Статья "Игры о природе и здоровье, их влияние на развитие ребенка"
статья на тему

Ермолаева Юлия Анатольевна

В статье даны сведения о значении игр, их влияние на развитие личности ребенка. Представлены следующие виды игр: театрализованные, игры-иммитации, игры с движениями, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры о природе, развивающие игры. В статье дано описание различных игр о природе: игры на формирование представлений о поведении в природе, игры на развитие эмоциональной сферы, игры на уточнение знаний о природе и здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры о природе и здоровье , их влияние на развитие ребенка.

Ермолаева Юлия Анатольевна, воспитатель высшей категории ГБДОУ

детский сад № 43 компенсирующего вида Калининского района

В настоящее время очень важной является проблема развития дошкольника.  Это, с одной стороны, развитие всех психических процессов ребёнка. В дошкольном возрасте это очень важно, а с помощью эколого - валеологических игр это будет интересно для ребёнка. Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе. Не заметно для себя, они усваивают основной принцип валеологии - гармония с собой, с природой, с окружающим миром - основа здоровья человека. Природа оказывает сильное развивающее воздействие на ребёнка. Она развивает мышление, умственные способности ребёнка. Он усваивает систему знаний о природе, о человеке, как части природы. Развивает любознательность, познавательное отношение, наблюдательность. Ребёнок приобретает знания о том, как укрепить своё здоровье в согласии с законами природы, не нанося вреда другим. Дети учатся видеть зависимость своего здоровья от разумности и правильности поведения их в природе, в общении с другими людьми, то есть от того, на сколько их образ жизни является здоровым. Очень важно развивать у детей умения, навыки, которые позволят успешно взаимодействовать с природой, другими людьми. Дети учатся понимать безопасность среды (природы, питания, общения с людьми…) для их здоровья и жизни.

   С другой стороны, очень важно эмоциональное развитие ребёнка, умение чувствовать состояние других существ (человека, растения, животного), видеть проявления различных эмоций, устанавливать причины, вызывающие их. Это способствует воспитанию гуманного отношения к живым существам. Чтобы правильно вести себя, ненасильственно относиться к живым существам, надо знать, что значит ,,правильное поведение” в природе, в общении с людьми. А это не будет до конца осознанно, если у ребёнка нет знаний о значимости каждого в экосистеме, взаимосвязи всего в природе, признаках живого, причинах гибели живого, влиянии человека на природу, природы на человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться. А общение обогащает эмоциональную сферу. По этому очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Но одних знаний мало. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить, что он чувствует, что с ним случилось, тогда он сможет лучше понять , что он делает не так. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей надо привлекать к уходу за живыми объектами. Таким образом идет воспитание экологической культуры.

    Дети, с которыми я работала, с удовольствием ухаживали за рыбками, хомячками, растениями. У детей развивали навыки личной гигиены, представление о пользе физических упражнений через беседы, личный пример. Но так как основная деятельность детей игровая, я решила использовать систему эколого - валеологических игр.

   В игре дети объединяются, общаются, что способствует эмоционально- личностному развитию детей. Воспитательная и развивающая задачи выполняются незаметно для детей в привлекательной для них форме. Игра более всего захватывает детей, заставляет по- настоящему пережить чувства персонажей игры: симпатию, покровительство, нежность. Это естественный вид деятельности детей, формирующий их характер.

   Эколого- валеологические игры используются на занятиях, вечерах досуга, в совместной деятельности взрослого и детей, далее вносились атрибуты для игр в свободной, самостоятельной деятельности детей.

   В работе с детьми используются следующие виды игр:

  1. театрализованные игры (на занятии, в совместной деятельности детей) по авторским сказкам (Баумволь, Бианки, Чуковский…), народным сказкам, рассказам о природе, здоровье, сказкам придуманными детьми (введение нового персонажа, обстановке). С детьми ввелся альбом сказок. В играх использовался театр игрушек, фланелеграф, игрушки- заместители. Кроме игр- драматизацией проводились игры- фантазии, сперва с образными игрушками, затем с плоскостными изображениями, заместителями. Эти игры использовались для развития эмоциональной сферы, остроты переживаний, ощущений живых существ, воображения. Но они решали и многие другие задачи: уточняли знания о связях в природе, о влиянии человека на природу, природы на здоровье человека.
  2. игры- имитации различных объектов природы (живой и не живой): ,,Позы”, ,,Изобрази” на развитие воображения, выразительности мимики, жестов. Эти игры имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики, психогимнастики.
  3.  игры с движениями, направленные на развитие психических процессов, выразительности движений уточнения знаний о закономерностях в природе, о связи живых существ, человека и природы. Эти игры способствуют развитию физической активности детей, снимают напряжение.
  4. сюжетно- дидактические игры и сюжетно- ролевые (магазин, зоопарк, Айболит, путешествие). В основном решают задачи эмоционального развития детей.
  5. дидактические игры. Они способствуют развитию всех психических процессов: внимание (его свойства), операции мышления, логика, воображение, память.
  1. игры на формирования представлений о поведении в природе, дома, в городе. (экологический светофор, исправь, хорошо- плохо.) это игры по темам: человек и природа, безопасность ребёнка дома, на улицы.
  2. игры на развитие эмоциональной сферы (маски зверям на карнавал, найди хозяйку, что подумал Лесовичок, подбери модель, добрый- злой.) это игры по темам: ребёнок и другие люди, ребёнок и природа, здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
  3. игры на уточнение знаний об экосистемах (лес, луг, водоём), на установление связей и зависимости в экосистемах, на сравнение, группировку, обобщение и другие операции мышления, внимание, память.
  4. на формирования представлений об организме человека, пользе движений, продуктов питания, витаминов, чистого воздуха для здоровья человека.

      Развитию ребёнка способствует и участия в изо деятельности. Для этого дети изготовляли коллективные работы с использованием разных способов изображения (лепка, использование штампов из листьев, рисование кистью, мелками…). Тема работ были связаны с играми: поезд птиц, лес осенью, домик- дерево, праздничная ель. Использовались задания на развития воображения: дорисуй (лес, морское дно, дети на спорт площадки…).

Задачи работы:

  1. учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем- то. Учить радоваться при общении с природой, быть доброжелательным, стремиться не наносить вреда. Дать представления о положительном поведении в природе, о добрых делах в природе.
  2. Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.
  3. Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.
  4. Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.
  5. Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.
  6. Воспитание стремления быть аккуратным, опрятным, чистоплотным, не болеть.
  7. Прививать культуру общения, вежливость, доброту, отзывчивость, используя примеры из произведений.
  8. Учить отражать свои впечатления в изо деятельности, помогать взрослым в уходе за растениями.

   Младшая группа.

Задачи работы:

  1. учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем- то. Учить радоваться при общении с природой, быть доброжелательным, стремиться не наносить вреда. Дать представления о положительном поведении в природе, о добрых делах в природе.
  2. Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.
  3. Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.
  4. Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.
  5. Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.
  6. Воспитание стремления быть аккуратным, опрятным, чистоплотным, не болеть.
  7. Прививать культуру общения, вежливость, доброту, отзывчивость, используя примеры из произведений.
  8. Учить отражать свои впечатления в изо деятельности, помогать взрослым в уходе за растениями.

 Этапы работы:

В начале года была проведена диагностика, направленная на выявление способностей наблюдать, умение чувствовать и осознавать свои интересы и потребности, способность ощущать и анализировать реакцию близких на собственное поведение (маски, лесенка), открытости ребёнка (на основе разговора: моё настроение, что я люблю), уровень сформированности позиции защитника природы, уровень знаний о животных, растениях, уровень  сформированности  навыков этического, социально- нравственного поведения, овладения навыками личной гигиены, мимическая и жестикуляционная деятельность детей.

  Исходя из этого был составлен перспективный план работы с детьми: работа на занятиях, совместная деятельность со взрослым, вечера досуга, самостоятельная деятельность детей (развивающая среда) на каждый месяц года, работа с родителями.

   1 этап: на занятиях к детям приходили игровые персонажи (лисёнок, ёжик, кукла Катя…), использовались театральные импровизации на экологические темы (как звери готовятся к зиме, полив растения, кто спас урожай…), валеологические темы (каждой вещи своё место, кукла Катя простудилась, почему у Хрюши заболел животик…).

Некоторые занятия проходили, как сюжетно- дидактическая игра (,,магазин”), сюжетная игра (,, поездка в лес, в деревню, идём в гости…”). На занятиях использовались и дидактические игры: ,,кто где живёт, что где растёт, чудесный мешочек, угадай на вкус, что у кого, кто вырос…”. Они направлены на формирования знаний о животных, растениях, гигиене, а так же способствуют развитию внимания, мышления. Игры с использованием моделей: органы познания, части тела животных, человека, части растения, приспособления… проводились игры на формирования правильного поведения в природе: ,,экологический светофор” (с использования моделей эмоций: смех, слёзы, затем смех и печальное лицо), ,,Лесовичок” (картинки поведения детей в лесу, картинки эмоций), ,,хорошо, плохо” (картинки соблюдения и несоблюдения правил гигиены и модели эмоций).

(смотреть перспективный план работы с детьми по экологии, валеологии.)

   2 этап: на вечерах досуга, в совместной деятельности проводились дидактические игры, игры-драматизации сказок о животных, людях. Для развития умения передавать образы использовались игры-фантазии на темы поведения в природе, гигиены, культуры общения. Использовался волшебный мешочек, мелкие игрушки, игрушки- заместители, природный материал, бросовый материал. Использовались игры с движениями, имитации: ,,листочки, цветок, одеваемся на прогулку, котик умывается”, подвижные игры: кот и мыши, цыплята и лиса. В группе детям предлагался материал для сюжетных игр (,,магазин овощной, молочный, повар, поездка в лес, доктор”). С детьми проводилась предварительная беседа на эту тему. Элементы игр были до этого использованы на занятии.

   3 этап: далее эти настольно- печатные игры, театры, сюжетные игры предлагались в свободной деятельности детей (помещались в развивающей среде, с детьми проводилась изо - деятельность, в которой работы детей можно было объединить на одном листе). Далее их использовали в группе (птичий двор, огород, пруд весной, лес…). Проводились задания на развитие фантазии: дорисуй (лес, пруд…).

   В результате проведения данной работы дети стали наблюдательнее, у них появился интерес к природе, желание помочь, пожалеть зверей, птиц, растение, товарища, желание быть здоровым, аккуратным, добрым. Дети с удовольствием играли в настольные, театральные игры на темы природы, здоровья. Детям очень нравились игры на имитации явлений природы, игры с движениями о природе, сюжетно- ролевые игры (магазин, путешествие). Дети стали проявлять интерес к природе, к товарищам. Проиграв ситуацию, они лучше осознавали ощущения растений, животных, других людей. Это вызывало в них желание помочь растению, животному, человеку. При наблюдении за животными, они пытались объяснить поведение хомячка, черепах… (,,он обиделся, устал, делает постельку…”), состояния растений (это надо полить, оно плачет). Дети стали внимательнее друг к другу, научились ласково называть друг друга, жалеть. Дети стали более открыты в общении, научились лучше понимать эмоциональные состояния. Большинство детей стремились не навредить деревьям, птицам, проявлял сочувствие. Дети стали более общительные, научились выражать свои чувства, мысли, что подтвердили результаты итоговой диагностики.

                              Диагностика обследования детей.

 

Младшая группа.

Уровни развития детей:

 

Низкий - показывает и называет объекты, яркие признаки, эпизодически принимает участие в уходе. Эмоциональное реакция слабо выражена, не принимает цель труда вне игры, следует показу, не понимает отношения других на своё поведение, замкнут, агрессивен. Слабо владеет навыками личной гигиены. Не знает частей тела, правил этического поведения, имеет слабую мимическую деятельность.

Средний – различает, объекты природы, выделяет их признаки, обследует под руководством взрослого, проявляет интерес , выражает сочувствие, сопереживание, восхищение под влиянием взрослого, проявляет любознательность. Нужна помощь в выполнении целостности труда. Не всегда правильно оценивает реакцию других, достаточно замкнут. Выполняет правила гигиены, этического поведения под руководством взрослого. Знает о частях своего тела. Недостаточная мимическая жестикуляция.

Высокий – различает, называет виды растений, животных, определяет строение, их особенности. Замечает, понимает признаки живого (движение, питание, состояние в сезоны). Активен в труде, выделяет предмет, цель труда, качественный уход. Любопытен, наблюдателен, открыт в общении, эмоционален, проявляет бережное отношение, правильно оценивает реакцию других на своё поведение. Владеет навыком личной гигиены, элементарными сведениями о частях своего тела, сформирован навык этического поведения. Мимическая и жестикуляционная деятельность достаточно развиты.

                               Методика обследования.

  1. назови: кто это? Где живёт? (домашние, дикие животные, бабочка, рыбка).
  2. что это? (части тела- животное, человек).
  3. чем питается?
  4. живое ли это? Почему? (картинки животных).
  5. игра ,,покорми животное” (игрушки и корм).
  6. что это? (дерево, куст, комнатное растение, растение огорода, цветника).
  7. что есть у растения? Игра ,,путаница”.
  8. что будет, если растения не поливать?
  9. живое ли оно? Почему?
  10. хочешь научить Незнайку ухаживать за растением? Какое надо поливать? Какое оно будет после полива? Как будешь поливать? Что тебе нужно? Как правильно поливать? Покажи. Хочешь научить Незнайку муть руки? Что надо сделать сперва, что потом? Покажи.
  11. игра ,,экологический светофор”. (картинки поведения в природе)
  12. беседа: что я люблю больше всего. Моё настроение (открытость ребёнка, доверие к ощущениям, высказывание мнения).
  13. игра ,,лесенка” (вот лесенка: наверху- добрые, внизу- злые. Куда ты поставишь себя? А твоя мама? Почему?) ,,маски”: какое это лицо? (радость, печаль). Оценка ощущения реакции других на своё поведение.
  14. наблюдательность. Игра ,,что изменилось”.
  15. игра ,,хорошо, плохо” (гигиена, этикет- отобрать картинки с хорошими поступками.

Экологические и валеологические игры разных видов (дидактические, сюжетные, театрализованные, подвижные, имитации) способствуют:

1.развитию эмоциональной отзывчивости,  выразительности мимики, речи, жестов, игровых умений.

2.воспитанию чувства сопереживания другому организму, стремления не навредить, правильно вести себя в природе (в лесу, у водоёма, в поле), в общении с другими людьми (на улицах города, в играх). Проиграв сказку, сюжетную игру, имитацию ребёнок лучше понимает состояние растений, животных, других людей.

3.экологические, валеологические игры способствуют развитию свойств внимания (сосредоточенность, переключение, устойчивость), опирации мышления (анализ, установление связей, сравнения, обобщение классификации). Способствуют развитию слуховой и зрительной памяти, воображения. В результате дети показали хороший результат развития психических процессов.

4.экологические игры данных видов систематизируют знания об экосистемах. Валеологические игры по разделам (ребёнок и другие люди, дома, здоровье, на улицах города, и природа) систематизируют знания о безопасном поведении в городе, в лесу, на озере… . Это способствует развитию уверенности детей, самостоятельности, ответственности. В старшем возрасте ребёнок подходит к пониманию влияния природы, города на здоровье человека, безопасность его жизни, здоровья. Ребёнок осознаёт влияние человека на природу, здоровье людей. В результате можно сказать, что экологические и валеологические игры (по теме безопасность) способствуют эмоционально – личностному развитию дошкольников.

5.эколого-валеологические игры обобщают представление о трудовых умениях в природе.

Таким образом эколого-валеологические игры развивают экологическую ку-

льтуру дошкольников, так как систематизируют знания о природе, умения, воспитывают экологически правильное отношение к природе.

Используемая литература.

  1. Программа ,,Детство”.
  2. Программа ,,мы”.
  3. Молодова ,,Нравственно – экологическая воспитание старших дошкольников”.
  4. Шипицина ,,Азбука общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры и их влияние на развитие ребенка.

Методическая консультация о структуре, развитии сюжетно-ролевой игры и её значении в жизни ребёнка....

Консультация для родителей "Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка"

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания....

Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка.

Консультация для родителей.Данный материал будет полезен и интересен родителям дошкольников....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Влияние нарушений развития ребенка на родителей. Дети с задержкой психического развития.

Влияние   нарушений   развития   ребенка на   родителей. Дети с задержкой психического развития.ИСТОЧНИК: Левченко И. Ю., Ткачёва В.В. "Психологическая пом...