Папка – передвижка «Как воспитать у детей ценностное отношение к предметному миру»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Талабаева Мария Петровна

Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Задача педагога – помочь ребенку войти  в предметный мир, научится ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности и главное воспитать ценностное отношение к предметному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_peredvizhka.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Папка – передвижка

«Как воспитать у детей ценностное отношениие к предметному миру»

Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Задача педагога – помочь ребенку войти  в предметный мир, научится ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности и главное воспитать ценностное отношение к предметному миру.

 В связи с формированием ценности как психического новообразования  особое значение для целостного развития старшего дошкольника приобретает дальнейшее приобщение к предметному миру, миру взрослых  людей и созданных их трудом ценностей. Задача педагога – помочь ребенку свободно ориентироваться в предметах материальной культуры, которые окружающего в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице, правильно использовать по назначению и ценить их.

Организуя познание предметного мира, требуется раскрыть детям существенные особенности предметов, развивать наблюдательность, логичность мышления, исследовательский подход к доступным для старшего дошкольника объектом окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможность действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет осмысливать и реализовать в своем поведении ценностное отношение к предметам как результатом человеческого труда.

 Старшие дошкольники легко осваивают названия новых для них предметов в процессе той деятельности, где эти предметы им встречаются. Они умеют видеть части, выделять качества и свойства предметов. Занятия по сравнению предметов полезны для развития умения будущих школьников, развития умения будущих школьников, развития логики мышления, связной речи при составлении описательного рассказа.

 Приведем пример, где воспитатель предлагает детям сравнить сумку, портфель, ранец и рюкзак.» Представьте себе, что мы в магазине, Я – продавец, и продаю  я ….А что я продаю, вы мне сейчас сами расскажите». Воспитатель достает из под прилавка большую хозяйственную сумку , маленькую женскую сумочку, портфель, школьный ранец. Вынимая предметы, педагог просит детей точно назвать предмет, предлагает подумать, кто купил бы его в магазине, кому он нужен и зачем. Отвечая на эти вопросы, дети высказывают свои предположения, доказывают правоту суждений: « Я думаю, этот ранец купили бы школьнику  - первокласснику, потому что в нем удобно носить на спине тетради, учебники, и альбом влезет, не помнется. И еще он веселый на нем обезьянка, цифры.»  . « А я думаю, что эту сумочку купит женщина. Она будет ходить с ней на работу. Положит туда ключи от дома, деньги, косметичку…У моей мамы такая есть.»

 Затем педагог предлагает детям более детально посмотреть, чем сумка отличается от портфеля, портфель от ранца, ранец от рюкзака.

 Вести сравнение планово им помогут следующие схемы, обозначающие порядок сравнения.

 Каждое новое поколение присваивает социальный уровень, достигнутый человечеством, как ценность. Наших малышей с раннего детства окружают телевизоры, видеомагнитофоны, бытовая техника, что бы она не стала опасной, и не нанесла вред здоровью ребенка, требует знакомства с её устройством .» для чего нужен утюг людям? Что стало бы, если вдруг на земле исчезнут все утюги?»- спрашивает педагог. Обобщая детские ответы, он уточняет:

« Правильно, утюги придают одежде опрятный вид, помогают в швейном деле, когда шьют одежду.

 А теперь давайте посмотрим, из каких деталей состоит утюг? Из какого материала сделаны эти части? Что нужно сделать, чтобы утюг   заработал?

 Кто из вас видел, как взрослые гладят? и т.д. Давайте посмотрим, как он устроен и для чего нужны обозначения на утюге. Итак, утюг – очень хороший помощник  человека, но может ли он стать опасным, когда и почему?». Давая возможность высказывается, педагог подводит к обобщению важнейших правил безопасности: держать утюг только за ручку, не касаться его подошвы, когда он нагрет до высокой температуры, ставить на подставку, сразу выключить после окончания работы.

 Знакомя с предметным миром детей в старшем дошкольном возрасте, педагоги особое внимание уделяют родовым обобщениям. Специальная методика формирования родовых понятий с помощью предметно-схематических моделей целесообразна при формировании сложных родовых понятий, имеющих несколько существенных признаков (овощи, фрукты  и пр.).

Схематическое изображение делает их осознаваемыми детьми и позволяет легко производить классификацию предметов.

 В первой части занятия рассматриваются с детьми овощи, уточняя их форму, цвет, величину, вкусовые качества, спросить чем они полезны, где растут, кто их  выращивает, как заготавливают на зиму, что можно приготовить из них.

 Цель второй части занятия -  отделить существенные для обобщения признаки от несущественных и обобщить группу предметов на основе существенных  признаков. Здесь используется предметно-схематическая модель, её картинки появляются постепенно, по мере выделения каждого признака.

 После вопроса о том, как можно назвать морковь, лук и огурец одним словом спросить детей  что же мы называем овощами?

 Используется схема и в процессе конспектирования завершающей части  образовательной ситуации, дети учатся подводить разные виды овощей (картофель, цветная капуста, редис, свекла, репа)

 Дальнейшая работа над родовыми понятиями в старшем дошкольном возрасте идет по линии дифференцировки, расчленения. Например, понятие «одежда» дифференцируется на зимнюю, летнюю, демисезонную, взрослую, детскою;» посуда на – чайную, столовую, кухонную;                        « транспорт – на воздушный, наземный, водный, подземный и т.д. Для чего нужен транспорт. Уточняется понятие: « все, что служит для перевозки людей и грузов, можно назвать транспортом». Завершается образовательная ситуация разговором о том, почему людям нужны все виды транспорта и в чем преимущества каждого из них.

 Важное значение , для развития  логики мышления старших дошкольников имеют задания на классификацию освоенных рядовых понятий по разным основаниям.

 Так , посуду можно разделить на кухонную, столовую, чайную; по материалу – на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную, по многократности использования – на одноразовую, многоразовую.

 Продукты можно разделить на мясные , рыбные , молочные , кондитерские: для животных и человека; по вкусовым качествам и запаху – сладкие, соленные, горькие, пахучие и т.д.

 Переход от наглядно – действенной и наглядно- образной к словесно – логической форме мышления, дифференциация  познавательных интересов мальчиков и девочек требует несколько иного характера конструирования модели субъект- субъектного взаимодействия взрослых  с детьми при ознакомлении старших дошкольников с предметным миром.

 Игровые тестовые  задания

 Найди лишнюю картинку.

 Ребенку предлагают набор из 7 картинок, на которых изображены грузовая машина, пароход, самолет, экскаватор, лошадь со всадником, пушка с большим колесом. « Какая картинка лишняя, почему? Что такое транспорт?»

 Назови одним словом

 Ребенок получает набор из 9 предметов картин: пианино, скрипка, барабан.(музыкальные инструменты), рубанок, пила, топор.(столярные инструменты) и т.д. « как все эти предметы можно назвать одним словом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личностной культуры ребенка посредством формирования ценностного отношения к рукотворному миру

В данной статье отражены  формы и методы работы, как традиционные, так и авторские, а также решаются следующие задачи: - обогощение чувственно - эмоционального опыта освоения детьми знаний и...

папка-передвижка "Как воспитать ребенка счастливым"

При работе с младшими дошкольниками сталкиваешься с проблемой неумения  родитей обращаться с собственным ребенком. Информация разработанна специально для таких родителей. но может использоваться ...

ВКР "Воспитание ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста на занятиях"

Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что, в свою очередь, означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому себе, своим близким, общес...

Папка-передвижка «Как воспитать маленького патриота»

Патриотическое воспитание Папка-передвижка «Как воспитать маленького патриота»...

папка-передвижка «Как воспитать маленького патриота»

Папка-передвижка "Как воспитать маленького патриота"...