Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста                    

                                                           

СЛАЙД 1                                                                              

 Я предлагаю вашему вниманию еще одно направление работы педагогов  нашего детского сада  способствующее  интеллектуальному  развитию детей- это метод кинезиологии.

СЛАЙД 2

      Секрет плодотворного обучения был известен ещё греческому историку Плутарху: «Ум – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». Хотя этому изречению почти 2000 лет, оно может стать руководством тем, кто посвятил себя воспитанию и образованию детей.

      Проблема интеллектуального развития   была и остаётся одной их значимых  в детской педагогике и психологии.    

     За последнее столетие специалисты, изучающие мозг, умножили наши знания об этой «цитадели» -  так назвал мыслительный орган человека Чарльз Дарвин. Сегодня мы имеем дело с бумом направлений в области нейробиологии.

      Одно из направлений это – кинезиология. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

      Метод  кинезиологии   направлен   на синхронизацию работы полушарий головного мозга.

         Следовательно, развивающая работа на основе метода  кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот.

       Метод кинезиологии влияет не только на  психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека.   В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость,  повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.

СЛАЙД 3

 В МАДОУ  в 2009 году была составлена программа «Метод кинезиологии  в обучении и оздоровлении детей дошкольного возраста»

      Данная программа направлена на решение задач интеллектуального развития,   оздоровления детей и составлена на основе разработок педагога нейробиолога А.Л.Сиротюк.

     

Цель данной программы: формирование интеллектуальных способностей, сохранение психологического здоровья детей  дошкольного возраста  через применение метода  кинезиологии.

     Задачи:  

1.Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей у дошкольников.

3.Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.

4. Развивать моторную сферу ребёнка.

СЛАЙД 4

Я немного раскрою научный аспект метода кинезиологии.  

Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое  полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные и равнополушарные.  Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.

  Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Во время стресса нарушаются межполушарное взаимодействие и, соответственно координированная работа двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации.

        Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте –  это межполушарное взаимодействие и оно является основой интеллекта. Для этой цели разработаны специальные упражнения – двигательные, дыхательные, растяжки и т.д.  

      Таким образом, под влиянием кинезеологических тренировок в организме происходят положительные, структурные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его интеллектуального развития.

СЛАЙД 5

Система работы использования метода кинезиологии  педагогами нашего детского сада построена в следующем порядке.   

     В начале учебного года педагогами  проводится организационно подготовительный этап  на развитие тонкой моторики,  т.е. подготовка детей к выполнению кинезиологических упражнений.

 Подготовительный комплекс упражнений рассчитан на три  месяца  (то есть сентябрь, октябрь, ноябрь) и состоит из четырех блоков.  

  • Первый блок – развитие тактильных ощущений.  

Самомассаж – это пассивная гимнастика, проводим мы ее ежедневно. Самомассаж оказывает  тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.  

  • Второй блок – развитие кинетического компонента двигательного акта.

      В этот блок входят упражнения  для кистей  и пальцев рук. Дети выполняют эти упражнения по образцу, сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно.

  • Третий блок – развитие динамической координации движений. Движения выполняются сначала поочередно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.
  • Четвертый блок – развитие статической координации движений проводится также  как и предыдущий.

СЛАЙД 6

Далее в течении всего учебного года с детьми проводятся комплексы упражнений составленные  на один месяц.

 Система упражнений на основе метода  кинезиологии   так же состоит из четырех блоков. Комплексы упражнений составлены на все возрастные группы.

 1 блок: упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.

2   блок: упражнения, направленные на развитие творческого и абстрактно – логического взаимодействия (развитие левого и правого полушария).

3 блок: упражнения, направленные на снятие стресса (антистрессовые), ритмирование полушарий (дыхательные упражнения), глазодвигательные.

4 блок:  упражнения на развитие межполушарного взаимодействия направленные на речевое развитие (движения и речь).

СЛАЙД 7

      Кинезиологические упражнения проводятся:

перед и  во время занятия, на индивидуальных занятиях, на утренней  зарядке, в совместной деятельности, после прогулки, во второй половине дня. Время проведения 3 – 5 минут, в общей сложности это составляет 15- 20 мин в день.

СЛАЙД 8

В начале и в конце года педагоги диагностируют детей, чтобы спланировать дальнейшую работу, проследить динамику развития межполушарного взаимодействия. Диагностику проводят по заданиям, не занимающим

много времени это:

1.Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис                                   «Кулак—ребро—ладонь»

2.Речевой вариант пробы Хеда.

СЛАЙД 9  (Ожидаемые результаты)

Подводя итог можно сказать что, кроме задач усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков которую, ставит перед собой детский сад, он должен предполагать создание условий образовательной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья  детей дошкольного возраста. Развивающая кинезиологическая деятельность как нельзя лучше справляется с этими задачами, что подтверждается  опытом и результатами обследования.

СЛАЙД 10

       В результате обучения кинезиологическим упражнениям наблюдается качественная положительная динамика в развитии познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.

     СЛАЙД 11

 Лев Семенович Выготский   сформулировал основную роль обучения: это не передача знаний, умений и навыков, кои безусловно, нужны развивающемуся человеку – это широкое понятие описывающее общие проявляющиеся способности человека к реализации себя в той или иной области. Поэтому, применяя кинезиологические упражнения, способствующие развитию интеллектуальной деятельности, мы тем самым, помогаем  детям  в полной мере раскрыть свои способности.

      Психологический смысл обучения состоит в том, что в процессе обучения ребенок становится способным овладеть своим поведением.

      Целенаправленная работа по развитию интеллектуальных способностей через обучение кинезиологическим упражнениям оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка в целом.

Слайд 12

      Предложенная  модель работы представляет большой простор творчеству педагога и может использоваться во всех возрастных группах детского сада, при необходимости изменяться, дополняться в зависимости от желания педагога и возможностей ребенка. Эта технология призвана оказать помощь педагогам в их творческой работе, в выборе возможных путей для достижения целей и задач в воспитании и образовании детей с разным уровнем  обучаемости.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка - детский сад №41 «РОСИНКА» Ханты- Мансийский автономный округ - Югра город Нижневартовск ТЕМА Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста Подготовила методист: Шовкопляс Е.А.

Слайд 2

Секрет плодотворного обучения был известен ещё греческому историку Плутарху: «Ум – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». Хотя этому изречению почти 2000 лет, оно может стать руководством тем, кто посвятил себя воспитанию и образованию детей. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Слайд 3

Цель данной программы: формирование интеллектуальных способностей, сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии. Задачи: 1.Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей у дошкольников. 3.Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни. 4. Развивать моторную сферу ребёнка.

Слайд 4

И.Кант сказал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Организационно – подготовительный этап.

Слайд 5

Основа этой технологии - это система комплексов двигательных упражнений составленных из кинезиологических блоков. Кинезиологические блоки 1 блок : упражнения на развитие межполушарного взаимодействия 2 блок : упражнения на развитие творческого и абстрактного мышления, памяти (развитие левого и правого полушария) 3 блок : упражнения на снятие стресса, ритмирование полушарий мозга и расслабление мышц глаз 4 блок : упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, направленные на речевое развитие (движение + речь)

Слайд 6

«Кулак-ладонь» Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола(ладошка).Одновремен- но и разнонаправленно менять положение рук. Выполнение 8-10 раз. «Кулак-ребро-ладонь» Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем- двумя руками. Ребёнок выполняет движения вместе со взрослым затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. «Дыхатель- ные упражнения» Автоматизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария. Дыхание сначала через левую, потом через правую ноздрю(для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы «смотрят»вверх; для закрытия левой ноздри, мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Глазодви- гательные упражнения «Глазки» Способствовать снятию утомления, улучшению кровообращения расслаблению мышц глаз. Чтобы зоркими нам быть, надо глазками крутить. Быстро-быстро поморгай, отдых глазкам потом дай. Вращать глазами по кругу 2-3 секунды .Моргать1-2 минуты.

Слайд 7

Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плос­кости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ре­бенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по па­мяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. Степень сохранности премоторной зоны Проба на перебор пальцев проводится следующим обра­зом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала дви­жения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу). Критерии оценки: 3 балла - правильно и быстро; 2 балла - правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении; 1 балл - персеверации (повторение), застревание на отдельных позах, невыполнение

Слайд 8

Ожидаемые результаты: 1. Показател ь уровня развития межполушарного взаимодействия составит 8 5 %. 2. Будут созданы оптимальные условия (программно-методические, кадровые, материально-технические, финансово-экономические) для оптимального использования здоровьесберегающих и развивающих технологий. 3. Будет расширена сфера взаимодействия дошкольного учреждения с МОСШ №43 по направлению здоровьесберегающего и развивающего обучения. 4. Компетентность педагогов в вопросах здоровьесберегающей педагогики и интеллектуального развития дошкольников увеличится до 100%. 5. Доля родителей воспитанников МАДОУ вовлеченных в здоровьесберегающую и интеллектуальную направленность составит 70%.

Слайд 9

Сравнительная гистограмма сформированности межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 10

Развитие межполушарного взаимодействия Развитие левого и правого полушарий головного мозга Ритмирование полушарий головного мозга Межполушарное взаимодействие: движение и речь Кинезиологический метод Технологический блок Тренирующая среда Сохраняющая среда Деятельностный подход Активные формы и методы обучения Совместная деятельность ребенка и педагога Оценка Правила Управление действия Установка Договор Поисковые Проблемные Творческие Игровые Диалогические Исследовательские

Слайд 11

Условия результативности работы Создание условий в МАДОУ. Компетентность педагогов. Взаимодействие с родителями. Упражнения проводятся в утренний отрезок времени. Закрепление двигательных навыков во второй половине дня. Упражнения проводятся ежедневно. Упражнения выполняются в эмоционально комфортной обстановке. Требования к воспитанникам: точность и четкость выполнения движений. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Упражнения проводятся по специально составленным комплексам. Упражнения проводятся во время стандартной учебной деятельности, творческая деятельность на занятии не прерывается. Усложнение упражнений: ускорение темпа; выполнение с легко прикушенным языком; подключение движений глаз, языка, рук, дыхательных упражнений, метода визуализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Методы и приёмы для интеллектуального развития детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личнос...

Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Предлагаются игры , которые можно организовать с блоками Дьенеша  для интеллектуального развития детей дошкольного развития....

Конкурсное испытание «Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста". Материал используется для конкурса "Воспитатель года"...

Презентация STEAM - технологии с использованием LEGO конструктора для интеллектуального развития детей дошкольного возраста

STEAM - технологии с использованием LEGO конструктора для интеллектуального развития детей дошкольного возраста...

«Использование метода кинезиологии в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»

В последнее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с разного рода нарушениями в развитии.В решении данных проблем помогают прочно вошедшие в образовательную среду здоровьесб...

STEAM - технологии с использованием LEGO конструктора для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.  Данный проект пр...