Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой
статья на тему

Статья о необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.odt31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта воспитателя  МБДОУ «Детский сад №23 комбинированного вида» Комиссаровой Натальи Васильевны

«Разумный и добрый человек — вот незыблемая и бесспорная цель воспитания, как понимает её и слово Божие, и здравый смысл народа»

А. Тихомиров, русский педагог

«Если вы будите жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность — научности, то получиться полный успех вашей жизни»

Прп. Амвросий Оптинский

«Воспитание из всех святых дел — самое святое»

Святитель Феофан Затворник

«Не наука делает людей благополучными, а честность и добрая совесть»

И. А. Крылов

Тема:

        Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни — воспитание ребёнка. Ещё более сложная задача — создание духовного стержня в душе этого ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще всего — вовсе на безнравственность. Как уберечь хрупкое сознание малыша от тьмы и губительных соблазнов, дать самую надёжную опору в жизни, которой совсем не являются богатство и власть?

        С рождения ребёнок постепенно учиться ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами — восходит от силы в силу. Вместе с этим должно происходить духовное возрастание, закладываться духовные ценности. С самого раннего возраста можно использовать любой момент в игре, наблюдении, общении для того, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребёнка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, а самое главное — любовь.

        Современная жизнь кипит от всевозможных искушений, и нормальному человеку постоянно приходится сопротивляться зову безбожной цивилизации, стадному чувству и окружающей глобальной демонизации. Именно поэтому так важно в век вседозволенности уметь применять ограничения, грубости и хамству противопоставлять терпение и мудрость, распущенности — скромность, физической агрессии и злу — силу духовную. Массовое растление почти ставшее нормой жизни деформировало границы морали настолько, что элементарная порядочность многим представителям молодёжи представляется смешной и нелепой. Многие личины зла выставлены под внешне благопристойными масками, обольщая и грубо обманывая не только духовно-непросвещённых, на и верующих людей.

        Безусловно, любой современный взрослый легко отличает «плохое» от «хорошего» даже если пытается убедить себя что «плохое» это «нормально». Но совсем иное дело дети. Ведь то, что «фильтруется» взрослыми почти полностью «впитывается» детьми. И становится для них «нормой». Нетрудно представить, что запечетлевается в сознании ребёнка с самого раннего возраста, впитывающего в себя рекламную дешёвку, мультики со страшилищами (причём чем страшнее и агрессивнее герои, тем более серьёзно внушается, что он добрый и спасает мир), видящего сцены жестокости и разврата, слышащего матовую и сленговую речь, играющего в игрушки с высоким коэфицентом агрессивности, а зачастую и несущие в себе прямую функцию растления (Куклы — герои западных мультфильмов, Барби, младенцы с выраженными половыми органами).

        Очевидно, что в современном мире невозможно воспитывать ребёнка в «стерильных» условиях. Так или иначе он получит отрицательный опыт. И только от окружающих его взрослых (семья, педагоги) будет ли это «тяжкой болезнью» или «иммунной прививкой»

        Известно, что как только ребёнок рождается он уже является носителем первородного греха и все последующие годы своей жизни он будет совершать духовный выбор между «добром» и «злом». Понимая это, нужно с младенчества прививать ребёнку «иммунитет» против зла и всех его составляющих: капризов как проявления своеволия, эгоизма, жадности, неопрятности — не бережёт труд родителей по уходу за ним, жестокости — бьёт родителей, а потом сверстников, ленности, лжи, воровства, трусости, а потом предательства, иными словами формировать духовный стержень, нравственную основу, с которой ребёнок пойдёт по жизни.

        Судьба воспитанника в будущем зависит от следующего: что он знает, что он любит, что он может. Нравственный и духовно-совершенный человек должен знать добро, любить добро, быть в состоянии творить добро. Поэтому становится очевидным, что необходимо глубокое, целенаправленное духовно-нравственное воспитание, целостность человека, предполагающее развитие всех его душевных устремлений, сторон личности так, чтобы образ Божий  в нём мог раскрыться во всей силе и полноте.

        Задача эта может быть решена только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Безусловно мировой педагогический опыт накопил огромное множество всевозможных систем воспитания, подчас взаимоисключающих друг друга.

        В России 30-х годов прошлого века произошла кардинальная перестройка в педагогической науке. Педагогика отделилась от психологии. Ещё ранее произошло отделение школы от церкви и уничтожение всего, что составляло духовное основание педагогики. Получился этакий «всадник без головы». В практику воспитания он вошёл под лозунгом, которого до этого не знал ни один народ, ни одна нация: «Детям счастливое детство!». До этого детство было временем подготовки к взрослой трудной и ответственной жизни. Вместо этого появилось время беззаботное.

        Психология, как дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов прошлого века от неё отказались. Педагогика действия была заменена педагогикой слова. И с этого момента всё начало работать на ЭГО. «Потому что состояние счастья в контексте такого понимания на самом деле состояние ЭГО-удовлетворености. А состояние «Совестливости» - это состояние радости, но это совсем другая радость, не эмоциональная, не свойственная ЭГО» - пишет православный психолог А. Гармаев.

        На западе нравственная психология была подхвачена в одном только плане — в работе над структурой ЭГО. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе. Сейчас часто прибегают к западным моделям воспитания, пытаются применить их в наших образовательных учреждениях, на западная система, так упорно навязываемая нам, в настоящее время имеет лозунг: «Знания ради знаний и материального благополучия». Поэтому, по мнению православных психологов и педагогов, она не применима в отношении российских детей.

        Общественно-политические, экономические социокультурные изменения, произошедшие в России в конце двадцатого века, привели к необходимости изменения существующего подхода к проектированию воспитательной деятельности. Обуславливается это особенностью государственного и социального заказов в области образования, сущность которых составляет создание системы всеобщего образовательного пространства, в основе которого будет воспитание духовности и нравственности. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, содержащих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Незыблемый фундамент для построения целостной и действенной педагогической системы нравственного воспитания детей заложен в многовековом опыте православной педагогики.         Сегодня каждый здравомыслящий человек несомненно чётко понимает необходимость возрождения и развития духовных традиций нашей Родины, определяющих её будущее. И совершенно естественно, что Православная Церковь берёт на себя задачу восстановить духовное образование и воспитание подрастающего поколения, укрепить семейные связи, обновить нравственное состояние детей. Процесс решения такого комплекса задач  и называется духовно-нравственным воспитанием. Основной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие составляющих сфер личности: духовно-практической, социокультурной, социальной, психофизиологической.

Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям внешне,не механически закреплялись, а связывались с внутренним содержанием личности, её внутренней жизнью. Извне предложенное должно через воспитание стать свободно принятым и внутренне необходимым. Духовность — это степень близости души, внутреннего мира человека к Богу, нравственность — это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца.

        Нравственное и духовное состояние ребёнка формируется из его непосредственных переживаний и главным образом в первые годы его жизни. Искренность и простота, ясность и чистота детской нравственности часто выступает как идеал, как стимул труда для педагога и родителей. Однако несмотря на эти обстоятельства изначальное раздвоение души между «добром» и «злом» проявляется уже в раннем возрасте в неосознанном стремлении ребёнка к греховным поступкам и действиям. Происходит как бы одновременное движение по путям «добра» и «зла».

        Но стремление к добру изначально заложено в каждом сердце. И стремление это нуждается в расширении и укреплении, т. е. в некотором духовном упражнении. Именно духовные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка составляют основу духовно-нравственного воспитания.

        По утверждению психологов становление личности ребёнка начинается с момента зачатия. «Удивительно мудро устроена природа человека: практически с этого времени ребёнок готовится к взрослой жизни. Детство его стоит воспринимать именно как подготовку к этому ответственному периоду» - пишет православный психолог, священник Анатолий Гармаев. Вообще  период детства до семи лет является, по мнению психологов основным, базовым.  Ш. Бюлер в своей работе «Человеческая жизнь как психологическая проблема» подчёркивает, что в первые семь лет человек устанавливает канву своей жизни. Взрослый в течение своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе в течение первых семи лет.

        Основные черты личности и характера человека, как основы его мироощущения, складываются в действительности в период его доотроческой жизни. Чтобы была понятна та фундаментальность вкладываемого, которая происходит в детстве у каждого, необходимо рассмотреть возрастные периоды доотроческой жизни человека, выделяемые нравственной психологией на основе закона последовательности запечатлений. Суть его заключается в следующем: то, что в жизни взрослого является наиболее существенным, ребёнком запечатлевается прежде всего.

        Так, наиболее важным, первостепенным, по мнению православных психологов и педагогов, является духовное развитие. А Гармаев в книге «Этапы нравственного развития ребёнка» подчёркивает, что именно с этого начинается становление человека в утробе матери. Резерв сил, которые будут потом поддерживать человека до самой смерти в действиях правды, добра, в истинной  любви к людям и себе — закладывается в первый период — внутриутробный. Прежде всего это запечатление душевных сил матери, её душевного состояния, проявляемое в отношении к близким.

        После рождения начинается второй период. Он длится до трёх лет. Это время душевного развития, время впечатлений, которые будут основополагающими для всей его будущей жизни. Идёт запечатление способов общения между взрослыми, закладываются нормы поведения. «Если до трёх лет позволять ребёнку «вольницу» и он понял как легко управлять взрослыми при помощи капризов, то можно считать, что вы тем самым создали ему серьёзную духовную проблему» - утверждают православные психологи. За развитием духа благочестия нужно следить непрестанно с первого дня жизни, следить терпеливо и внимательно, подмечая каждую чёрточку, всё считая важным. Святой Иоан Кронштатский пишет: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей,.... семена всех грехов есть и в детях»

        Возраст с трёх до пяти лет — это возраст телесного развития, когда внешней доминантной психической деятельностью ребёнка является игра, а внутренней — обретение взрослых смыслов жизни. Что было запечатлено в предыдущем периоде становится видно по детским играм. Очень много значит то, во что играют дети, но не менее значимо и то, как они играют. В последнее время увеличилось количество жестоких игр, равно как проявлений жестокости в самой игре. В играх обнаруживается смещение в смыслах жизни взрослых, которая происходит на глазах детей: вместо заботы — индивидуализм. По мнению многих педагогов, детям сейчас надо помогать играть. Причём не просто быть с ними в игре в качестве воспитателя, а именно присутствовать в игре, направляя её по духовному руслу и придавая ей нравственное содержание, но не доминируя над детьми.

        Говоря о внутреннем духовном устроении ребёнка, его интеллектуальном развитии нельзя упускать из виду и труда телесного, так как это одна из основных составляющих духовного здоровья личности. Именно возраст от пяти до семи лет — этап воспитания духа, время строгого послушания, время когда труд становится центром внутреннего внимания ребёнка.

        В нравственной психологии выделены три вида трудовой деятельности: самообеспечение, работа и труд. Самообеспечение — действия по удовлетворению личных натуральных потребностей человека в пище, телесном комфорте, уюте. Работа — это действия по способностям, т. е. различного вида занятия: умственные (интеллектуальные), музыкальные, изобразительные, ремесленные, технические, пластические, спортивные, танцевальные и т. д. И, наконец, труд — это или отклик на нужду, или выполнение трудового действия из послушания (любви). Последнее есть то, к чему ребёнок 5-7 лет открыт во внутреннем плане, на внешнем в нём открыта готовность к работе. От окружающих взрослых, в основном от родителей,  зависит куда пойдёт запечатление больших резервов душевных сил. Поэтому период от пяти до семи лет не должен быть проведён в праздности, беззаботных играх или только занятиях по способностям. Все народы с многовековым опытом интуитивно знали об этом периоде. На Руси дети с пятилетнего возраста 2/3 свободного времени (исключая сон и еду) проводили в труде. Их понуждали к этому.

        Период 5-7 лет по представлению психологии — это время когда идёт духовное становление, как центральное, доминантное. Это возраст строгого ведения детей. Если в этом возрасте дать свободу только для способностей — то это значит встать на путь запрещения нравственного действия в ребёнке. А это значит, что такой ребёнок, став взрослым, будет с радостью откликаться на всякое действие по способностям, а вот на истинное трудовое действие у него сил не будет, на нужду другого он не откликнется.

        Таким образом нравственная психология подтверждает что возраст до семи лет является базостным для человека, а впечатления и запечатления детства держатся в душе ребёнка на уровне безусловных рефлексов и поэтому имеют глубину и большую устойчивостью

        Священник Александр Ельчанинов пишет: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добротой с самого раннего возраста? В детстве — сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и  окаменелости. Это именно та почва, посеянное в которое даёт урожай в 30,60,100 крат. Потом, когда душа окаменеет, очерствет, воспринятое в детстве может снова очистить и спасти человека. Оттого важно держать детей ближе к Православию, это напитает всю их жизнь» И тогда, став взрослым, ребёнок будет истинной радостью сердца и достойным утешением родительской старости.

        И. А. Ильин подчёркивает что: «Воспитание должно сообщать ребёнку новый способ жизни. Его основная задача не в исполнении памяти, не в образовании интеллекта, а в запоминании сердца. Обогащённая память и подвижная мысль при мертвом м слепом сердце -создаёт ловкого, но чёрствого и злого человека. Вот почему образование без воспитания дело сложное и опасное». «Итак, воспитывай детей так, чтобы они могли переносить всё и знали, как должно поступить среди несчастий» Иоан Златоуст

        Так как основной период духовного становления приходится на возраст до семи лет, весь он выпадает на период дошкольного детства, первостепенная и основная роль в духовном воспитании отводится семье, а затем уже детскому саду. Поэтому необходимо полное взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей (которые на сегодняшний момент являются самым слабым местом в этой системе). Ещё одним важным направлением является слияние обучения детей и их духовно-нравственного воспитания, внедрение духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие, в трудовое воспитание.

        Следствием этого является полноценное развитие ребёнка, целостное, естественное для его души и способствующее более глубокому раскрытию его прирождённых способностей.

        Педагогу необходимо взаимодействовать с детьми так, чтобы помогать им устанавливать правильное  соотношение между их внутренней жизнью и реальными условиями окружающего мира. Основу педагогического процесса в группе должно составлять не одно лишь религиозное обучение, а воспитание в духе Православия, когда у ребёнка появляется твёрдая уверенность в бытии идеального мира. Поэтому православному педагогу необходимо ориентироваться самому и ориентировать детей на то положительное, что даёт социальное окружение. Задача воспитателя распознать в ребёнке зарождающиеся духовные привычки и с любовью  и терпением исправлять их. Видя в ребёнке образ Божий педагог должен развивать такие христианские добродетели как: милосердие, доброту, великодушие, прощение, оправдание, любовь к ближнему, послушание.

        Жизнь детского сада, как говорит концепция православного дошкольного образования, зависит от личного участия в ней каждого педагога и наставника, а духовно-нравственное воспитание должно осуществляться на принципе интеграции основ Православия в повседневную жизнь группы.

        Содержание воспитания должно определяться необходимостью создания условий для пробуждения и развития духовной жизни, сохранения внутреннего мира ребёнка от власти страстей и греха, развитие всех разумных сил души, познания себя и мира как Божьего творения, осознания своего особого призвания в этом мире и ответственности за свою жизнь. Знакомство детей с Православием не сводится к запретам, а показывается его красота.

        Важно учитывать принципы непрерывности и   воспитания детей в детском саду и в семье. Определяя доминирующей в духовном развитии ребёнка роль семьи необходимо активно включать родителей в жизнь группы, способствовать сближению воспитательной позиции родителей и педагогов.

Двадцать первый век, по мнению учёных, прогнозируется как век человека, где духовность признаётся высшей ценностью. Свою точку зрения на духовно-нравственное воспитание отстаивают представители православной педагогики В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, С. С. Куломзина, Б. А. Ничипоров, А.Н. Стриженов, В. Ю. Троицкий, Р. Ю. Киркос, А. Гармаев и др. Они считают, что только православное воспитание, имеющее тысячелетний опыт и примеры истинных подвижников, героев Отечества, может способствовать перерождению, усовершенствованию человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества»

Проблема и актуальность:Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,...

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками

Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой, посредством авторских игр и пособий.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа является: Знакомство детей с основ...

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...