  большая, чистая, красивая. Каша  вкусная».Обязательно  правильно  называем предметы  и  объекты  необлегченным  словом: машина, собака и  т.д. В  любой  момент  жизнедеятельности  ребенка можно  предусмотреть  такие  ситуации. При  этом  важно вовлечь  ребенка  в  разговор, вызвать  у него ответные речевые  действия. Терпеливо, обстоятельно  комментируем  свои  действия: что  делаем, зачем, какой  результат  надеемся  получить. Своими  вопросами  и  ответами  стараемся  показать  ребенку, что  нуждаемся в  его разъяснениях. Такое  ежедневное  общение строим  как с  несколькими  детьми, так и  со  всей  группой. Таким образом, активизируя  инициативную  речь, одновременно  влияем  на пополнение  словаря  детей.

При  ежедневном  общении  с детьми  в  повседневной  жизни  интересен прием  рассказывания  историй из  жизни  детей, взрослых, животных, игрушек. Рассказывать  можно  об  одном  и  том  же  событии 2-3  раза с  усложнением, используя  авторские тексты. Психологически  важно рассказывать  детям  о них  самих, ведь, кроме  речевого  развития, решаются  задачи воспитания  уверенности  в  себе, в  хорошем  отношении  к  нему; задается  положительный  образец  поведения. Это  способствует созданию  в  группе  атмосферы  взаимного уважения, что  благоприятно  сказывается  на  речевом  развитии  детей.

Часто  у  детей  2-3  лет  возникает  желание  обратиться  не  только  ко  взрослому, но  и  к  сверстнику. И  в  этом  нужно  обязательно  помочь  малышу, давая  указания:»Пригласи  Машу  поиграть  вместе»,»Помоги  найти Саше  совочек»,»Попроси  у Тани  мячик» и т.д. Используем  и  такие  приемы:»Давай  скажем  вместе»,»Я  начну, а  ты  продолжи».Ситуаций  множество. Любые  попытки  малыша  вступить  в общение педагоги  поощряют, не  оставляют  без внимания, хвалят, вместе  радуются  успехам. Активизируется  словарь, ребенок  овладевает  словами  просьбы, благодарности, учится  строить  фразовую  речь.

Игра  и  игровые  приемы –обеспечивают динамичность  обучения, максимально удовлетворяют потребность  маленького  ребенка  в   самостоятельности: речевой и  поведенческой.

Важное  значение в возрасте  с 2-х до  3-х  лет  имеет  образец  построения предложения  педагогом, но  само  предложение будет  более  сложным, с  использованием  наречий, союзов. Детям 2-3  лет удается  образец  элементарного  рассказа- описания, и  они  могут  его  повторить.

Способы  действий  с предметами, игрушками  взрослый  не  только  сам  показывает детям, но  и  может предложить  им  придумать, как, например, можно  успокоить  зайца, что  выбрать  кукле, если  будем  угощать  ее  чаем и т.д.

Таким  образом, вместе  с  развитием  речи мы  развиваем  у  детей мыслительные операции, учим  устанавливать простейшие  связи (накормили  зайца, он успокоился; если  пьем  чай, нужна  соответствующая  посуда и  т.д.)

Все это  крайне  важно для формирования  инициативности, элементарного творчества (перенос  способов  действий  в  самостоятельные  игры)

Известно, что  в  возрасте 2-3  лет дети  начинают  лучше  понимать  обращенную  к  ним  речь  окружающих  и  соответственно реагировать. Тем  более  важно  использовать в  развитии  речи  и  мышления  такой прием, как  вопросы, но  они  должны  быть  достаточно разнообразными. К  сожалению, в  практике нередко  используются  однотипные  вопросы («что?», «кто?», «какой?») и  дети легко  на  них  отвечают, причем  чаще  всего  одним  словом. Чтобы  научить  их  говорить  предложениями, в  том  числе  и  более  сложными, необходимо  задавать  соответствующие  вопросы, например:»Почему заяц  плачет?»,»Зачем  Петрушка  просит  мяч?» и  др. Или, например, спросить  не  только  кто пришел  в  гости  к  детям, но и  откуда  пришел, где  живет ( например, мишка), чем  накормим  мишку  и т.д. Кстати,  вопрос «чем?» очень  важен, так  как  требует  изменения  формы слова( не  просто «любит  хлеб, морковку», а «покормим  хлебом, морковкой»).Этому  надо  учить  детей  сразу  с  введением нового  слова. Необходимо  побуждать  самих  детей задавать  вопросы, обращаться  друг  к  другу: «Спроси  у Тани, какая игрушка  ей  нравится, с  кем  она  будет  играть (укладывать  или  купать  куклу)» и  т.д.

На  третьем  году шире  используются  и  такие  приемы, как  обследование.     сравнение. Они становятся  более  детальными, выделяется  больше  признаков, причем  существенных, на  основе  чего формируются  обобщающие  понятия: животные  домашние  и  дикие, посуда столовая  и  чайная.

Речь – особая  деятельность  ребенка. Она  не  существует как  речь ради  речи.

Она возникает  в  какой- либо деятельности, сопровождает  ее и  существенно  влияет  на  ее  протекание. Необходима  тесная  связь  приемов  развития  речи во  всех  видах деятельности  ребенка, важно  создавать  ситуации, в  которых  ребенок  должен  проявлять  эти  умения. При этом  и  сама  речь  совершенствуется.

Приемы, используемые  педагогом  основаны  на  интересе  и  непроизвольном внимании. Нужно стремиться,  вызвать у  ребенка  радость  от  выполненного  действия, произнесенного  слова.  

Отдельные  приемы  могут  повторяться, но  несколько  усложняются  задачи, способы  взаимодействия  взрослого с  ребенком. Самое главное, чтобы  ребенок  почувствовал  себя  участником в  той  или  иной  деятельности.

Для  этого необходимы  наше внимание, поддержка, поощрение  даже  самых  простых  самостоятельных  действий и  речевой  активности  ребенка.