Игры, направленные на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
картотека (младшая, средняя группа) по теме

Картотека игр, цель которых, сенсорное развитие детей дошкольного возраста., а именно младшей и средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры на сенсорное развитие109 КБ

Предварительный просмотр:

 «Пирамида»

Цель:  сенсорное развитие.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • закрепление знаний о последовательности цветов радуги;
  • формирование понятий «больше», «меньше», «столько же», «поровну», «ниже», «выше», «посередине» и т.п.
  1. коррекционно-развивающие:
  • коррекция зрительного восприятия;
  • развитие мелкой моторики.
  1. воспитательные
  • формирование умений выполнять задания по образцу, по заданному условию и самостоятельно;
  • формирование умения объяснять свои действия, оценивать правильность выполнения.

Оборудование: Основание, на котором закреплены три штыря, на одном из которых надеты семь колец различной цветовой гаммы (цвета радуги) и величины.

Ход игры:

Манипулируя с цветными кольцами, ребенок должен проговаривать названия предметов, цветов, оречевлять свои действия, оценивать результат своей деятельности. Уметь определять, какое кольцо «больше», «меньше», на каком штыре колец больше/меньше, «поровну», «столько же», какие они по цвету.

Задание к игре:

  1. построить пирамиду по образцу.

Ребенку предлагает рассмотреть пирамиду, составленную из колец, надетых  на один из штырей, расположенных последовательно от большого к маленькому в соответствии с цветами радуги. Затем дается задание собрать такую же пирамиду на другом штыре из этих колец. Ребенок должен, в соответствии с образцом, расположить на штыре кольца по порядку, сначала большое, затем меньше и т.д. Взрослый в случае затруднений ребенка задает наводящие вопросы. «Посмотри, какое кольцо лежит внизу? Куда нужно положить большое кольцо? Какое потом положить кольцо?» и т.п.

  1. построить пирамиду в соответствии с цветами радуги самостоятельно (по памяти).

Ребенок рассматривает пирамиду с кольцами (такую же, как в первом задании). Затем кольца снимаются со штыря и дается задание – собрать такую же пирамиду. Ребенок надевает на свободный штырь кольца, соответствующие цветам радуги. Отчитывается о своих действиях: «Я сложил радугу». Ему предлагается назвать цвета радуги. Ребенок называет:

«Цвета радуги – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий».

  1. выполнить задание с кольцами по заданному условию.

а) Распределить кольца пирамиды на три штыря по два кольца заданного цвета. Например, « На первый штырь надень кольца зеленого и красного цвета, на второй – оранжевого и желтого, на третий – голубого и синего».

б) Надеть на штырь «столько же» колец, сколько на другом штыре. Ребенок смотрит на пирамиду с кольцами, считает их и надевает «столько же» на другой штырь.

(При этом неважно, какого цвета и величины кольца. Задание преследует цель сформировать у ребенка понятия «столько же» независимо от цвета и величины предмета.)

в) Надеть на штырь колец «больше/меньше», чем на другом («больше на один», «меньше на один»). Ребенок считает количество колец на штыре. Затем ему предлагается положить «больше». В виде помощи задается вопросы: «Как это больше? Сколько ты наденешь на другой штырь? Тут два. Сколько нужно взять колец (четыре, пять)?»

г) Построить пирамиду, начиная с маленького кольца и заканчивая большим.


«Палочки»

Цель:  сенсорное развитие.

Задачи:

  1. образовательные:
  • закрепление названий геометрических фигур и их свойств;
  • развитие представлений о форме и величине.
  1. коррекционно-развивающие:
  • коррекция пространственных представлений и зрительного внимания;
  • развитие мелкой моторики.
  1. воспитательные
  • развитие усидчивости;
  • формирование умения объяснять свои действия, оценивать правильность выполнения.

Оборудование:  Игровой материал состоит из 25 палочек длиной 10см и толщиной 1см.

Ход игры:

При работе с палочками ребенок должен назвать геометрические фигуры, которые он складывает из палочек, уметь определить количество использованных палочек и необходимых для выполнения задания. Сравнивать сложенные из палочек геометрические фигуры по числу сторон, углов; объяснять свои действия.

Задание к игре:

  • сложить геометрические фигуры по образцу.

а) Перед ребенком выкладывается геометрическая фигура из палочек (квадрат, прямоугольник, треугольник). Предлагается назвать фигуру и количество использованных палочек. Затем дается задание сложить из палочек такие же фигуры.

б) Сложить геометрические фигуры, одинаковые по форме, но разной величины. (Сложить квадрат больший по величине, чем предлагаемый образец.)

в) Сложить различные геометрические фигуры по образцу или заданию из различного количества палочек («Сложить квадрат из 4 палочек, 8 палочек», «Сложить треугольник из 6 палочек, из 9 палочек».

Ребенку предлагается посмотреть на сложенные геометрические фигуры и определить: чем отличаются эти фигуры друг от друга (количеством использованных палочек, количеством сторон, углов, величиной).

  • сложить геометрические фигуры из палочек большого количества, чем нужно, чтобы получилась фигура.

(Сложи прямоугольник из 5, 7 палочек). Ребенок должен сложить фигуру и сказать, сколько палочек лишних. Сравнить полученные геометрические фигуры по форме, по количеству использованных палочек.

  • сложить из палочек изображения различных предметов (домик, мост, лестница, предметы мебели).

Ребенку дается задание «Сложи из палочек домик». Ребенок должен построить предлагаемый объект по представлению и назвать его.

  • достраивание геометрических фигур.

Ребенку предлагается достроить фигуру, часть которой построена взрослым, и назвать ее.

«Рамки с вкладышами»

Цель:  сенсорное развитие.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • формирование умения узнавать и различать форму плоских фигур и их положения на плоскости (зрительно и на ощупь);
  • закрепление названий геометрических фигур.
  1. коррекционно-развивающие:
  • коррекция зрительного восприятия и пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики.
  1. воспитательные:
  • развитие самостоятельности;
  • формирование умения объяснять свои действия, оценивать правильность выполнения.

Оборудование: игровой материал, состоящий из набора рамок-пластинок с вырезанными отверстиями и вкладышей такой же формы и размера, как отверстия в рамках. В наборе имеются следующие фигуры: круг, треугольник равнобедренный, прямоугольник, квадрат, шестиугольник неправильной формы.

Ход игры:

При выполнении заданий ребенок должен называть геометрические фигуры, соотносить контуры фигур в рамках с вкладышами.

Задание к игре:

  1. найти каждому вкладышу свое место.

Предлагается ребенку заполнить рамки вкладышами. Затем взять вкладыши и назвать знакомые геометрические фигуры.

  1. игра-соревнование: «Кто быстрее вставит вкладыши в рамки».
  2. положив рамку на лист бумаги, предложить ребенку обвести контуры фигур, назвать их.


«Кубики»

Цель:  сенсорное развитие.

Задачи:

  1. образовательные
  • закрепление знания геометрических фигур.
  1. коррекционно-развивающие
  • коррекция внимания и пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики.
  1. воспитательные
  • формирование умения объяснять свои действия, оценивать правильность выполнения.

Оборудование: Игровой материал состоит из 16 одинаковых кубиков и набора картинок-образцов. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3 и даже 4 цветных узора, которые напоминают контуры различных предметов, картинок.

Ход игры:

При проведении игр с кубиками и узорами ребенок должен называть объекты, с которыми он действует, оценивать результат своей деятельности. Начинать следует с простых узоров, постепенно усложняя задания.  

Задание к игре:

  • сложить узор из кубиков, подражая действиям (из 4, 9 кубиков).

Ребенку предлагается взять  столько же кубиков, сколько взял взрослый. (Начинать надо с небольшого количества кубиков.) Затем взрослый составляет узор из кубиков, который ребенок воспроизводит на своих кубиках, давая отчет о своих действиях.

  • сложить узор из кубиков по образцу, данному на карточках.

В случае затруднений ребенка ему может быть предложен лист бумаги, расчерченный на столько клеточек, сколько в узоре. Ребенок вначале строит узор из кубиков, ставя их на нарисованные клеточки, затем выполняет узор, ставя кубики рядом с клеточками.

  • сложить узор по образцу, данному на карточках, включая дополнительное условие: изменить цветовую гамму.

Например, на карточке изображен узор красного цвета, нужно выполнить такой же узор, но голубого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

дидактические игры по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

дидактические игры  по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Анализируя собственные наблюдения, полученные в результате многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, мною было сделано заключение о том, что современный дошкольник характеризуется...

Статья "Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста"

Статья о важности и необходимости своевременно развивать у детей сенсорные возможности.Указаны основные задачи сенсорного воспитания.Необходимость использования дидактической игры в учебно-воспитатель...