Консультация для воспитателей на тему: «Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
консультация (подготовительная группа) на тему
В данной работе рассмотрен один из основных видов деятельности детей - "игра". Из опыта своей работы я попыталась рассказать о том, как можно найти общий язык с детьми посредством "игры", игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu_.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №116 «Теремок»
Дёмский район городского округа города Уфа
Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
на тему:
«Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Воспитатель: Целищева Светлана Николаевна
Уфа – 2015 г.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни»
С.Т.Шацкий
На первый план в своей работе ставлю задачи воспитания и обучения, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их полноценное развитие. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно – развивающей среды. В том и состоит особенность такой среды – через игровое действие подводить ребенка к тому, чтобы он видел не просто предмет или игрушку для развлечения, а старался придумать что то новое. Тогда у него будет зарождаться замысел, что приведёт к новым самостоятельным познаниям, творческому развитию, умению предвидеть, продумывать и действовать. И что не менее важно, накопленную информацию, знания, он начнет передавать другим детям, обучая их тому, чему научился сам. Поэтому предметно - развивающая среда очень важна в детском саду.
В моей группе была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков с помощью подвижных ширм – перегородок. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр.
У меня в группе дети не являются слушателями, пассивно воспринимающими мои объяснения, наоборот, они приобретают знания, умения, навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сочетаясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Дети занимаются с материалом, который сами выбирают, и сами определяют место и длительность работы с ним. Для данного вида деятельности у нас в группе есть крупный и мелкий строительный материал, конструкторы «Лего», природный материал (соломка, веточки, ракушки, камушки, семена растений…).
Я считаю, что базой для чтения становится устная речь. Стараюсь как можно больше говорить с детьми, даю точные знания с новыми для них словами. У детей при помощи развивающих игр, расширяю словарный запас, помогаю почувствовать красоту точного, правильно выстроенного высказывания. Поэтому постоянно обращаю внимание на свою речь, как я говорю с ребенком.
За время работы в детском саду, приобретая и накапливая определенные знания и опыт, я пришла к выводу, что большие возможности в воспитании и развитии ребенка заложены в играх, прежде всего, в развивающих. Поэтому в своей работе я использую развивающие игры во всех видах детской деятельности (на занятиях, развлечениях, самостоятельной деятельности детей).
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно – эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном – игра; в младшем школьном – учеба; в подростковом - общение со сверстниками.
Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть средство познания ребенком действительности.
Игра – это сложное социально – психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психологической и личностных сферах, дает эффект общего психического развития.
В процессе детской игры, работы… я доброжелательно и ненавязчиво руковожу детьми, становясь посредником между ними и подготовленной средой.
В игре ребенок учиться управлять собой: учиться подчинять свое поведение правилам, развиваются его движения, воображение, память, мышление, внимание и речь, умение сосредоточиться, т.е. развиваются его способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
В своей группе я создала предметно - развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей. В группе в определенном порядке расставлены дидактический материал, развивающие игры.
Ещё К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «Особенный» ребенок – может гений, а может быть неблагополучный.
С помощью развивающей игры в моей практической работе обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание – приятнее. Игра – это средство диагностики психического состояния ребенка, его личности развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я придумала, а также подобрала из уже известных игр, такие, в которых по возможности развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Иногда возрастные границы трудно определить достаточно четко. Поэтому выбирая игры для занятия, каждый воспитатель должен исходить из своих организационных способностей, личностных качеств и поставленных перед собою задач. Содержание таких игровых занятий дает мне широкие возможности для импровизации.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес, готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать настоящую жизнь полной и счастливой.
Детскому саду
План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План – это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное – не схема и форма, а содержание.
Рассмотрим планирование сюжетно – ролевой творческой игры, в которой успешно формируются содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения. Анализ планов воспитательной работы показал, что между игровой деятельностью и содержанием занятий по ознакомлению с окружающей действительностью, наблюдениям(например на прогулке) часто нет никакой связи. Но такие наблюдения случайные, непродуманные и малоценные для общего развития ребенка. Также недостаточная связь между обучением на занятиях, и творческими играми и работой детей.
Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.
Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно – тематические планы учебно–воспитательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития). Если у детей возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен поддержать детскую инициативу, изменив намеченную им игровую тематику.
Тематическим планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно – ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.
Согласно ведущих игровых интересов, тематическое планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами, явлениями окружающей среды, экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства, конструирование, лепку, аппликации и рисование, игрушки и атрибуты для игр (указать, что надо приобрести, что изготовить с помощью родителей, что вместе с детьми).
Во время игры может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые нельзя было предусмотреть заранее. В таких случаях следует поддержать инициативу детей, помочь изготовить или заменить другими предметами необходимые атрибуты, и тем самым поддержать интерес к игре.
Заключение
Разве здоровье не чудо?
А.П. Чехов
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. О чем они думают? Может – быть…
….Жизнь – это часто тяжелое бремя,
Светлое детство как праздник мелькнет,
Как бы я рад был с тобой поменяться,
Чтобы, как ты, и резвиться и петь,
Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,
Шумно играть и беспечно глядеть!
Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но, в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»
Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда актуальная и приоритетная задача для взрослых! Ребенок, как целостность физического, социально – экономического, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек, всегда необходимый другому человеку.
Закономерно игра является незаменимым средством решения обозначенной задачи – сбережение и обогащение здоровья ребенка в дошкольном детстве, и сегодня это уже не требует доказательств. Еще более полувека назад, авторитетный отечественный педагог и врач, один из первых теоретиков дошкольного образования Ефим Аронович Аркин утверждал: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой. Или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому. Что она благотворно влияет на его здоровье.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он н е мог выполнить, и вместе с тем, она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья».
Игра – это естественный путь ребенка к здоровью, благополучию, это веселая жизнь, это радость, это красота и добро.
Игра – это когда ребенок, как волшебник, может все! Ничто не сравниться с играющим ребенком!
Игра – это чудо! Играющий ребенок – чудо! И здоровье, по мнению А.П.Чехова, это тоже чудо!
В творчестве Агнии Львовны Барто есть замечательное стихотворение - «Открытое окно». Именно им я хочу закончить свой творческий отчет.
Открытое окно
Опять в соседнем садике с утра идет игра,
Лихие скачут всадники, с утра кричат – « Ура»!
Опять шумят дошкольники, Володеньки и Оленьки,
И вся разноголосица, ко мне в окно доносится.
Закрыла я сое окно – все смолкло как в немом кино.
Нет, без ребячьих голосов, мой дом закрыт, как на засов.
Нет, пусть лихие всадники, с утра кричат – « Ура»!
Пускай в соседнем садике, всегда идет игра!
Так пусть дошкольное детство и годы, проведенные ребенком в детском саду, останутся для него чудом навсегда.
,
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в н...
«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на разви...
ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастном...
«Огород на окне» — как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, иска...
Статья. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Природа вокруг нас....
Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игра – это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» из опыта работы
Основное направление моей работы - «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно....