семинар - практикум часть II
учебно-методический материал на тему

Гостяева Светлана Евгеньевна

материал для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_fgos_2.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Этап дошкольного детства – время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.

Инклюзивное образование  - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

К группе лиц с ОВЗ относятся:

- глухие;

- слабослышащие;

- позднооглохшие;

- слепые;

- слабовидящие;

- с тяжелым нарушением речи;

- с нарушением опорно – двигательного аппарата;

 - с ЗПР;

 - с умственной отсталостью;

- с расстройством аутистического спектра;

- со сложными дефектами и др.

Необходимым условием реализации ООП ДО является соблюдение кадровых условий – наличие в штатном расписании учителя – логопеда, учителя – дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога – психолога.

Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого – педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы с ними в интеграционном образовательном пространстве.

Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявленными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена следующими вариантами:

- дети с минимальными нарушениями слуха,

- дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией,

- дети с нарушением речи,

- дети с легкой ЗПР и др.

Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным», и «нарушенным» развитием, обозначить ее как «группу риска».

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно – развивающей работы. Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала.  В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. В отношении детей с нарушением зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала.

Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер – классы или семинары.

  1. Существует два подхода к психическому развитию ребенка: акселерация развития и амплификация развития. Какой из них лежит в основе ФГОС ДО? Охарактеризуйте каждый их них.

амплификация развития.

  • Акселерация развития – ускорение (натаскивание) развития. Взрослый довлеет над ребенком и обучает его таким способам взаимодействия с объектами, которые выходят за рамки возможностей воспитанника. Дети осваивают нехарактерные для их возраста виды действий и знаний, что приводит к механическому заучиванию информации (Жан Пиаже).

  • Амплификация развития – обогащение развития. Расширение зоны ближайшего развития с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка. Расширение способов взаимодействия ребенка со взрослыми по поводу различных содержаний, характерных для детской культуры (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
  1. Психологической основой ФГОС ДО является (выберите правильный ответ):

- полноценное общение ребенка с окружающими;

- подготовка к школе;

- развитие эмоциональной сферы ребенка;

- культурное развитие ребенка;

- развитие игровой деятельности.

полноценное общение ребенка с окружающими;

- развитие эмоциональной сферы ребенка;

- культурное развитие ребенка;

- развитие игровой деятельности.

  1. Согласно Закону «Об образовании РФ» дошкольное образование может быть получено (выберите правильный ответ):

- в ДОУ;

- в форме семейного образования;

- в частных д/с;

- в учреждениях дополнительного образования;

- в дошкольных группах, организуемых при школе;

в ДОУ;

- в форме семейного образования;

- в частных д/с;

- в учреждениях дополнительного образования;

- в дошкольных группах, организуемых при школе;

  1. ФГОС ДО применим в учреждениях (выберите правильный ответ):

- государственных ДОУ;

- муниципальных ДОУ;

- частных ДОУ.

государственных ДОУ;

- муниципальных ДОУ;

- частных ДОУ.

  1. Согласно ФГОС ДО дошкольный период рассматривается как (выберите правильный ответ):

- поддержка разнообразия детства;

- подготовка к следующему периоду жизни;

- период жизни значимый сам по себе, без всяких условий;

- период значимый тем, что происходит с ребенком сейчас,

- этот период не есть период подготовки к следующему периоду.

поддержка разнообразия детства;

- период жизни значимый сам по себе, без всяких условий;

- период значимый тем, что происходит с ребенком сейчас,

- этот период не есть период подготовки к следующему периоду.

      6.  Могут ли в одном ДОУ реализовываться разные Программы?     Да.

  1. Что является основанием (или новизной) ФГОС ДО? (выберите правильный ответ):

- готовность к школе,

- результаты освоения Программы;

- индивидуализация;

- социализация;

- адаптация;

- поддержка детской инициативы и детского творчества.

индивидуализация;

- социализация;

- поддержка детской инициативы и детского творчества.

8. Развивающая образовательная среда, согласно ФГОС ДО, - это: (выберите правильный ответ):

- система условий социализации и индивидуализации детей;

- социальная ситуация развития ребенка;

- система специально организованных занятий с детьми.

система условий социализации и индивидуализации детей;

- социальная ситуация развития ребенка;

9. Что такое «векторы развития», «навигация для родителей, педагогов», «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка»? Замените одним словосочетанием

Целевые ориентиры.

10. Дети сироты, дети инвалиды, дети с туберкулезной зависимостью относятся к льготным категориям детей (выберите правильный ответ):

- только в государственных учреждениях;

- только в частных учреждениях;

- и в государственных, и в частных учреждениях.

Только в государственных учреждениях.

           11. Выберите правильный ответ:

      - в начальном образовании существует много Примерных программ;

      - в дошкольном образовании будет действовать только одна Примерная  

       программа;

      - в начальном образовании действует только одна Примерная программа;

      - в дошкольном образовании будет действовать много Примерных  

        программ (будет возможность выбора);

     - в дошкольном образовании ООП определяется как: «Программа  

      психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и  

      индивидуализации развития ребенка, а не обучения».

      - в начальном образовании действует только одна Примерная  

        программа;

- в дошкольном образовании будет действовать много Примерных    

    программ (будет возможность выбора);

- в дошкольном образовании основная образовательная программа (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения».

12. Сколько групп целевых ориентиров выделяется в ФГОС ДО?

Две группы: от 2 мес. До 3 лет; от 3 лет до 7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45

Семинар – практикум

«ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации» часть 2

        Подготовила и провела ст. воспитатель  I кв.кат Гостяева С. Е.

Дата «____»_______20_____г

        Химки 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар - практикум для воспитателей по ФГОС часть I

Материал для воспитателей по ФГОС ....

Семинар – практикум для родителей, чьи дети склонны к частым простудным заболеваниям

Семинар  -практикум разработан для группы родителей. Проведен на методическом объединении воспитателей ДОУ.  Разработка содержит использование технологии проблемного диалога....

Семинар-практикум для педагогов на тему «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» (в 3-х частях)

Семинар -практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми» состоит из 3 частей.  Разработан на основе:1.    Бреслав Г.Э. Психологическая кор...

Семинар - практикум "Общая характеристика вводно - подготовительной и заключительной частей занятия"

Семинар - практикум "Общая характеристика вводно - подготовительной и заключительной частей занятия"...