Выступление "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО"
консультация на тему

Фасхиева Светлана Фердусовна

Рекомендации по адаптации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_soobshchenie_na_seminare_po_adaptatsii.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО.

Старший воспитатель МБДОУ №6

Фасхиева С.Ф.

   Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

   Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

   Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

   Адаптация раннего возраста.…… Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка. Сухомлинский В.А.

Основными задачами по профилактике и преодолению

дезадаптации детей в ДОО являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОО);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Воспитатель должен стремиться, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания в новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески недопуская и предупреждал проявления тяжелой адаптации. Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка

- От состояния здоровья

- От резкого контакта с обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в доо

- От разницы в методах воспитания.

   Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

   Три фазы адаптационного периода:

  • Острая фаза или дезадаптация
  •  Подострая фаза или собственно адаптация
  •  Фаза компенсации или период адаптации

   Три степени тяжести прохождения адаптационного периода

Легкая адаптация

• К 20-му дню пребывания в доо нормализуется сон, ребенок нормально ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

• Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.

Средняя адаптация

 • Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в доу. Нервно-психическое развитие насколько замедляется ( замедление речевой активности)

 • Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился

Тяжелая адаптация

• Характеризуется значительной длительностью ( от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений

   

Два варианта течения тяжелой адаптации

I- вариант

Признаки:

• Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в доо

.• Нервно-психическое состояние отстает от исходного на 1-2 квартала

.• Респираторные заболевания-более трех раз сроком более 10 дней

.• Ребенок не растет и не прибывает в весе в течении 1-2 кварталов.

II-вариант

Признаки:

• Поведенческие реакции нормализуются к 3-4  месяцу пребывания в доо

.• Нервно-психическое состояние отстает от исходного на 2-3 квартала

• Ребенок не растет и не прибывает в весе.

Задачи воспитателя:

 1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

 2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

 а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

 б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

 в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

 г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

 3. Закладывать основы будущей личности:

 а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

 б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

 в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;  г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

    Организация адаптационного периода 

Использование и учет:
- создание условий для общении со знакомыми вещами и игрушками;

- гибкий режим;

- контроль за физическим побуждением ребенка;

- использование фольклора ;

- игры-занятия; игры-упражнения;

- создание предметно-развивающей среды;

- учет и использование в период адаптации привычек стереотипов;

- учет домашних игрушек-забав;

- индивидуальный подход;

- поведения ребенка с другими детьми.

Формы взаимодействия  с семьей

- Родительски е собрания в группе;

- Беседы адаптационного периода в группе консультации ;

- Укороченное время пребывания;

- Папки- передвижки . Алгоритм Алгоритм «я одеваюсь», «учимся складывать свои вещи».

   Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

   Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач. Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу. При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста. Будьте терпеливы

Вся работа проводится в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

- характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

   По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

   Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

   Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

   Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

   Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

  • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

   При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

   Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

   По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико - психолого - педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...