ИСКУССТВО РУССКОГО НАРОДА
консультация (подготовительная группа) на тему

Жогликова Ольга Николаевна

для группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_russkogo_naroda.docx685.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИСКУССТВО РУССКОГО НАРОДА

http://g2.izo-museum.ru/d/97215-4/dsc05141.jpg

Русское декоративно-прикладное искусство к середине девятнадцатого столетия включало художественное творчество крестьянства, отражающее мифологическое восприятие мира, с почитанием природных явлений и животных-охранителей. Верили, что все предметы являются символами и обладают сверхъестественной силой. Так ковшам-скопкарям придавали сходство с плывущей птицей, означающей водную стихию. У ковша-скопкаря, представленного в экспозиции, — ладьевидное тулово, украшенное золотистыми цветами, сужается с двух сторон и завершается приподнятым клювом и хвостом. В прорезной технике дан контур растительного узора и выполнены все мелкие летали: глаза. бровки, зрачки и др., что является творческим приёмом ярославских скопкарей. Мастерами резчиками Архангельской губернии воспроизводились солярные знаки в трехгранно-выямчатой деревянной резьбе. Так украшен рубель, который использовали для разглаживания — „прокатывания“ после стирки сухой холщовой ткани.

http://g2.izo-museum.ru/d/97179-4/dsc05120.jpg

В крестьянской среде XIX века ревностно соблюдались традиционные устои. После уборки урожая, с октября по апрель занимались изготовлением домашней утвари. Такие предметы крестьянского домашнего обихода как прялки занимали видное и почетное место в интерьере. Мастера украшали их резными орнаментальными мотивами и росписью масляными красками и темперой. По местам возникновения и распространения роспись получила названия: мезенская — появилась в селе Палощелье, которое расположено на берегу реки Мезень. По сведениям исследователей росписью там занималось все мужское население. Золотисто-коричневый фон заполнен фигурками красного цвета, обвезёнными по контуру чёрной линией. Рядами друг нал другом исполнены в движении кони, лоси, лебеди, чередуясь с геомстричсским орнаментом. Техника пермогорской росписи лопасток возможно связана с древнерусскими книжными миниатюрами, в пользу этой версии свидетельствуют и надписи, которые являются стилевым отличием этих прялок На лопастке пермогорской прялки изображены две пряхи за работой. В верхней части художник поместил цветы и птиц, а внизу символизирующую домашнее благополучие супружескую чету за самоваром. В Архангельской губернии существовал ещё один вид росписи — ракульский. Мастера живописцы составляли композицию из трёх частей: верхнюю и нижнюю занимают веточки с крупными листьями, окрашенными в два или три цвета, а среднюю — птица. В Нижегородской губернии в XVII веке появился центр изготовления своеобразной по стилю расписной деревянной посуды, известной как хохломская. Повсеместно изготовлялись игрушки для детей, отражающие мировоззрение взрослых, сочетающие в себе элементы пластического и живописного искусств. В Вятской губернии глиняные фигурки получили название — дымковские. На данной выставке представлены изделия промысла, пополнившие коллекции ГМИИИ РТ во второй половине XX века.

http://g2.izo-museum.ru/d/97211-4/dsc05136.jpg

http://g2.izo-museum.ru/d/97109-4/dsc05089.jpg

Самовары, появившиеся в России в XVIII веке постепенно стали неотъемлемым элементом русской культуры. В XIX столетии самовары производились на тульских, московских и уральских фабриках. Особенно ценились тульские латунные самовары фабрик И.Ф Капырзина, А. В. Салишева, Н. А. Воронцова. Именно их образцы представлены в нашей экспозиции. В 1886году под покровительством губернатора Казанской губернии была организована „Казанская ремесленная сельскохозяйственная выставка для Поволжья и Прикамья“, где можно было увидеть, выбрать и приобрести самовары.

Вышивка

Вышивкой» по давней традиции» занимались женщину всех слови населения и в XVIII, и в XIX столетиях, Русские мастерицы украшали свою одежду и предметы домашнего интерьера разнообразной вышивкой, используя «типично народные приёмы шитья: строчевые вышивки по сплошной ткани и по перевети. Использовались шов набор — двусторонний, имитирующий тканый узор; шитьё счётными швами: росписью, косым стежком, гладью. Вышивка тамбурным швом получила распространение с середины XIX века. Большой популярностью среди горожанок пользовалась вышивка белым тамбуром и английской гладью по белому.

Золотное шитьё

До XI века в этом виде шитья употребляли золотые и серебряные нити, к XVI веку золотая нить почти полностью исчезла, её заменило золочёное серебро. Вышивка была распространена во всех зажиточных слоях населения. В течении XVIII столетия господствуют блестящие узоры золотого шитья. Узоры цветочного орнамента дополнялись фигурками птиц.

Бисерное шитьё

Расцвет бисерного искусства пришёлся на первую половину XIX века. Бисер имел множество оттенков. Мелкие бусинки позволяли создавать нюансы колористических сочетаний, воспроизводя оттенки всех цветов. К середине столетия бисерные произведения начинают терять привычные приёмы исполнения. Стали использовать более крупный бисер и уже не для вышивки, а в основном для отделки изделий. Почти до последней трети XIX века девичьими руками крепостных мастериц создавались великолепные кружевные шали, золотое шитьё отделки, выполнялась миниатюрная работа — кошельки, сумочки из бисера. Затем, после отмены крепостничества те же самые девушки входили в артели, возглавляемые теми же помещицами. События в России начала XX века прервали преемственность традиций искусства вышивальщиц.

Кружевоплетение

Кружевоплетение из золотых нитей возникшее ещё во времена царской допетровской Руси использовалось при создании богатых нарядов для дворян. Исследователи сделали вывод, что технология изготовления кружева (численный способ плетения) оставалась неизменной в течение столетий. В XVIII веке в России распространилось плетение на коклюшках. В XIX веке мода на русское кружево появилась за рубежом и в дворянском обществе России. Этот процесс был связан с общеевропейским стилем «модерн», послужившим импульсом к увлечению интерпретациями народных традиций в женском, городском костюме. Впервые за всю историю русское кружево использовалось в одежде представителей всех слоёв общества в своём отечестве. Кружевоплетение в России 1870–1880 годов приобрело промышленный характер. Была создана школа С.-Петербургских кружевниц, через Земства широко распространялись лучшие образцы (им подражала провинция). В губерниях открывались школы кружевниц для детей и взрослых, где сколки, по которым работали мастерицы, кроме традиционных мотивов, воссоздавали орнаментальную вязь старинных церковных книг и рукописей. В Казанской губернии пользовались спросом изделия рыбно-слободских кружевниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проводимой работе по ознакомлении с декоративно – прикладным и фольклорным видами искусства русского народа.

Работа по приобщению детей к народным истокам, декоративно – прикладного и фольклорному видам искусства русского народа. Работа проводится с учетом реализации межпредметных связей по разделам....

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны

Одной из эффективных форм работы  с  детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет...

Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, горо...

Проектная деятельность «Народное искусство и культурное наследие русского народа».

Данный проект эффективен в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей дошкольного возраста л...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...