картотеки игр на сенсорное развитие
картотека (младшая группа) на тему

Швырева Алена Николаевна
Картотеки игр на развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности и на развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в величине, форме, цвете (Условно: развитие сенсорики)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

На развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в величине, форме, цвете

Условно: развитие сенсорики

1. С яркими погремушками, шариками, погремушками на держателе; не слишком ярким источником света

Активизировать реакцию поворота головы ребенка в сторону источника света. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые реакции.

(При слежении за предметом, перемещающимся из стороны в сторону, ребенок может передвигать глаза с большим опозданием, как бы догоняя движущийся предмет. Движения глаз ступенчатые.)

2. С цветными плакетками разной формы, образные (с человеческим лицом с разными мимическими выражениями)

Развивать бинокулярное зрение (координированные движения глаз) при восприятии объемных и плоскостных предметов. Продолжать совершенствовать зрительные ориентировочные реакции на движущийся и неподвижный предмет, действия прослеживания и фиксирования.

(Сначала ребенок должен научиться всматриваться в лицо взрослого, фиксируя его взглядом 5-10 сек, а затем фиксировать взглядом разнообразные плакетки.)

3. С яркой однотонной погремушкой, цветной образной игрушкой или плакетками, изображающими различные мимические выражения человеческого лица

Развивать плавное слежение за движущимся предметом в зависимости от изменения траектории его движения (влево -вправо, вниз - вверх) и темпа (убыстренный - замедленный).

(При демонстрации предмета стараться исключать дополнительные зрительные раздражители: руку или лицо взрослого.)

4. С колокольчиком и погремушкой меньшего размера, с различными сюжетными игрушками, крепящимися с помощью зажима-держателя

Развивать способность более длительно следить за движущимся предметом: удерживать в поле зрения приближающееся и удаляющееся, наклоняющееся влево - вправо лицо взрослого.

(При возникновении зрительных фиксации неподвижного предмета и слежения за движущимся объектом ребенок должен непрерывно реагировать: до 10-15 секунд и более.)

5. С яркой, звучащей погремушкой или озвучиваемой игрушкой, с бубном

Вызывать зрительное сосредоточение на предмете, расположенном в горизонтальной плоскости (из положения лежа на животе). (Добиваться устойчивого удерживания головы 30-40 секунд.)

6. С заводными игрушками, звенящей матрешкой-неваляшкой и другими озвученными яркими игрушками

Развивать зрительное сосредоточение при вертикальном положении (на руках у взрослого).

(Занятие проводить двум взрослым. Один - держит ребенка, а другой показывает игрушку, озвучивает ее с речевым сопровождением. Добиться устойчивой реакции сосредоточения на предмете в течение 30-40 секунд и более.)

7. С игрушками, знакомыми ребенку (шарики, кубики, уточка, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе), и новой игрушкой

Развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек, учить замечать новый предмет, обозревать предметы из разных положений (лежа на спине, на животе).

(Сначала ребенок должен следить за перемещающейся влево - вправо знакомой игрушкой из положения лежа на спине, фиксировать ее, зависшую на ленте (2-3раза). Если ребенок не протягивает руку к игрушке, взрослый накладывает его ладонь на предмет. То же - с новой игрушкой. Затем ребенок должен обозревать попеременно знакомую и незнакомую игрушку, лежа на животе (2-2,5 минуты).

Речевое сопровождение: ласковый разговор с ребенком, называние его по имени; ЛЯ-ЛЯ, ГА-ГА, ВА-ВА, КУКЛА, УТКА, МОТЯ и т.п..

8. С колокольчиком (бубенчиком, шариком-погремушкой), укрепленным на кольце, с цветными трубочками (шариками, вертушками) на шнуре

Развивать у ребенка целенаправленные действия руки: приближение к видимому предмету, захватывание его, притягивание к себе, удерживание в течение 20-30 секунд.. Побуждать к повторному действию. Прибегая к методу пассивных упражнений, производить рукой ребенка ощупывающие движения (аккуратно расслабляя и сжимая его ладонь, прикасающуюся к предмету). Повторять действия с игрушкой» побуждая ребенка к большей самостоятельности при выполнении. Продолжать развивать восприятие предметов, различных по цвету, величине и форме.

Сначала из положения лежа (на спине, на животе) ребенок пассивно (с помощью взрослого) выполняет действия - удержание, встряхивание, приведение в движение колокольчика; захватывание и смещение предметов на шнуре. А затем - самостоятельно.

9. С гирляндой из чередующихся по форме и цвету предметов (шарики и кубики, другие игрушки), нанизанных на ленту, концы которой связываются

Закреплять навык хватания предметов из положения лежа на животе и опираясь на предплечья. Развивать ориентировочно-исследовательские действия руки, элементарное обследование предметов.

(Ребенок сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно должен приблизить к себе предмет, рассмотреть его, сделать поворот со спины на бок и на живот; захватить и подтянуть к себе игрушки.

Речевое сопровождение: ША-А-АРИК! КУ-У-УБИК!)

10. С плоскими подушечками из поролона с разным набором чехлов из ярких тканей, различных по фактуре, украшенных крупной выпуклой аппликацией

Развивать у ребенка ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность ладоней при соприкосновении с ними предметов.

(Ребенок сначала пассивно, а затем самостоятельно должен проводить ладонью по поверхности предмета, ощупывая его поверхность.)

11. Где колокольчик (с различными игрушками-подвесками)

Учить рассматривать предметы, действовать с ними, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. (Ребенок по показу взрослого должен подтянуть к себе игрушку и произвольно с ней действовать. После опускания одной игрушки взрослый должен перейти с ребенком на другую сторону подвесного устройства и обратить внимание на другие игрушки.

Речевое сопровождение: КОЛОКО-О-ЛЬЧИК! ГДЕ КОЛОКОЛЬЧИК? ВОТ КОЛОКО-О-О-ЛЬЧИК! ША-А-А-РИК!)

12. Дон-дон, бам-бам (с погремушками разной формы, с различными ручками; с сюжетными погремушками; с предметами из различных материалов)

Учить захватывать предметы, ориентируясь на их форму, величину и положение в пространстве. Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами, позволяющие практически обнаружить их скрытые свойства. Формировать действие осязания и тактильную чувствительность ладони, пальцев при действии с предметами разной формы, величины, фактуры и т.п. Тренировать память, узнавание знакомых и незнакомых предметов.

(Ребенок должен подползать поочередно к игрушкам, расположенным змейкой; брать предмет в руки, манипулировать им самостоятельно, менять положение тела.)

13. Динь-динь. Где Петрушка? (с сюжетной погремушкой-Петрушкой или другими сюжетными погремушками)

Расширять представления об игрушках, изображающих живые существа (Петрушка, матрешка, поросенок, попугай). Привлечь внимание к общим характерным деталям (все они имеют голову, глаза). Учить практически, т.е. действуя с игрушками, устанавливать различия, ориентируясь на внешние детали (различные ушки у зайчика и обезьянки, хвостики у поросенка и крокодильчика и т.п.). Побуждать рассматривать части игрушек, вглядываясь в них. Учить действовать с игрушкой, учитывая практические особенности формы и величины, положение в пространстве; манипулировать предметами сложной формы. Развивать умение действовать двумя руками. Формировать речевые реакции ребенка, побуждая откликнуться на речь взрослого доступными речевыми средствами.

(После разнообразных действий взрослого с игрушкой ребенок должен подползти к игрушке, взять ее, подражая взрослому, самостоятельно раскачивать игрушку, перекладывать из руки в руку; потрогать глазки, колпачок; раскачивать погремушку, заставлять .игрушку «плясать».)

14. Ух, какие шарики! (с цветными шариками разного размера в круглой коробке)

Развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.

(Сначала ребенок должен приблизиться ползком к шарику, толкнуть его, следовать за ним. Затем взрослый, высыпав шарики из коробки, предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, как ему хочется.)

15. Разучивание движений: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» (занятия проводятся, если ребенок не усвоил программное содержание занятия № 6 в разделе «развитие понимания речи» )

Формировать зрительно-слуховое восприятие ребенка в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию.

(Обращения к ребенку: «Сделай ладушки», «Здравствуй, дай ручку», «Поздоровайся с лялей, дай ляле ручку», «Сделай ляле ручкой до свидания и др.)

16. Сними колечко (с пирамидкой - кольца одинаковые)

Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, в частности части с целым предметом.

(Ребенок должен снять кольца со стержня, который находится в руках у взрослого. Взрослый может наклонять стержень к ребенку и даже подвигать кольца к краю стержня.)

17. Прятки (перед зеркалом)

Цель та же, что и в занятии №15.

(Ребенок должен самостоятельно снять платок с головы, закрыть лицо. Обращение к ребенку; «Где Вова? - Нет Вовы», «Вот Вова!», «Ку-ку», или «Тю-тю».)

18. Башенка

Учить ребенка строить башню из трех разных по размеру кубиков, накладывая один на другой. Выполнять речевые инструкции: «Возьми кубик, положи кубик на кубик, посади птичку на башню» в сочетании с показом действий. Побуждать произносить слова: «Так, упала, дай»; звукоподражания: «Пи-пи».

19. Шарики и кубики

Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

(Использовать шароброс, лоток для скатывания шаров, совместное строительство башенки.)

20. Ориентировка в величине. Игра с вкладышами (2 контрастные величины)

Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.)

21. Большой - маленький

Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький. Побуждать ребенка к повторению слов и звукоподражаний: большой –У-У-У, маленький - А-А-А

Варианты заданий: игра со стержнями, пирамидка из колец двух величин, матрешка.

22. Ориентировка в форме (шарик, кубик, кирпичик, призма)

Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай шарик (кубик, кирпичик, крышу)».

Вопрос: «Что это?»

Варианты заданий: Подать взрослому ТАКУЮ ЖЕ ФОРМУ (для строительства). Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.

23. Ориентировка в величине. Игра с вкладышами (3-4 контрастные величины)

Развивать у ребенка навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину. Учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого. (Вкладыши ставить перед ребенком не по порядку.)

24. Большие и маленькие

Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

Варианты заданий: Маленьких матрешек посадить за маленький стол, больших - за большой. Катание разных матрешек в разных машинах. Игра с маленькими и большими мячами и др.

25. Большой, поменьше, маленький

С пирамидкой. Ребенок должен усвоить основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо. Колечки нужно перемешать. Следить, чтобы ребенок брал кольцо пальчиками, не стучал колечками. Брать одноцветные кольца. Ориентироваться только на величину.

С матрешкой. Научить ребенка разбирать и собирать матрешку в определенной последовательности: открыть большую матрешку, вынуть матрешку поменьше, поставить меньшую матрешку на стол, закрыть большую, открыть матрешку поменьше, вынуть маленькую матрешку, закрыть матрешку поменьше и т.д.

Вопросы: «Где большая (поменьше, маленькая)? Какая это матрешка?»

26. Ориентировка в цвете (на однородном материале)

Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету. Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов. Не акцентировать внимание ребенка на названии цветов.

Варианты заданий: Найди для куклы вторую синюю варежку (выбрать из разложенных в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, зеленая). Найди такие же палочки, разложи палочки по кучкам. "Положи в такие же коробочки (группировка однородных игрушек: шариков, кубиков и др.). «Сервируем стол» и др.

27. Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант)

Учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же».

Варианты заданий: «Найди такие, опусти в окошко. Собери пирамидку (из различных геометрических тел, чередуя их по показу взрослого: шар, куб, цилиндр, кольцо и др.)».

28. Ориентировка в цвете. Игра «Цветное лото» (четыре цвета на разнообразном материале)

Учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы (картинки), окрашенные в 4 основных цвета, к соответствующему фону.

Взрослый дает ребенку карточки-фоны, окрашенные в основные цвета. Затем показывает изображения знакомых предметов, окрашенных в основные цвета, чередуя эти цвета.

Варианты заданий: «Найди картинки для этой карточки-фона. Скажи, что это? Под какую карточку-фон положим?» Называния цветов от ребенка не требовать.

29. Какой? (только красный)

Учить ребенка находить разнообразные предметы красного цвета сначала среди дидактического материала, а затем в окружающей обстановке; называть цвет; использовать красный цвет в рисовании.

Вопросы и задания:

а) С дидактическими игрушками; «Найди красный шарик. Это красный шарик? А этот? («Этот не красный.») Где еще красный шарик? Какой это шарик? («Этот красный.») Кати красный шарик, еще кати красный шарик. Те же задания с колечками, кубиками, кирпичиками и др.

б) рисование: «Возьми красный карандаш. Нарисуй палочки (клубочки, колечки, солнышко и др. в зависимости от изобразительных навыков ребенка). Какое солнышко?» В учете указывать и уровень изобразительных навыков ребенка.

в) экскурсия по группе: «Найти в группе предметы красного цвета, назвать их».

30. Какой? (только синий)

Цель и порядок упражнений см. в занятии № 29:

а) с дидактическими игрушками,

б) выбор нужного карандаша среди другие, рисование синим карандашом («дождик», «колечки», «тучка» и др.),

в) экскурсия по групповой комнате.

31. Какой? (синие и красные)

Учить ребенка чередовать предметы по цвету, не отступая от поставленной задачи, правильно называть два цвета.

Варианты заданий: «Сделать заборчик из красных и синих кирпичиков (кирпичики чередовать). Собрать пирамидку из красных и синих колец, нарисовать лесенку из красных и синих ступенек (две вертикальные линии рисует взрослый, а ребенок - ступеньки). Цвет ступенек чередовать. Нарисовать красное солнышко и синюю тучку, рассказать о своем рисунке. («Я нарисовал красное солнышко и синюю тучку» и т.п.)».

32. Какой? (только зеленый)

То же, что и в занятии № 29:

а) с дидактическими игрушками,

б) рисование зеленым карандашом - «елочки», «травки» и др.,

в) экскурсия по групповой комнате.

33. Какой? (только желтый)

Цель и порядок упражнений см. в занятии № 29:

а) игра с дидактическими игрушками,

б) рисование - «цыпленка», домика», «шариков» и др.,

в) экскурсия по групповой комнате.

34. Какой? (четыре цвета на разнообразном материале)

Ассоциировать четыре основных цвета с объектами живой и неживой природы: травой, листьями, елочкой; цыпленком, дождиком, одеждой; огоньками, флажками, помидором и др. в окружающем ребенка мире.

Упражнять в правильном назывании четырех основных цветов на разнообразном материале, в использовании их при рисовании. Рисование: «Сюжетная картинка».

35. Ориентировка в форме. Геометрическая мозаика

Это занятие проводится, если ребенок не усвоил программного содержания занятия № 43 в разделе «Развитие ручной моторики».

Формировать у ребенка представления о разнообразии геометрических фигур. Закреплять понятие о сходстве и различии форм. Дать понятие о плоскостных геометрических фигурах. Учить различать и называть их. Группировать, отыскивать названную фигуру (круг, квадрат, треугольник, палочка), выкладывать предметы из фигур сначала по образцу и слову, затем только по слову: «Солнышко; домик, елочка, девочка, мальчик» и др.

36. Занимательная коробка (сложный вариант)

Упражнять ребенка в подборе фигурок к отверстиям соответствующих форм, в комментировании своих действий. Учить ребенка соблюдать определённую последовательность: показать пальчиком окошко, затем подобрать к нему соответствующую форму.

37. Какой? (белый, черный, серый)

Тема рисования берется в зависимости от изобразительных умений ребенка.

Последовательность усвоения цветов см. в занятии№ 29.

38. Знакомство с оттенками цветов и способом их получения в изобразительной деятельности

Учить ребенка находить предметы, окрашенные в розовый и голубой цвета в окружающей обстановке; ассоциировать эти цвета с объектами живой и неживой природы, называть их:

а) розовый = красный + белый,

б) голубой = синий + белый.

 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЗАКРЕВСКАЯ О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

На развитие ручной моторики, действий
с предметами, орудийной, игровой,
конструктивной деятельности

1. С ленточками и шнурками

На основе ладонного (хватательного) рефлекса вызывать у ребенка рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь. Обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливающую появление осязания.

(Ребенок должен обхватить предмет, вложенный в ладонь (забинтованный разными ленточками палец, шнурок с узелками) не фиксируя его. Предмет падает. Провести 3-4 занятия.) ,

2. С шариками и валиками

Обогащать тактильную чувствительность ладоней. Формировать навык захватывания предмета рукой.

(Все делается рукой взрослого - вкладывание (шариков, валиков, обшитых различной тканью) попеременно в обе руки ребенка (3-5 раз), отводя большой палец; придерживание в ладони ребенка.)

3. С разнообразными подвесками

Побуждать к выпрямлению рук над грудью, притягивание к себе игрушек, попытка захватить их, удержать не менее 20 секунд. Обогащать чувственный опыт ребенка, подбирая предметы, различные по своим физическим свойствам, фактуре, позволяющим дифференцировать положение большого пальца малыша при захватывании игрушки.

(После пассивных действий руками ребенка (вкладывание различных игрушек, сжатие и расслабление пальцев, задерживание предмета в ладони ребенка, вытягивание) ребенок должен более цепко схватить и удержать предмет.)

4. С игрушками-подвесками (теми же, что и в занятии №3)

Учить ребенка захватывать предметы разной формы из удобного положения, удерживать их не менее 20-30 секунд; производить ощупывающие, движения, знакомясь с физическими свойствами: формой, массой, упругостью и т.д. Развивать восприятие предмета как объекта, обладающего комплексом свойств.

(После пассивных действий попеременно двумя руками (вкладывание разных по фактуре предметов, отличающихся плотностью, твердостью, упругостью; подведения предмета к ладони и отстранение его) ребенок должен схватить игрушку и притянуть к себе. Сначала из положения лежа на спине, затем игрушка подвешивается и смещается влево и вправо (10-15 см, над грудью), затем из положения лежа на животе, опираясь на предплечья.)

5. С гладкой, цветной ленточкой, шнурком с узелками, к концам которых прикреплены маленькие блестящие колокольчики

Учить выполнять целенаправленные действия с предметом, находящемся в поле зрения ребенка. Продолжать развивать и совершенствовать навык хватания.

(Ребенок должен сначала захватить вертикально расположенную ленту, ощутить скользящую гладкую поверхность, затем горизонтально расположенную; при втягивании вложенного в руку шнурка с узелками раскрыть ладонь и перехватить шнурок в гладком месте.)

6. Колокольчик звенит (с подвесным устройством)

Обучать выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит к движению другого)

(Ребенок должен проявить активность, протянуть руку к висящему предмету, притянуть его к себе.)

7. На погремушку! (с яркими погремушками, имеющими различные по форме ручки для захватывания и удержания)

Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать ее в руке. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет, делать поворот со спины на живот.

8. Где динь-динь? (с яркой матрешкой-неваляшкой, обвязанной узкой лентой с кольцом на конце)

Развивать у ребенка ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании с предметами. Учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия (1-2).

(Ребенок должен подползти к кольцу, подтянуть к себе, манипулировать - дергая за кольцо, приводить в движение неваляшку.)

9. Что там? Тук-тук (с неокрашенным деревянным строительным набором (кубиками, брусочками, призмами небольшого размера; тележкой)

Расширять чувственный опыт ребенка при действии с предметами, обладающими устойчивостью, имеющими углы и грани. Развивать активное подражание действиям взрослого. Выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (например, взять предмет из общего количества, манипулировать им, отложить в сторону).

(Ребенок должен снимать игрушки с тележки, манипулировать ими, воздействовать предметом на предмет (стучать ими), откладывать в сторону, перекладывать из руки в руку, встряхивать звучащие и т.д.)

10. Сними колечко. Дай колечко (с игрушками-каталками, состоящими из стержня и двух дисков, укрепленных на его концах. Между дисками - колечки, шарики, которые можно снимать, заменять и т.д.)

Развивать у ребенка ориентировку в пространстве, учить следовать за предметом, уметь менять направление при перемене его места, выполнять по подражанию 2 взаимосвязанных действия (например, приблизиться к предмету, взять в руки, изменить его местоположение путем толкания или перекладывания). Формировать умение наблюдать за действиями взрослого, вызывать желание подражать ему. Учить включаться в совместную со взрослым игру, действенно реагировать на просьбу типа: «Сними колечко, дай колечко» и т.п.

(После действий взрослого (перемещение деталей на стержне при помощи различных манипулирований, толкания, отсоединения дисков) ребенок должен снять часть колец, поиграть с ними. При собирании каталки - дать 1 или несколько колец.)

11. Что там? Открой крышку. Посмотри (с гирляндами маленьких игрушек, закрепленных на ленте, уложенных в коробку с откидывающейся крышкой. Кончик ленточки выглядывает из-под крышки, которая зажимает его)

Совершенствовать у ребенка мелкую моторику пальцев обеих рук, активизировать позицию большого пальца при схватывании мелких предметов. Закреплять практический опыт действия с полыми и наполненными предметами. Учить совершать последовательное вкладывание и выкладывание предметов.

(После встряхивания коробки взрослым с речевым сопровождением: «Тук-тук! Что там?» ребенок должен по просьбе взрослого откинуть крышку и вместе со взрослым вытянуть за ленточку один предмет за другим, поиграть с игрушками.)

12. Возьми тарелочку (с тарелочками, мисочками из дерева или полиэтилена - 5-6 шт.)

Совершенствовать мелкую моторику ребенка, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Расширять опыт действий: раскладывать и складывать предметы. Формировать представление о части и целом в процессе практических действий с предметами.

(Ребенок должен сначала брать из рук взрослого плоские предметы, держа ладонь тыльной стороной вниз, прижимая предмет сверху большим пальцем, а затем самостоятельно брать тарелочки из стопки.)

13. Сними колпачок (с колпачками-вкладышами разного цвета)

Развивать мелкую моторику пальцев рук ребенка, практические навыки действий с предметами конической формы.

Учить выполнять ряд последовательных действий, используя принцип автодидактизма, заложенный в конструкции игрушки. (Ребенок должен поочередно снять все колпачки.)

14. Открой-закрой. Выложи-вложи (с коробками разной формы: кубической, цилиндрической, в виде трехгранной призмы с крышками, прикрепленными с одного края. По две-три игрушки в каждой коробке)

Учить ребенка выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о полом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая). Развивать координацию движений рук с превалирующим участием правой руки.

(Ребенок может действовать с коробками стоя у стола, сидя за столом или на ковре. Ребенок должен поработать с двумя-тремя коробками равной формы: открыть-закрыть, выложить - вложить игрушки, т.е. выполнить двухактные, взаимосвязанные действия.)

15. Покатился шарик (с шаробросом со скатом)

Учить ребенка проталкивать и сталкивать шары, собирать их по одному, подражая взрослому. Совершенствовать координацию рук и моторику пальцев.

16. Надень колечко (с одинаковыми кольцами с большим отверстием, палочкой)

Учить ребенка снимать и нанизывать кольца на стержень. Выполнять эти действия в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Развивать координацию левой и правой рук, мелкую моторику пальцев. (Палочка должна находиться в руках у взрослого.)

17. Пришла матрешка. Что там? (с матрешками, в которые вложены колокольчики, укрепленные на ленте и с матрешками без колокольчиков)

Учить целенаправленным ориентировочно-исследовательским действиям - обследованию предметов поглаживанием, прикладыванием к уху, рассматриванием частей и т.п. Создавая проблемные ситуации с игрушками, побуждать ребенка к активности в поисковых действиях Учить элементарному обобщению -умению переносить способы действий с одним предметом в новую ситуацию. Продолжать развивать координированные движения рук, мелкую моторику пальцев.

(Ребенок должен потянуть за ленту, открыть матрешку, достать колокольчик, позвенеть им, поносить на ленточке. Тоже- с матрешками без колокольчиков, но исследовав, отложить их в сторону.)

18. Вставь, воткни грибочки (с различными игрушками-вкладышами для заполнения отверстий панели)

Учить ребенка вставлять в панель втулки и грибочки (елочки, винтики, шарики, конусы и пр.). Развивать умение действовать кончиками пальцев. Стимулировать активное подражание действиям взрослого, умение переносить знакомые способы действия в новую ситуацию.

19. Играем с втулками (с вертикальным стержнем и втулками для нанизывания)

Учить выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие: чувствовать возможность нанизывания. Развивать мелкую моторику пальцев: брать втулку кончиками большого, указательного и среднего пальцев; нанизывать втулки, имеющие округлую, цилиндрическую, кубическую форму, на вертикальный стержень.

20. Пирамидка. Сними-надень (без учета величины)

Учить выполнять действие нанизывания на стержень. Закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сбоку. Приучать ребенка не стучать колечками о стол при снимании колец и надевании на стержень.


21. Домик (из кубика и призмы)

Учить накладывать призму на кубик, выбирать среди других форм кубик и призму (крышу) по слову взрослого. Понимать и выполнять речевые инструкции: «Возьми крышу, поставь крышу на кубик». Побуждать ребенка к произнесению слов: «Дом, дай, так, ляля, топ-топ». Развивать мелкую моторику рук.

22. Машина (из кубика и кирпичика)

Учить ребенка ставить кубик на кирпичик, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдая устойчивость постройки. Использовать «машину» для игры. Учить понимать и выполнять инструкции: «Возьми кирпичик, кубик; положи кубик на кирпичик (сделай машину), покатай на машине матрешку». Побуждать ребенка произносить слова и звукоподражания: «Кубик, дай, би-би, машина» (в зависимости от речевых возможностей). Развивать мелкую моторику рук.

23. Дорожка (из кирпичиков)

Учить выстраивать в ряд одинаковые кирпичики, понимать инструкцию: «Положи кирпичик. Еще положи».

Ребенок должен сделать дорожку по слову взрослого, обыграть постройку, сопровождая свои действия речью: «Топ-топ, иду, иду, Мотя идет» и т.д.

24. Ловись, рыбка

Учить ребенка действовать с предметами-орудиями: вылавливать игрушки сачком из таза с водой (рыбки, уточки, шарики), мелкие предметы из банки с водой, пользуясь черпачком с вертикально прикрепленной ручкой.

25. Что в трубочке лежит?

Учить ребенка выталкивать палочкой из небьющейся, прозрачной или непрозрачной трубки мелкие предметы.

26. Забор

Учить ставить вертикально в ряд кирпичики вначале на длинное ребро (забор), затем на короткое (высокий забор), понимать инструкцию: «Поставь кирпичик, еще поставь рядом».

Обыгрывание постройки: матрешка (петушок, зайчик и др.) прячется за забором.

Речевое сопровождение: «Тю-тю, нет матрешки. Спряталась матрешка за забором».

27. Скамья (из двух кубиков и планки)

Учить ребенка делать перекрытия на устойчивой основе.

Обыгрывание: игрушки сидят на скамейке и поют.

Речевое сопровождение: «Сижу-сижу, Ляля сидит, зайка сидит».

Вопросы и задания: «Где скамейка? Что это? Посади на скамейку куклу (мишку, зайку). Что делает кукла?» и др.

28. Ворота (из двух кирпичиков и планки)

Учить ребенка делать перекрытия на менее устойчивой основе, называть постройку, обыгрывать ее.

Обыгрывание: Катание под воротами машины, шариков.

Речевое сопровождение: «Покатился шарик, у-у-ух как! Поехала машина. Под воротами проехала».

29. Диван (из трех кирпичиков)

Учить ребенка делать простейшую постройку - предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении. При обыгрывании постройки формировать фразовую речь.

Ребенок должен найти этот предмет в окружающей обстановке, на картинке. Самостоятельно построить, обыграть, назвать предмет.

Речевое сопровождение: «Это кукла. Кукла сидит. Вот диван. Кукла сидит на диване».

30. Стол (из кубика и кирпичика)

Цель см. в занятии 29.

31. Стул (из кубика и кирпичика)

Цель см. в занятии 29.

32. Кровать (из трех кирпичиков)

Цель см. в занятии 29.

33. Стол и стул

Учить объединять постройки по сюжету. В процессе обыгрывания построек продолжать работу по формированию фразовой речи.

Обыгрывание: посадить матрешку на стул, а чашку поставить на стол; покормить матрешку.

34. Стол и диван

Цель см. в занятии 33.

Обыгрывание: на диван посадить «гостей», покормить их.

35. Кровать и стул

Цель см. в занятии 33.

36. Поставим в комнату мебель

Уточнить обобщающие слова: «Мебель, комната».

Задание: «Поставить мебель в комнату матрешки».

Вопросы: «Какая мебель в комнате? Какая мебель у нас в комнате? »

37. Лесенка (из кирпичиков)

Закреплять у ребенка простейшие конструктивные умения: накладывать, приставлять.

Учить строить в определенной последовательности. Понимать инструкцию: «Положи кирпичик. Рядом еще положи. А теперь кирпичик на кирпичик».

Словарная работа: «Ступенька, вниз, вверх, наверху, внизу, верхняя ступенька, нижняя ступенька».

Для строительства более высокой ступеньки нужно кирпичики накладывать друг на друга рядом с высокой ступенькой.

38. Домик (из пяти кирпичиков и

Подводить ребенка к простейшему анализу сооруженной постройки; выделять основные части (в доме - стены, вверху - перекрытие, крыша; чтобы было светло -окно; чтобы войти в дом - нужна дверь).

39. Гараж (из восьми, одиннадцати, четырнадцати и т.д. кирпичиков)

Учить сооружать постройку, используя ранее полученные умения (накладывание, приставление). Закреплять умение строить в определенной последовательности: «Поставим кирпичик, еще поставим кирпичик, а теперь положим наверх» и т.д.

40. Дом с забором, скамейкой

Обучать обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету.

41. Дом и гараж

То же, что и в занятии 40. Решение речевых задач в процессе обыгрывания построек в соответствии с уровнем развития речи.

42. По замыслу

В учете указать, что ребенок построил сам для обыгрывания предложенных игрушек. Направлять замыслы ребенка, если они бедны. Побуждать объединять постройки по сюжету. Обыгрывание сопровождать речью.

43. Геометрическая мозаика

Это занятие проводится, если ребенок не усвоил программное содержание занятия 35 в разделе «Развитие сенсорики»:

а) группировка, отыскивание названной формы по слову (круг, квадрат, треугольник, палочка);

б) выкладывание предметов из форм сначала по образцу и слову, затем только по слову: «Солнышко, домик, елочка, девочка, мальчик»;

в) выкладывание сюжетной картинки: наверху - солнышко, внизу - девочка, мальчик, домик, елочка.

Вопросы: «Что тебе дать, чтобы сделать елочку? (Треугольники.) Что это у девочки? (Голова, платье...) Из чего ты сделал платье?» и т.п.

44. Собери картинку (из двух, трех, четырех частей)

Учить ребенка составлять целое, подбирая части.

Воспитывать умение сравнивать. Формировать умение называть предмет и его части. Воспитывать сообразительность, сосредоточенность.

45. Игра с кубиками. «Собери картинку»

Учить ребенка самостоятельно находить грани кубиков к соответствующей картинке, складывать кубики в соответствии с образцом.

46. Стол для большой матрешки (из четырех кирпичиков)

Учить ребенка изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. Уточнять понятия: «Большая - маленькая, широкий - узкий».

47. Кровать для большой матрешки (из шести кирпичиков и двух планок)

Учить ребенка при строительстве более сложной постройки использовать планки. Уточнить понятия: «Длинная - короткая, широкая - узкая». Обучение проводить в сравнении с постройкой, которую ребенок строил для маленькой матрешки (простая конструкция).

48. Домик для большой матрешки

Цель см. в занятии 46.

Задания: «Сделай сам. А как еще можно?»

49. Гараж для большой машины

Цель см. в занятии 46.

50. Выкладывание узоров из палочек

Учить ребенка выкладывать из спичек (с отрезанными головками) или счетных палочек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники; создавать изображения предметов, интересных для ребенка.

Приучать осторожно брать двумя пальчиками спичку, не задевая при этом остальных; аккуратно складывать в коробочку.

 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЗАКРЕВСКАЯ О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка...

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Занимательный материал по формированию представлений о цвете, форме, размере предметов; на развитие мелкой моторики рук младших дошкольников...

картотека игр по сенсорному развитию

КАРТОТЕКА ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ....

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста...