Консультация для воспитателей «Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ»
консультация на тему

Каткова Вера Владимировна

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pravilno_organizovat_roditelskoe_sobranie_v_dou.doc158.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt116 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация  для воспитателей

«Как правильно организовать  родительское собрание  в ДОУ»

Старший воспитатель: Каткова В.В.

  (слайд 1) Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

     Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

     (слайд 2) Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.

Начало разговора.

    Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

1. Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

2. Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

3. Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

4. Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно.

(слайд 3) 5. Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начало мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...", "В конце разговора нам с вами предстоит...". Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя.

6. Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

    На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать (специалисты, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, медик и т.д.)

    Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы. Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

    (слайд 4) Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе одновременно.

    Очень важно убедить родителей, что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительского собрания должна стать тема: "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину: "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ: родители пример тому!" Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

      Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.          

       Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразователь-ном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

    (слайд 5)  Применяются следующие формы проведения родительских собраний:

    Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу, психологический тренинг, мастер-класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей, показ театральных постановок  и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Формы проведения родительских собраний

психологический тренинг

мастер-класс

совместное занятие детей с родителями

день открытых дверей

показ театральных постановок

Ток - шоу

Устный журнал

Вечер вопросов и ответов и т.д.

   

Непосредственно перед собранием необходимо:

-  подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться.

-  подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

-  продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Формы расположения зала (группы):

(слайд 6) Дискуссионный клуб

"+" данная форма зала позволяет создать

  • тесный психологический контакт для всех членов процесса (контакт глаз);  
  • демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и ведущими);
  • чувство значимости каждого - повышение самооценки;
  • чувство коллективизма;
  • высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы;
  • творческий подход;
  • экономия времени на достижение результата;
  • глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
  • умение слушать и принимать чужую точку зрения;
  • умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • умение емко и четко излагать свои мысли;

"-"

  • возникновение фракций;
  • вероятность возникновения конфликтных ситуаций;
  • подавление 1-2 личностями членов групп;
  • для ведущего трудно владеть ситуацией.

(слайд 7) Класс

"+" данная форма зала позволяет

  • работа парами - обучение других;
  • направленное внимание в одну сторону;

"-"

  • вынужденное доминирование ведущего;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • нарушение психологического климата (спины членов коллектива);
  • дистанция по отношению к ведущему;
  • закрыт обзор доски, наглядности;
  • малая подвижность, статичность.

(слайд 8) U-образная форма

"+" комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);

  • активность и инициатива участников процесса;
  • удобно демонстрировать пособия;
  • эффективное осуществление индивидуального подхода

(слайд 9) Форма круга

"+" тесный психологический контакт;

  • демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и ведущим;
  • чувство значимости каждого - повышение самооценки;
  • чувство коллективизма;
  • высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу);
  • творческий подход;
  • глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
  • умение слушать и принимать чужую точку зрения;
  • умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
  • легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы
  • способствовать развитию в нем демократических качеств;
  • умение емко и четко излагать свои мысли;
  • возможность организации игр, разминок.

"- "

  • дискомфорт в начале работы (открытость, не за что спрятаться);
  • для ведущего трудно владеть ситуацией;

    Вывод: Каждая из форм помещения помогает в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности собрания необходимо учитывать это, отдавая предпочтение той или иной форме.

    Наиболее эффективны в решении многих целей и задач именно такие формы зала, как круг и дискуссионный клуб, которые предполагают интерактивные формы ведения собраний.

Этапы родительского собрания.

  1. Организация родительского собрания

II. Подготовка сценария и проведение собрания

III. Осмысление итогов родительского собрания

(слайд 10) 1 этап. Организация родительского собрания.

     Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников:                                                                                                                  

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами.   Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.

5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.

6.  Изредка можно пригласить сказочного героя на собрание.

7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

8. Желательно провести заседания родительского комитета за месяц до собрания.

(слайд 11)  2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

    Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов;

- Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

  Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

- Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

    Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

    Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

(слайд 12) Проведение родительского собрания

     Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной (5-7 мин), основной (30-35 мин) и «разное» (7-10 мин). Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

     1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

     2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

     Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

     Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

     Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

     По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.

     Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

     При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

     3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

(слайд 13) 3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. 

     Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе, подписанные председателем собрания (или воспитателем) и секретарём. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

     

   Приложение 1

  Пример: тема «Подготовка руки старших дошкольников к письму»

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели группы, родители.

Части собрания

1. Вводная часть (5-7 мин).

Представление воспитателем темы и участников собрания.

Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.

2. Оcновная  часть (30-35 мин).

    Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной  к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).

    Проведение вторым воспитателем практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).

    Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).

    Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.

3. Разное (7-10 мин).

    Обзор педагогической литературы по теме собрания.

    Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

4. Подведение итогов (3-5 мин).

    Количественная оценка родителями пользы родительского собрания.

    Выдача родителям буклетов по теме собрания.

Приложение 2

Памятка для воспитателей

по организации родительских собраний

    1. Заранее оповестить родителей о дате и теме беседы (пригласительный билет, объявление, устное напоминание);

    2. Организовать работу с теми детьми, которые остаются в это время в д./саду;

    3. Создать комфортную обстановку для родителей (обеспечить нужное количество посадочных мест, вешалку для верхней одежды и т.д.);

    4. Вести живую беседу, избегая чтения написанного;

    5. Обращать внимание в основном на положительные примеры, факты из жизни детского коллектива;

    6. Не следует во время собрания при всех отрицательно высказываться о некоторых детях и их родителях; такой разговор уместно вести без посторонних слушателей и в самой доброжелательной форме.

     Педагог должен завоевать доверие родителей. А это возможно лишь в том случае, если они почувствуют искреннюю заинтересованность педагога, желание помочь в воспитании детей;

     7. Если родители обращаются с просьбой рассказать об их ребенке, то целесообразно сначала рассказать родителям о его положительных качествах, а затем уже на этом фоне сообщить о тех сторонах поведения, которые вызывают тревогу, опасения;

     8. Желательно подготовить к собранию выставку детских работ, предварительно собрав в папку рисунки и аппликации каждого ребенка;

     9. В конце собрания объявить о тематике следующего, предложить некоторым родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, посоветоваться, что записать, сфотографировать из жизни детей в д./саду.

     10. Групповые родительские собрания оформляются протоколом, в тетради протоколов фиксируются:

— дата проведения заседания;

— количество присутствующих;

— приглашенные (ФИО, должность);

— повестка дня;

— ход обсуждения вопросов, выносимых на Родительское собрание;

— предложения, рекомендации и замечания родителей (законных представителей), педагогических и других работников Учреждения, приглашенных лиц;

— решение Родительского собрания.

    Протоколы подписываются председателем и секретарем Родительского собрания.

    Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

    Тетрадь протоколов Родительского собрания нумеруется постранично, прошнуровывается, скрепляется подписью заведующего и печатью Учреждения.

    Тетрадь протоколов Родительского собрания группы хранится у воспитателей группы с момента комплектации группы до выпуска детей в школу.

Приложение 3

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    I. Анкетирование родителей по теме собрания.

    Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

    II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

    Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.

    Приглашения раздаются за неделю до собрания.

    III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

    Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

    IV Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.

    В конкурсах участвуют дети и родители.

    Педагог знакомит родителей с образцами работ.

    Все работы выставляются до начала собрания.

    Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

    V Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.

    VI Приглашение сказочного героя на собрание.

    VII Написание плакатов по теме собрания.

    VIII Проведение заседания родительского комитента за месяц до собрания.

    Распределение обязанностей по подготовке собрания:

ответственный за музыкальное оформление,

ответственный за организацию конкурса,

ответственный за проведение рейдов проверки,

ответственный за оформление группы и столов.

    Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.

    На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

    На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.

    Время проведения собрания — 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ                                                        

      I. Вступление.                                                                                                                                         Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего.                                                                                                                                                                       Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.                       

  1. Дискуссия.                                                                                                                                         Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.                                                                                                                                           Не следует упрекать и поучать родителей.                                                                                                             Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.                                              Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.                                                   Беседу лучше вести при мягком освещении.                                                                                                        Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

     Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.                                                                                            

  1. Магнитофонные записи.

    Включаются на разных этапах собрания.

        IV. Самоанализ.

    Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, не выполняется – синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

        V. Практическая часть.

    Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.

        VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родите лей в жизни группы, успехи в воспитании детей.

        VII. “Острое блюдо”.

    Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.

        VIII. Высказывания великих людей — в теме собрания.

    На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

        IX. Работа с памятками.

    Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

        Х. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

        XI. Характеристика на детей “Ваши дети — наше мнение”. Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь — выдержать доброжелательный тон беседы.

        XII. Конкурс на лучшее название.

    Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.

        XIII. ОКНО — очень короткие новости.

    Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.

        XIV. Слово — эстафета.

    Родители должны продолжать начатое ведущей предложение (“Мой ребенок будет успешно учиться, если я…”). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

        XV. Подведение итогов.

    Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

      

  XVI. Заключительный этап собрания.

    Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.

    Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей. Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.

 

Приложение 4

Уважаемые родители!

    Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.

    Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

I. Что побудило Вас прийти на родительское собрание; (нужное подчеркнуть).

1. Ваша дисциплинированность.

2. Интерес к поднятой теме.

3. Просьба ребенка.

4. Уважение к воспитателям.

5. Текст приглашения.

6. Возможное душевное успокоение после собрания.

7. Любопытство.

8. Личное участие в подготовке к собранию.

9. Совместное с ребенком участие в конкурсе.

10. Настойчивые требования родственников.

11. Неоднократные приглашения воспитателей.

12. Не знаю.

II.   Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собрании всей семьей? Почему?___________________________________________________________________

III.  Как по вашему был ли вызван интерес у детей к родительскому собранию в ходе его подготовки?________________________________________________________________

IV. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? (Нужное подчеркнуть).

1. Подготовка к конкурсу с участием детей и взрослых.

2. Дни открытых дверей.

3. Анкетирование по теме собрания.

V. Пожалуйста оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах:

довольны — 3, частично довольны — 2, не довольны — 0.

1.   Вступительная часть —

2.   Дискуссия —

3.   Магнитофонные записи с выступлениями детей —

4.   Музыкальное оформление —

5.   Работа с памяткой —

6.   Рубрика “Ваши дети - наше мнение” —

7.   Слово - эстафета —

8.   Конкурс на лучшее название —

9.   ОКНО - очень короткие новости —

10. Работа с фишками —

11. Участие детей в собрании —

VI. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?______________

____________________________________________________________________________

VII. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за помощь!

                                                                                               

    Утверждаю:      _______________

Заведующая ДОУ Субботина Т.Г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском собрании

1. Общие положения

1.1 .Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида (далее — учреждение) в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 18, 19, 52), Семейным кодексом РФ (ст. 12), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом Учреждения.

1.2. Родительское собрание — коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.

1.3.В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих учреждение.

1.4.Решения Родительского собрания рассматриваются на Совете педагогов и при необходимости на Общем собрании учреждения.

1.5.Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Родительским собранием Учреждения и принимаются на его заседании.

1.6.Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.

2. Основные задачи Родительского собрания

2.1. Основными задачами Родительского собрания являются:

—совместная работа родительской общественности и Учреждения по реализации государственной, городской политики в области дошкольного образования;

—рассмотрение и обсуждение основных направлений развития учреждения;

—обсуждение и утверждение дополнительных платных услуг в учреждении;

—координация действий родительской общественности и педагогического коллектива Учреждения по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

3. Функции Родительского собрания

3.1. Родительское собрание Учреждения:

—выбирает Родительский комитет Учреждения (группы);

—знакомится с Уставом и другими локальными актами Учреждения, касающимися взаимодействия с родительской общественностью, поручает Родительскому комитету Учреждения решение вопросов о внесении в них необходимых изменений и дополнений;

—изучает основные направления образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности в Учреждении (группе), вносит предложения по их совершенствованию;

—заслушивает вопросы, касающиеся содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения (группы);

—обсуждает проблемы организации дополнительных образовательных, оздоровительных услуг воспитанникам, в том числе платных в Учреждении (группе);

—принимает информацию заведующего, отчеты педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результатах готовности детей к школьному обучению;

—заслушивает информацию воспитателей группы, медицинских работников о состоянии здоровья детей группы, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результатах готовности детей к школьному обучению, итогах учебного года (в том числе промежуточных — за полугодие);

— решает вопросы оказания помощи воспитателям группы в работе с неблагополучными семьями;

— вносит предложения по совершенствованию педагогического процесса в Учреждении (в группе);

— участвует в планировании совместных с родителями (законными представителями) мероприятий в Учреждении (группе) — групповых родительских собраний, родительских клубов, Дней открытых дверей и др.;

— принимает решение об оказании посильной помощи Учреждению (группе) в укреплении материально-технической базы Учреждения (группы), благоустройству и ремонту его помещений, детских площадок и территории силами родительской общественности;

— планирует организацию развлекательных мероприятий с детьми сверх годового плана, обеспечение их подарками к Новому году и другим праздникам;

— принимает решение об оказании благотворительной помощи, направленной на развитие Учреждения, совершенствование педагогического процесса в группе.

4. Права Родительского собрания

4.1. Родительское собрание имеет право:

— выбирать Родительский комитет Учреждения (группы);

— требовать у Родительского комитета Учреждения (группы)выполнения и (или) контроля выполнения его решений.

4.2. Каждый член Родительского собрания имеет право:

— потребовать обсуждения Родительским собранием любого вопроса, входящего в его компетенцию, если это предложение поддержит не менее одной трети членов собрания;

— при несогласии с решением Родительского собрания высказать свое мотивированное мнение, которое должно быть занесено в протокол.

5. Организация управления Родительским собранием

5.1. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников Учреждения (группы).

5.2. Родительское собрание избирает из своего состава Родительский комитет Учреждения (группы).

5.3. Для ведения заседаний Родительское собрание из своего состава выбирает председателя и секретаря сроком на 1 учебный год. Председателем, как правило, выбирают председателя Родительского комитета Учреждения (группы), воспитателя (группы).

5.4. В необходимых случаях на заседание Родительского собрания приглашаются педагогические, медицинские и другие работники Учреждения, представители общественных организаций, учреждений, родители, представители Учредителя. Необходимость их приглашения определяется председателем Родительского комитета Учреждения (группы).

5.5. Общее Родительское собрание Учреждения ведет заведующий Учреждением совместно с председателем Родительского комитета Учреждения.

5.6. Родительское собрание группы ведет председатель Родительского комитета группы.

5.7. Председатель Родительского собрания:

— обеспечивает посещаемость родительского собрания совместно с председателями родительских комитетов групп;

— совместно с заведующим Учреждением организует подготовку и проведение Родительского собрания;

— совместно с заведующим Учреждением определяет повестку дня Родительского комитета;

— взаимодействует с председателями родительских комитетов групп;

— взаимодействует с заведующим Учреждением по вопросам ведения собрания, выполнения его решений.

5.8. Родительское собрание работает по плану, составляющему часть годового плана работы Учреждения.

5.9. Общее Родительское собрание собирается не реже 2 раз в год, групповое Родительское собрание — не реже 1 раза в квартал.

5.10. Заседания Родительского собрания правомочны, если на них присутствует не менее половины всех родителей (законных представителей) воспитанников Учреждения (группы).

5.11. Решение Родительского собрания принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих.

5.12. Организацию выполнения решений Родительского собрания осуществляет Родительский комитет Учреждения совместно с заведующим Учреждением или Родительский комитет группы.

5.13. Непосредственным выполнением решений занимаются ответственные лица, указанные в протоколе заседания Родительского собрания. Результаты докладываются Родительскому собранию на следующем заседании.

6. Взаимосвязи Родительского собрания с органами самоуправления учреждения

6.1. Родительское собрание взаимодействуете Родительским комитетом Учреждения.

7. Ответственность Родительского собрания

7.1. Родительское собрание несет ответственность:

— за выполнение закрепленных за ним задач и функций;

— соответствие принимаемых решений законодательству РФ, нормативно-правовым актам.

8. Делопроизводство Родительского собрания

8.1. Заседания Родительского собрания оформляются протоколом.

8.2. В книге (тетради) протоколов фиксируются:

— дата проведения заседания;

— количество присутствующих;

— приглашенные (ФИО, должность);

— повестка дня;

— ход обсуждения вопросов, выносимых на Родительское собрание;

— предложения, рекомендации и замечания родителей (законных представителей), педагогических и других работников Учреждения, приглашенных лиц;

— решение Родительского собрания.

8.3. Протоколы подписываются председателем и секретарем Родительского собрания.

8.4. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

8.5. Книга протоколов Родительского собрания нумеруется постранично, прошнуровывается, скрепляется подписью заведующего и печатью Учреждения.

8.6. Книга протоколов Родительского собрания хранится в делах Учреждения 5 лет и передается по акту (при смене руководителя, при передаче в архив).

8.7. Тетрадь протоколов Родительского собрания группы хранится у воспитателей группы с момента комплектации группы до выпуска детей в школу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями. Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ

Слайд 2

1. Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения. 2. Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей. 3. Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей. 4. Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно.

Слайд 3

5. Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начало мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...", "В конце разговора нам с вами предстоит...". Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя. 6. Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Слайд 4

Семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему родители должны понять простую истину: "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ: родители пример тому!" Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей, как развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Слайд 5

Психологический тренинг Показ театральных постановок Ток - шоу Устный журнал Мастер - класс Совместное занятие детей с родителями День открытых дверей Вечер вопросов и ответов и др. Формы проведения родительских собраний

Слайд 6

Дискуссионный клуб "+" данная форма зала позволяет создать тесный психологический контакт для всех членов процесса (контакт глаз); демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и ведущими); чувство значимости каждого - повышение самооценки; чувство коллективизма; высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы; творческий подход; экономия времени на достижение результата; глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения; умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; развитие коммуникативных навыков; умение емко и четко излагать свои мысли; "-" возникновение фракций; вероятность возникновения конфликтных ситуаций; подавление 1-2 личностями членов групп; для ведущего трудно владеть ситуацией.

Слайд 7

Класс "-" вынужденное доминирование ведущего; слабое развитие коммуникативных навыков; нарушение психологического климата (спины членов коллектива); дистанция по отношению к ведущему; закрыт обзор доски, наглядности; малая подвижность, статичность. "+" работа парами - обучение других; направленное внимание в одну сторону;

Слайд 8

U-образная форма "+" комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт); активность и инициатива участников процесса; удобно демонстрировать пособия; эффективное осуществление индивидуального подхода

Слайд 9

Форма круга "- " дискомфорт в начале работы (открытость, не за что спрятаться); для ведущего трудно владеть ситуацией; "+" тесный психологический контакт; демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и ведущим; чувство значимости каждого - повышение самооценки; чувство коллективизма; высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу); творческий подход; глубокое рассмотрение вопроса с многих точек зрения; умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы способствовать развитию в нем демократических качеств; умение емко и четко излагать свои мысли; возможность организации игр, разминок.

Слайд 10

1 этап. Организация родительского собрания. Анкетирование Изготовление приглашений Изготовление памятки Проведение заседания РК Подготовка магнитофонной записи Подготовка конкурсов, выставок, поделок Изготовление самодельных плакатов Приглашение сказочного героя

Слайд 11

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания Компоненты родительского собрания Ознакомление с состоянием социально-эмоционального климата в группе Анализ достижений детей группы Личные беседы с родителями Обсуждение организационных вопросов Психолого- педагогический компонент

Слайд 12

Основные части родительского собрания Вводная часть (5-7 мин) Призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивиро- вать на совместное решение проблем Заключительная часть – «Разное» (7-10 мин) Обсуждаются вопросы содер- жания ребенка в детском саду, проведения досуга, органи- зации совместных мероприя- тий семьи и ДОУ Основная часть (30-35 мин) Освещает теоретические аспекты рассматриваемой проблемы

Слайд 13

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания 1.Сделать выводы, сформулировать необходимые решения. 2. Дать информацию о следующем собрании. 3. Выяснить отношение родителей к проведенному собранию. 4. Проанализировать персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явку родителей, причины отсутствия и т. д. 5. Подвести итог встречи, перечислить принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированных в протоколе. Протокол подписы- вается председателем собрания (или воспитателем) и секретарём. 6. Информация об итогах родительского собрания доводится до администрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

«Грамматически правильная речь воспитателя».Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и т...

Консультация для воспитателей "Как правильно оформить протокол родительского собрания".

Консультация для воспитателей.             Как правильно оформить протокол родительского собрания....

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...