план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Шевчук Ольга Валерьевна

план работы по самообразованию ТемаТ: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия  пластилинографией»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_shevchuk_o.v._2015-16.rar24.99 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию.

Воспитатель   …………................Шевчук Ольга Валерьевна

Группа… компенсирующей  направленности «Фантазеры»

Учебный год……………… ……………..……………2015-2016

Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия  пластилинографией»

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,

профессионального мастерства и компетентности;

систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия  пластилинографией

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
  2.  Разработать перспективный план работы.
  3. Составление плана проектной деятельности
  4.  Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  5.  Подготовить консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
  6.  Подготовка доклад для пед.совета  на тему: «Проектная деятельность - «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики  рук  детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»;
  7. Подготовить консультацию для родителей. Тема: «Рисование пластилином»
  8. Семинар для родителей  с элементами игры на тему: «Ум на кончиках пальцев»
  9. Подготовить материал (провести) коррекционно- развивающий мастер-класс для педагогов по теме:  «Божья коровка на ромашке».

Актуальность выбранной темы

Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психоречевого развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественно эстетическое развитие, благодаря  доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.

Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психоречевого развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.

Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.

Разностороннее изучение задержки психоречевого развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПРР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПРР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПРР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий

Занятие пластилинографией с детьми с ЗПР комплексно воздействует на развитие ребёнка:

Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;

Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.

Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями лепки, а именно пластилинографии в развитии мелкой моторики рук.

Литература:

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.,  МихайловаЗ.А. и др, Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- СПб. :  «Детство-пресс», 2011. – 528 с.
  2. Баряева Л.Б., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н.Д.— СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320с.
  3. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста . Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008. - 336с.
  4. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. 3–е  издание – СПб.: «Детство – пресс», 2001г.
  5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Изда¬тельство «Книголюб», 2008. - 128с.
  6. О.Ю.Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010
  7. Сенсорное воспитание в детском саду .Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой – М.Просвещение, 1981
  8. Т.Н.Яковлева Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Москва 2010
  9. Т.С.Комарова Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие


Поэтапно-творческий перспективный план

педагога Шевчук Ольги Валерьевны

на 2015-2016 учебный год

по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия  пластилинографией»

дети

педагоги

родители

оснащение

образовательного

процесса

сентябрь

Диагностика.

Знакомство с работами из пластилина. Знакомство с особенностями материал (пластилин, картон, орг. стекло)

подготовить буклеты  «Развитие мелкой моторики рук

у детей»

Работа по самообразованию

октябрь

Работа с цветом в пластилине, соединение цветов получение оттенков. Изготовление панно, коллективная работа «Листопад, листопад, листья желтые летят». Работа с накладными деталями.

Оформить статью в родительский уголок «Рисуем пластилином»

Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ)

ноябрь

Изготовление картины «Живые яблочки на ветках»- птицы

консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Познакомить родителей с методикой рисованием пластилином.

Выставка детских работ.

Сбор материала для детской мастерской

декабрь

Скручивание жгутиков.

Оформление картины «Елочка, зеленая иголочка»

Оформить выставку к новогоднему празднику

Открытие детской мастерской

январь

Нанесение эскиза на картон.

Выкладывание жгутиком по контуру.

Семинар для родителей  с элементами игры на тему:

«Ум на кончиках пальцев»

февраль

Открытка папе.

Выкладывание звезды.

Сообщение на пед.совете «Формирование у детей с ОВЗ навыка рисования  пластилином»

Изготовление открыток для пап ко Дню защитника Отечества

Подготовить шаблоны, заготовки для работ

март

Открытка маме  «Мимоза»

на основе полученных знаний.

Сделать подарки мамам ко дню 8 марта

апрель

Подготовка с детьми к открытому корекционно развивающему мероприятию.

Проведение открытого корекционно развивающего занятия для педагогов     по теме «Божья коровка на ромашке».

Принять участие в изготовлении эскизов для рисования пластилином.

Выставка совместного творчества детей и родителей.

май

диагностика

Отчет по теме по самообразованию

Размещение материалов проекта в сети Интернет


Анализ процесса самообразования педагога.

1.Оправдал ли себя план, как он сочетался с задачами  ДОУ и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования, планировалась ли исследовательская работа.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература изучалась конкретно: педагогическая, психологическая, научная и др.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и т.д.).

4. Творческое сотрудничество (с педагогами, учеными, методистом и т.д.).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы, что предстоит сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различн...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

План работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Основные направления работы с детьми на занятиях. - пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективно...