Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Задачи:

ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;

ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];

ü  упражнять в определении первого и последнего звука в слове; в звукослоговом анализе и синтезе; в подборе слов к схемам;

ü  упражнять в составлении логических рассказов по 2предметным картинкам;

ü  упражнять в составлении слов из букв, чтении слов;

ü  развивать фонематический слух и восприятие; четкую дикцию;

ü  активизировать речь детей;

ü  развивать внимание, мышление, память, тактильное восприятие;

ü  учить работать в компаниях, договариваться между собой, сотрудничать;

ü  проявлять сочувствие попавшему в беду, помогать;

ü  воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matveeva_e.n.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92»

муниципального образования города Братска

Конспект занятия

по формированию фонетической стороны речи

с использованием социоигровых приемов

Тема: «Поспешим на помощь…»

Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

 (дети 6-7лет)

                                                                             

                                                                          Подготовила: Матвеева Е.Н.,        

                                                                         учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 92»,

                                                                         1 квалификационная категория

г. Братск 2013г.

Задачи:

  • учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;
  • закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];
  • упражнять в определении первого и последнего звука в слове; в звукослоговом анализе и синтезе; в подборе слов к схемам;
  • упражнять в составлении логических рассказов по 2предметным картинкам;
  • упражнять в составлении слов из букв, чтении слов;
  • развивать фонематический слух и восприятие; четкую дикцию;
  • активизировать речь детей;
  • развивать внимание, мышление, память, тактильное восприятие;
  • учить работать в компаниях, договариваться между собой, сотрудничать;
  • проявлять сочувствие попавшему в беду, помогать;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: игрушка-кошечка, предметные картинки на ленточках двух цветов (сом, миска, ананас, шахматы, пушка, душ), схемы слов и к ним игрушки (мышка, сок, шарф, шарик, весы, бусы); на трех столах схемы места звука в слове; на других трех столах карточки с предметными картинами со звуками  [С],[Ш] для игры «Цепочка»; стульчики по количеству детей, доска, конверт с касетой с записью, магнитофон, три воздушных шара с заданиями в конвертах на ленточках, карточки с буквами (К, А, У, Ш, М, С), карточки с буквами С, Ш, карточки со словами (Молоко  кАша    мыШка     бАнт), карточки с предметными картинками – прочитать по первым звукам, по последним, волшебный мешочек с пластмассовыми буквами (К, А, У, Ш, М, С)

Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)

Логопед говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю поиграть!».

Методы и приемы:

  • Динамическое упражнение «Приветствие»
  • Сюрпризный момент конверт с касетой
  • Речевые игры и упражнения:

- повтори без ошибок слоги;

- скажи наоборот;

- назови слово гласными звуками

  • Социоигровые приемы:

- деление по количеству слогов в словах на оберегах на 3 компании;

- деление по месту звука в слове на обереге на 3 компании;

- деление по звуку в слове на оберегах на 2 компании

  • Работа в 3 компаниях:
  1. Игра «Цепочка» - развитие логики, мышления, фонематического слуха;
  2. «Составь историю» - развитие связной речи;
  3. Игра «Волшебный мешочек» - развитие мышления, памяти, тактильного восприятия;
  4. Игра «Живые буквы» - упражнение в составлении слов из букв, чтении слов;
  5. «Прочитай слова по первым звукам, по последним» - упражнение в звукослоговом анализе и синтезе
  • Загадка
  • «Покупки в магазине» – упражнение в подборе слов к  звукослоговым схемам
  • «Поздравления» – развитие связной речи

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

12345-предлагаю поиграть.

                             Поздоровайтесь с гостями,

                             Улыбнитесь всем вокруг!

                             Руку дайте другу слева

                             И скорей вставайте в круг!

- Ребята, я хочу с вами необычно поздороваться, а вы попробуйте ответить так же (с хлопками: «Здравствуйте ребята!»)

- Ребята, совсем забыла, я сегодня получила письмо. Очень интересно от кого? (открывает). Касета какая-то…Давайте послушаем: «Ребята, помогите! Меня заколдовал злой волшебник! А у меня сегодня день рождения…(плачт)

- Как вы думаете от кого сообщение?

- Что будем делать?

- А злого волшебника не боитесь?

- Ребята, чтобы с нами ничего не случилось, нужно быть какими? (дружными, внимательными, смелыми, хитрыми…)

  1. Введение в тему, закрепление пройденного.

- Чтобы проверить все ли внимательные, двайте повторим без ошибок слоги:

ША-СА-ША                 ШО-ШО-СО           СУ-ШУ-СУ

СА-СА-ША                  СО-ШО-ШО           СЫ-ШИ-СЫ

- Ребята, какие звуки повторялись в слогах? ([С],[Ш])

- Дайте характеристику звукам [С],[Ш]. Что общего? Чем отличаются?

- Ребята, нам звуки [С],[Ш] пригодятся в борьбе с колдовством. А чтобы злой волшебник нас не заколдовал, нужно произнести слово наоборот, т.е. заменить звук [С] на [Ш] или [Ш] на  [С].

СА-ША             УШИ-УСЫ                    КАША-КАССА

АС-АШ             МЫШ-МЫС                  ВАШ-ВАС

СО-ШО             БАШНЯ-БАСНЯ           МИШКА-МИСКА

СУ-ШУ             КРЫША-КРЫСА

СЫ-ШИ            ШИНЫ-СЫНЫ

ОС-ОШ             ШУТКИ-СУТКИ

УС-УШ             КАШКА-КАСКА

ЫС-ЫШ            МАШКА-МАСКА

Помогут нам обреги, но чтобы они защищали – нужно их назвать только гласными звуками.

Обереги с картинками: сом, шахматы, миска, пушка, ананас, душ.Дети называют картинку на обреге только гласными звуками, если верно-берет оберег себе.

В группу влетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

- Вот и первое испытание. Будьте внимательны!

(: по количеству слогов в словах на оберегах на 3 команды)

- Ребята, подойдите ко мне, у кого слово звучит так: 1хлопок, 2 хлопка, 3 хлопка.

Нужно компанией собрать слова в цепочки.

Игра «Цепочка» Перед детьми на столе лежат 9 предметных картинок со звуками [С], [Ш]. Надо их выложить по-порядку так, чтобы каждая следующая картинка начиналась с последнего звука предыдущей.

В группу залетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

(: по месту звука в словах на оберегах на 3 компании)

Второе испытание. Найдите на столе схему места звука в слове, займите свои места. Нужно составить историю или рассказ про свои картинки на оберегах, так, чтобы все слова в рассказе прозвучали.

- Молодцы ребята, интересные рассказы у вас получились. Скажите:

  • Из чего строятся рассказы? (из предложений)
  • А из чего состоят предложения? (из слов)
  • А слова? (из слогов)
  • А слоги? (из звуков)
  • Что вы можете сказать про звуки? (звуки мы произносим и слышим)
  • А с помощью чего мы можем записать слова, предложения, рассказы? (с помощью букв)
  • Что вы можете сказать про буквы? (буквы мы видим, пишем и читаем)

- 12345 начинаем мы играть!

Ты к мешочку подойди, букву лишь одну возьми – отгадай и назови.

Игра «Чудесный мешочек» - дети по-очереди берут букву, угадывают на ощупь, называют и показывают.

Много с буквами хлопот, уж такой они народ,

Пока музыка играет наши буквы – погуляют.

МАК, СУМКА, УМ, МУШКА, СУК, КУМА, СУША, ШУМ.

Игра «Живые буквы» - дети берут большие буквы на альбомных листах, держат их перед собой, чтобы всем было видно. Пока играет музыка- двигаются по группе, музыка закончилась – слушают слово, которое говорит логопед и встают напротив логопеда в это слово, так, чтобы другие дети смогли прочитать.

В группу влетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

(: по звуку в словах на оберегах на 2 компании)

- Третье испытание. Подойдите ко мне у кого в названии картинки на обереге есть звук С, Ш.

(На столах лежат буквы С,Ш и задания прочитать слова по первым звукам, по последним карточки с предметными картинками, найти свой ответ и прочитать его)

На доске ответы детей:

Молоко  кАша    мыШка     бАнт

- Ребята, прочитайте слово из больших букв.

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

Загадка: Мордочка усатая,

               Шубка полосатая,

               Часто умывается,

                А с водой не знается! (кошка)

Логопед достает кошку-игрушку и садит на сундук.

- Вот и справились мы с колдовством, расколдовали кошку – Машу.

              Ждет гостей сегодня кошка и волнуется немножко.

              Почему гостей все нет?

- Как вы думаете, почему гости могут опаздывать?

- Деньги у меня есть, а вот подарки нужно купить. Ребята, найдите свой подарок в нашем магазине.

Дети берут карточки-звуковые схемы и просят воспитателя-продавца продать нужный товар. В магазине МЫШКА, СОК, ШАРФ, ШАРИК,ВЕСЫ, БУСЫ.

- Давайте  поздравим нашу Машу и подарим ей подарки.

  1. Итог.

Кошка: Ой, спасибо вам, ребята, спасли вы меня, подарки подарили, слова приятные сказали. А доброе слово и кошке приятно. А какие испытания вам запомнились? Примите от меня угощения. Спасибо вам.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников стр. 25 – 29, «Логопед» № 2/2010г
  2. Мухаметянова А.Р., Дворецкая Г.Л. Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, стр. 87 – 94,  «Логопед» № 1/2009г Смирнова Л.Н.
  3. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозайка-Синтез, 2003г.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. СПб.: Детство – пресс,1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...