самоанализ по теме самообразования
методическая разработка (младшая группа) на тему

   Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_teme_samoobrazovaniya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

          Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

      Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка уже начиная с младшего дошкольного возраста. Ведь именно на этом этапе личностного развития закладываются основы будущего характера. В это время формируются самооценка и уровень притязаний ребенка, начинают складываться личностные качества, проявляемые впоследствии в работе, в деловом и личном общении с людьми.

       Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших дошкольников является русская народная сказка.

  В начале учебного года я задумалась  над темой самообразования. Лично мне, интересно изучать темы, которые соприкасаются с русскими народными сказками. Вот и в этот раз я выбрала тему для своего самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. Через русские народные сказки ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

       Тема для самообразования выбрана, актуальность ясна. В проект вовлекла (кроме себя) детей и их родителей. Цель проекта: Духовно- нравственное воспитании детей младшего дошкольного возраста в процессе  ознакомления с художественной культурой.                                                                                                                                                                                                                                               Возраст детей – вторая младшая группа. Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к русскому народному творчеству. Обогатить речь, воображение, чувства детей. Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

      Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей дошкольного возраста во второй младшей группе: знание потешек, загадок; знание содержания сказок; знание героев сказок; умение различать добрые и плохие поступки героев сказок; знание хороводных игр; обогащение словаря вежливыми словами. Для того чтобы выявить знания у детей для дальнейшей работы по моей теме самообразования (что детям уже знакомо и на что нужно обратить внимание).

Наблюдения (в начале года) показали следующие результаты:

Средний  уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 10 детей (63%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 6 детей (37%)

      Исходя, из результатов наблюдений, составила годовой план работы по теме самообразования. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». Поставила цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества. Поставила задачи: воспитать чуткое отношение к народному творчеству; обогатить речь, воображение, чувства детей; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; и выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

      Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», ресурсов интернета, Программной разработки образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» во второй младшей группе и Комплексно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы: «Милости просим, гости дорогие», «Ходит сон  близ окон», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный сундучок», «Как у нашего кота», «Котик, котик, поиграй», «Водичка, водичка умой мое личико», «С гуся вода, а с Ванечки худоба», «Идет коза рогатая», «Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча»,«Пришла коляда – отворяй ворота», «Фока воду кипятит и как  зеркало блестит», «Половичку курочка веничком метет», «Приди, весна, с радостью», «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

     В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки,  дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. В своей работе с детьми я использовала компьютер ,альбом «Здравствуй сказка», который пополнялся каждый месяц, демонстрировала картинки (предметные, сюжетные), так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек   для младшего дошкольного возраста для работы с детьми. Все потешки   обыгрывались детьми во всех режимных моментах.       Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

       Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика) . . В дошкольный период они читаются детям всех возрастов, и дети их любят. Мы в нашей  группе знакомим детей со сказкой  с помощью прослушивания аудиокниг: Курочка Ряба, Колобок, Репка, Теремок, Три медведя, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, и т.д.

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками. Был создан альбом – куклы в национальных костюмах. Русские народные сказки и читались, и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам, собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки. Были закуплены раскраски по русским народным сказкам. Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (нарисовали сюжет из самой любимой сказки , сочиняли сказки) .

      Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы: « Использование художественной литературы в семье. Книга в семье», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников  посредством  устного народного творчества», «Народная сказка в системе нравственного воспитания», «Приемы обучения детей рассказыванию», «Сказка в жизни ребенка»,  «Знакомство со сказкой».

      В конце года, в конце проекта подготовила презентацию на тему проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состояла в том, что я рассказывала текст (с использованием иллюстраций, показывала диафильмы, видеофильмы; демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила пересказ маленькой сказки; игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий.       Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). С помощью потешек я научила детей видеть, что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее, самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

        Загадки использовала в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение). Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

       Большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила, с детьми беседуя о русских традициях и праздниках. Беседы хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования).

Результаты наблюдений  по реализации годового проекта по самообразованию:

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 10  детей (50%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 6 детей (30%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 4 детей (20%)- это дети вновь поступившие и плохо разговаривающие.

       Сказки и потешки  рассматриваются как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказки и потешки  в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

      И так, можно сказать, что сказка, потешки, заклички  с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок и потешек  в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ по теме самообразования "Нетрадиционные методы и приёмы в развитии связной речи детей с ОНР"

В данной работе представлены некоторые нетрадиционные методы и приёмы, которые могут быть использованы в работе с детьми по развитию связной речи старших и подготовительных групп, а так же проделанная...

самоанализ по теме самообразования

обобщение опыта работы...

Самоанализ по теме самообразования « Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

В данном  материале представлен  самоанализ педагога, т.е.  оценка  его  собственной работы по развитию связной речи  детей с ОНР в подготовительной  логопедической...

Самоанализ по теме самообразования

Тема самообразования: «Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием ТРИЗ технологии»...