Проектный метод в экологическом образовании дошкольников Семинар
проект на тему

Михайлина Любовь Валерьевна
Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Проектный метод в экологическом образовании дошкольников

Слайд 2

      Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?
      Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?

Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.

Слайд 3
      Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром — нам помогает метод проектов.

         В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий-проектов»

   Основоположником метода проектов является американский философ и педагог Дж. Дьюи, а также его ученик В. Х. Килпатрик, который писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам, и предполагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта детей.
     
Его идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями.
       

       Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.
      Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что он, являясь методом целенаправленного практического действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка. Это метод, идущий от детских потребностей и интересов и способствует:

Слайд 4

1. Развитию критического мышления и познавательных умений детей.

2. Формированию умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения новых задач.

З. Овладению исследовательскими методами познания природы и социума.

4. Приобретению коммуникативных навыков умения работать в группах, исполняя разные социальные роли.

5. Актуализации личностных контактов ребенка через знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну и туже проблему.

Слайд 5

Технология проектов направлена на:

  • самостоятельную деятельность по выполнению проекта      /индивидуальную, групповую, коллективную/;
  • решение какой – либо конкретной, значимой для детей проблемой;
  • использование разных методов и средств обучения в процессе выполнения проекта;
  • интегрирование знаний и способов действий из различных видов деятельности /познавательной, трудовой, изобразительной и т.д./;
  • результаты выполненных детьми проектов должны быть осязаемыми.

Слайд 6

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.  

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования.

Слайд 7

Проекты реализуют:

1. По составу участников  /индивидуальные, групповые, коллективные/.

2. По целевой установки  /исследовательские, творческие, игровые, информационно – познавательные, практические и общественно полезные/. 3. По продолжительности /краткосрочные – выполняются на нескольких занятиях; долгосрочные – в течение месяца и более – например «Медвежья жизнь» В течение 4 месяцев (декабрь- март).

Слайд 8

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться педагогами с учетом учебной ситуации по определенной теме, интересов и способностей детей. В других, тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может предлагаться и самими детьми, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого—то теоретического вопроса программы с целью углубить знания отдельных детей по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения, например, причины и следствия заболеваний; проблема питания, экологии в мегаполисе, пр.
    Чаще, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний детей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Слайд 9

Этапы проведения проекта.

Слайд 10

1 этап. «Организационный», который условно делится на 2 :

- Целеполагание т.е. педагог или дети ставят задачу на какой – то период.

- Разработка плана деятельности под руководством воспитателя / определяют шаги/.

 2 этап. «Практический» Выполнение проекта по сбору информации, проведение наблюдений, чтение познавательной и художественной литературы и т.п., и применяется на практике. Одним из способов приобретения ребенком знаний в процессе работы над проектом является так называемый «фартук с пиктограммами».

Слайд 11

 3 этап. «Итоговый». Подведение итогов. Проводится презентация проекта, коллективное обсуждение, оценивается работа детей по поставленным критериям.

Слайд 12

 Работа над проектом включает деятельность педагогов,  детей и родителей.  Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы
проекта

Деятельность педагога

деятельность детей

I этап

1. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

 2. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)
3. Формулирует задачу

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать
деятельность.
6. Организует деятельность.

1. Вживание в игровую
ситуацию.

2. Вхождение в проблему.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач
проекта.

5. Объединение детей
в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

II этап

7. Практическая помощь (по
необходимости).
8. Направляет и контролирует
осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8. Продукт деятельности
готовят к презентации.

III этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

9. Представляют (зрителям
или экспертам) продукт
деятельности.

     Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
        Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно—следственные связи.

Слайд 13

     
Метод проектов является средством развития личности ребенка и, прежде всего, совершенствования его индивидуального творческого потенциала.

        Уважаемые участники семинара Вашему вниманию, мы представим проекты, созданные в нашем дошкольном учреждении. Все проекты сопровождаются материалами реализации проекта:  методическими разработками, дополнительным материалом, работами детей и родителей, фотографиями, видеоматериалами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников

специфика метода проектов заключается в том...

Использование проектного метода в олимпийском образовании дошкольников

Олимпийские игры вошли в историю человечества как  международное спортивное мероприятие. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стат...

Опыт работы «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников».

На протяжении последних лет я работаю над темой «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников». Метод проектов помогает ребенку более осознанно получать знания. Развивать на...

Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и ст...

Стендовый доклад "Значение проектного метода в экологическом воспитании дошкольников"

Стендовый доклад "Значение проектного метода в экологическом воспитании дошкольников"...

Блиц-опрос для педагогов по теме «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников»

Предложенные вопросы помогут педагогу самостоятельно, в игровой форме проверить свои знания,а также знания своиз колегг по теме "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Сообщение из опыта работы. Применение проектного метода в экологическом образовании детей.

В этом материале говорится об экологическом воспитании и  его осществлении  через проектную деятельность....