Экологический проект "Любить природу с детства"
проект (старшая группа) на тему

Задачи проекта.
Воспитывать чувство любви к природе родного края через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формировать знания о природе; развивать сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gubernator.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Цель проекта.

Способствовать обогащению и развитию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи проекта.
Воспитывать чувство любви к природе родного края через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формировать знания о природе; развивать сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.

Описание проекта.
Актуальность. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.
Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.
Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). 
Для того чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.
Предполагаемый результат. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Описание проекта.
Мною был разработан проект, который состоит из нескольких
этапов:
первый этап - организационный,
второй этап - технологический,
третий этап – заключительный.
Эту работу я начала с подбора литературы по данной проблеме. Ознакомилась с методическими пособиями: С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М. В. Лучич «Детям о природе», Т. А. Аверина «Экологическое воспитание дошкольников»; журналы: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в д/с», «Дошкольное воспитание».
Реализацию проекта начала с проведения с детьми диагностики (В. П. Арсентьева «Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ»). В результате диагностики было установлено: у детей формируются отдельные разрозненные экологические представления, что не способствует пониманию целостности и неделимости природного сообщества, приводит детей к неверным заключениям, не развивает умения устанавливать причину и следствие. В итоге - сложности в установлении контактов с живой природой (небрежность, а иногда и жестокость в отношении отдельных организмов, т. е. экологически немотивированное поведение). 
Для детей дошкольного возраста целесообразно вовлечение в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране, а также развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них. Ежедневно в той или иной форме мы соприкасались с природными объектами или явлениями:
- на прогулках наблюдали за птицами и насекомыми; 
- за явлениями природы: радугой, снегом, дождем; 
- слушали стихи, рассказы; 
- рассматривали иллюстрации о животном и растительном мире Земли; 
- ухаживали за растениями в уголке природы. 
В работе использовала разные методы и приемы. Убедилась, что самым эффективным методом является наблюдение. 
Мы беседовали о деревьях, растущих на участке. Здесь растут разные деревья и кустарники: береза, рябина, клен, сирень. Переходя от одного дерева к другому, дети называли их, осматривали ствол, ветки, почки. Здесь же рассматривали травянистые растения. 
Наблюдали за цветами на клумбе, начиная с появления ростков и до цветения. Во время цветения обращала внимание детей на красоту, разнообразие цветущих растений. Использовала дидактические игры: «Найди цветок по описанию», «Что к чему? », «На что похоже? ».
На участке детского сада, кроме клумбы с цветами, имеется небольшой огород. В мае, вместе с детьми, сажали на грядки кабачки, лук и петрушку. Дети с интересом наблюдали за их ростом и развитием, помогали ухаживать за ними. 
В ходе работы провела беседы, из которых дети узнали много нового о домашних животных и птицах, их повадках. О том, как человек ухаживает за ними, какую пользу приносят домашние животные человеку. Во время обобщающих бесед, проведения экспериментов, развивается экологическое мышление. В группе была оформлена выставка детских рисунков «Я и природа». 
Летом дети с удовольствием принимали участие в музыкальном развлечении «Праздник русской березки». Этот праздник был направлен на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Работая с детьми, я очень хочу, чтобы дети росли добрыми, отзывчивыми. 
Таким образом, с помощью наблюдений ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, рассказы детей на основе наблюдений и т. д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации. 
Использую и такую форму работы, как экскурсии (на луг, в парк). Дети знакомятся с растениями, которые раньше видели только на картине, вспоминают и выполняют правила поведения в природе. 
В решении этих задач мне помогают игры, которые проводятся на экскурсии «Детки с ветки», «Найди и назови», «Такой листок, лети ко мне», «Кто где живет», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), и др. Дети адекватно реагируют на плохие поступки людей в природе (мусор в местах отдыха, выражают желание навести порядок). 
Оформлен «Экологический уголок» для самостоятельной деятельности дошкольника: 
- уголок «Комнатные растения»;
- уголок «Огород на подоконнике» (выращивание, пересадка);
- уголок «Дары природы» (выставка детского творчества из природного материала);
- стенд «Юный эколог» (выставка рисунков). 
Изготовлен наглядно-демонстрационный материал (ежемесячный календарь погоды). 
Задачи воспитателя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой (оставляет мусор в местах отдыха, бросают и бьют бутылки, обижают бездомных животных). Поэтому я уделяю внимание совместной работе с родителями, это позволяет объединить деятельность по формированию у ребенка осознанного отношения к природе. Родители принимали участие в организации фотовыставки «Красота осенней природы», конкурсе «Страна фантазий» на лучшую поделку из овощей и поделку из бросового материала. 
Также для родителей были организованы консультации, тематические беседы, на стенде размещена наглядная информация. Проведено родительское собрание «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников».
В завершении проекта провела повторную диагностику с детьми.
В результате проделанной работы увидела, что:
- дети эмоционально, бережно относятся к природе;
- у детей достаточно сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;
- дети умеют прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
- дети проявляют желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Таким образом, система работы, которая затрагивает все сферы детской деятельности, позволила добиться значительных результатов. Дети замечают красоту природы родного края и бережно относятся к ней. 
Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребенок, которого выпускает детский сад в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в первой младшей группе по разделу «Мир природы» программа «Детство»

 Тема: «Весенние деньки»Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы....

"Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"

Презентация "Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"  для педагогов ДОУ...

Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве.

Это статья об экологическом воспитании и его теоретических основах....

Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Статья о формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве....

Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Презентация к статье "Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"...

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка" «В дружбе с природой»

Форма проведения: деловая играФорма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагогиЦель: повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически...

Беречь природу с детства

Беречь природу с детства...