: «Анализ содержания педагогической работы по формированию коммуникативных умений в старшей группе».
консультация (старшая группа) на тему

Процесс  формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_o_samostoyatelnoy_rabote_no_2.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Анализ содержания педагогической работы по формированию коммуникативных умений в старшей группе».  

Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если:

- педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способностей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;

- педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности.

- работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков: знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на практике невербальные средства общения.        Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.     Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является игровая деятельность.

Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей.  Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В своей работе с детьми в этом направлении использую строительные игры.  Эти игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. Но и сама сюжетно-ролевая игра нередко стимулирует строительную игру. Например, сначала дети построили корабль, а потом стали играть в моряков. Отметим, что если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной — сфера созидания, создания архитектурных сооружений.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Испытывая трудности в достижении желаемого результата, дошкольник понимает, что не владеет необходимыми умениями. Тогда возникает стремление научиться строить, приобрести новые умения.

В строительной игре дети получают реальный результат в виде постройки. Это объединяет строительные игры с продуктивными видами деятельности — конструированием, рисованием, и в то же время отличает их от сюжетно-ролевой игры.

Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр. Строительные игры, как и сюжетно-ролевые, отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей возникает позиция созидания, преобразования действительности, как и в трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности совместной (партнерской) взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Важной составляющей образовательной среды субъектно-ориентированной педагогики, педагогики развития и диалога, являются - отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и детьм...

Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому лич...

Реферат: Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в игре

Вашему вниманию представлена работа посвещенная проблеме формирования коммуникативной  сферы  у дошкольников. Нравственное  коммуникативное развитие детей вызывает особую трев...

«Система работы по формированию коммуникативных умений у детей с ОНР в ходе режимных моментов»

В презентаци представлена система работы воспитателя по развитию у детей с речевыми нарушениями коммуникативных умений в ходе режимных моментов методом бесед (ситуативных и по лексическим темам), а та...

Содержание формирование коммуникативных умений у старших дошкольников.

В данной статье раскрываются формы и методы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....