Консультация для воспитателей: "Ритуалы в жизни и на занятиях"
консультация на тему

Мазаева Ольга Владимировна

Ритуалы в жизни и на занятиях

 

—Введение режимных ритуалов сплачивает  детей, способ­ствует формированию внимательного отношения детей друг к другу. Самомассаж и массаж парами помогает не только ук­репить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию.

—Использование «сонных игрушек» решает проблему с дневным сном: дети перед сном возбуждены, крикли­вы, долго не засыпают, сон непродолжительный. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали.

—Дежурство по «кубикам-неделькам» помогает  детям осоз­нанно планировать свой день.

—Дневник дошкольника и «Коробочка добрых дел» помогает педагогам лучше понимать детей, вместе с ними радо­ваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способ­ствует улучшению семейных взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

РИТУАЛЫ И ТРАДИЦИИ

В ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА.

Подготовила:

Ст.воспитатель

 Мазаева ОВ

Социальное развитие ребенка

Социальное развитие ребенка - одно из основополагающих и сложных направлений в работе с детьми.

Оно , в конечном счете, определяет : сможет ли человек полноценно жить, развиваться и творить в обществе ; или его личностные качества , его возможности останутся невостребованными тем же обществом.

Социальное развитие осуществляется на «теоретическом» и    «практическом» уровнях. Причем , социальное развитие индивидуума считается успешным лишь тогда , когда он освоил теорию и может применять ее в собственной практике.

В дошкольном возрасте  начинается серьезная работа по социальному развитию. Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия как : семья , трудовая деятельность , друзья (детский коллектив), правила поведения. 

Коротко остановимся на каждом понятии.

Семья.

Формировать понятие «семья» без участия членов семьи - практически невозможно. Потому что семья - это не перечень людей , которые по воли судьбы вошли в круг близких родственников. Семья -это , прежде всего, особые отношения, которые складываются между этими людьми . И именно эти отношения (глубокой любви и ответственности ) делают семью крепкой. Об этих отношениях можно много рассказывать и говорить ; но не подкрепленные практическим , реальным опытом , они так и останутся на «теоретическом» уровне.

Каждый член семьи должен сам «потрудиться» на поприще формирования личных взаимоотношений с ребенком. И именно . «потрудиться» , потому что выстраивать отношения со своим ребенком - это сложный и кропотливый труд.

Какова же роль педагогов ( и всего детского сада ) в вопросах формирования понятия «семья» ?

Во-первых , педагоги формируют социальные представления , в том числе и связанные с понятием «семья» ( теоретический уровень).

Во-вторых , ( что особенно важно и ответственно ) создают условия для перехода «теоретических» представлений в практический опыт. Это - традиции и мероприятия детского сада , позволяющие выявить , показать , продемонстрировать и даже формировать и корректировать реальные отношения , которые сложены и складываются в семьях воспитанников группы.

Большое внимание необходимо уделять и  формированию детского коллектива.

 В начале учебного года создается зрительный образ детского коллектива ( панно «Моя группа») и на его основе вводится ежедневная традиция утреннего приветствия и вечернего прощания. Но самое главное - это создание в группе атмосферы дружелюбия , которая обеспечивала бы каждому ребенку устойчивую социальную позицию.

Понятие «трудовая деятельность» - одно из самых важных и сложных социальных понятий в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

В программе  трудовая деятельность представлена тремя составляющими :

  • труд для общества ( профессия , работа ) - это труд для всех ( многих ) людей , да
    же которых не знаешь и возможно никогда не увидишь ;
  • труд для себя и семьи ( домашний труд и самообслуживание ) - это труд для людей ,
    которых знаешь и любишь , которые тебе дороги и близки ;

труд для души ( хобби и увлечения ) - труд лично для себя. Маленькие дети по разному воспринимают- каждую разновидность труда. Это связано как с возрастными возможностями детей , так и со спецификой видов трудовой деятельности.

Детям дошкольного возраста наиболее доступны и понятны такие виды трудовой деятельности , как « хобби и увлечения» (труд для души ) и «домашний труд» (труд для себя и семьи ). Однако среди этих двух разновидностей явное первенство занимают «увлечения» . Это и понятно , ведь сам малыш «трудится» только тогда , когда это его привлекает , доставляет удовольствие ; когда лично он в этом заинтересован. Постепенно ( начиная со среднего дошкольного возраста, когда начинает появляться произвольность психических процессов ).все больше в жизнь детей входят элементы так называемого «домашнего труда» , то есть для окружающих , знакомых людей и друзей , а не только лично для себя.

Самым сложным для дошкольников ( и не только для них ) является понятие «профессиональная деятельность» . Маленькие дети , не понимая специфики профессиональной деятельности взрослых людей , относят ее к тем видам труда , специфика которых им понятна ( на интуитивном уровне ). В первую очередь - это хобби и увлечения. Поэтому малыши часто воспринимают ежедневный уход родителей на работу , как предательство по отношению к себе.

Например. Один ребенок так сказал о своей маме : « Мама больше всего на свете любит ходить на работу и смотреть сериалы.» В этом высказывании ребенок на одну планку поставил профессиональный труд и увлечение ( отдых ).

Для полноценного овладения понятием « трудовая деятельность» педагоги строят свое руководство по двум направлениям :

1. теоретическое - формирование представлений. Основные методические приемы -рассказы о труде , демонстрация трудовых действий и результатов труда.

2: практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы - приобщение детей к реальным трудовым усилиям ( с получением результата ).

В дошкольном возрасте по двум направлениям одновременно можно вести работу только с понятиями «труд для души» и «труд для себя и близких». Понятие «профессиональный труд» формируется только на теоретическом уровне. Поэтому здесь большую роль играет формирование отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий. Именно эти люди погружают детей в свою трудовую деятельность , доводят до их сознания мысль о важности труда для других людей .

В каждом возрасте есть своя специфика в работе над понятием «трудовая деятельность». В среднем дошкольном возрасте главная цель - донести до сознания детей , что :1 - все люди трудятся ;2 - труд бывает разный ( труд для других ; труд для себя и семьи; труд для души);

3 - для любого труда требуются определенные знания , умения и навыки ; орудия труда.

Главный методический ход - ввести понятие "труд" через общение с конкретными людьми из близкого окружения детей ( сотрудники детского сада, родители и близкие детей); через их эмоциональные рассказы о своей труджовой деятельности (всех трех видов)

Основные формы работы:

Специальные ежемесячные занятия (экскурсии)

Традиционные ежемесячные «Встречи с интересными людьми»

Реальные трудовые действия детей (самообслуживание,труд в природе)

Ритуалы в жизни и на занятиях

  • Введение режимных ритуалов сплачивает  детей, способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу. Самомассаж и массаж парами помогает не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию.
  • Использование «сонных игрушек» решает проблему с дневным сном: дети перед сном возбуждены, крикливы, долго не засыпают, сон непродолжительный. С «сонными игрушками» дети уже спокойно готовились ко сну, быстрее засыпали.
  • Дежурство по «кубикам-неделькам» помогает  детям осознанно планировать свой день.
  • Дневник дошкольника и «Коробочка добрых дел» помогает педагогам лучше понимать детей, вместе с ними радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствует улучшению семейных взаимоотношений.

Все представленные  методики направлены:

  • на формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
  • снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду;
  • развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;
  • развитие самостоятельности и сотрудничества;
  • повышение саморегуляции и самоконтроля;
  • повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе.
  1. Минутки вхождения в день

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка; помогать детям адаптироваться к условиям детского сада; развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей, наличием наглядного материала и т.д.

Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Вот некоторые примеры подобных минуток.

1. Под лирическую музыку.

  • Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше... (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).
  • А что вы хотите пожелать мне?
  • Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.
  • Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.        Звучит музыка.

  • Дети, посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие, сильные. У девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
  • За что ты, Андрей, любишь свои руки?
  • Катя, а ты любишь свои руки?

Что за чудо-чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! И скажу вам не тая — Руки всем нужны, друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лечить, Чуткие руки умеют дружить.

—        Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

3.        На столе педагога стоит комнатный цветок. Дети сидят вокруг стола.

—        Как вы думаете, дети, хорошо быть цветком? Почему?

Послушайте, что хочет сказать вам этот цветок.

Цветок. Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор, обид. Иначе, я бы болел и был вялым и некрасивым. Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, вы угадываете мои мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке, когда хочу пить или умываться.

—        О чем сегодня просит нас цветок? (Дети поливают цветы.)
Предлагаемые варианты открытия дня могут быть расширены и дополнены самими педагогами.

Утреннее приветствие

Проводится ежедневно в группе в начале дня. Время проведения 5—10 минут.

1. Текст утренней речевки:

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро

А еще в дороге нужно

                     Знать секреты прочной дружбы.

Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

2.        Подборка пословицы:

  • Нет друга — ищи, а нашел — береги.
  • Дерево живет корнями, а человек — друзьями.
  • Нет друзей — наживай, а старых не забывай.
  • Друг познается в беде.

3.        Правила поведения в группе:

  • Помни о благодарности — говори «волшебные слова».
  • Всегда говори правду взрослым и детям — будь честным и правдивым.
  • При споре договаривайся самостоятельно.
  • Умеешь сам — помоги товарищу.

—        Если игрушка одна — играть по очереди.
(Желательно оформить дидактическое пособие «Правила группы в картинках».)

Коврик-неделька (для младшего возраста)

Для того чтобы помочь таким детям усвоить все режимные моменты в определенной последовательности, подготовить к предстоящей работе, были разработаны методические пособия «Кубики».

Цель: закрепить знание названий частей суток; умение детей свободно ориентироваться в режимных моментах детского сада; закрепить названия основных и дополнительных цветов; навыки планирования своей деятельности.

Оборуоование: мольберт; игрушка «Би-ба-бо», зайчик; картинная основа и полоски к ней синего, зеленого, желтого, красного, белого цвета; конверт с картинками, изображающими деятельность детей в течение дня; картинки с изображением спящего и проснувшегося солнца.

Ход занятия. Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздается стук в дверь. Воспитатель удивляется:

—        Пойду посмотрю, кто к нам стучится? Да это зайчик прилетел к нам на ковре-самолете. (Сажает зайчика на стульчик, вешает ковер на мольберт.)

Зайчик здоровается с детьми.

Воспитатель. Этот ковер зайчик подарил нам в группу. Ковер расскажет о днях, которые мы с вами проводим в детском саду. Дни — это полоски разного цвета. Полосок столько, сколько дней мы ходим в детский сад. Первая полоска какого цвета? (Белого.) Наступает следующий день, в этот день — полоска какого цвета? (Красного.) Прошел этот день. Наступил следующий. Полоска какого цвета? (Зеленого.) А следующий день — какого цвета полоска? (Желтого.) И последний день, когда мы приходим в детский сад, какого цвета полоска? (Синего.)

Все эти дни мы проводим в детском саду. А еще зайчик дарит нам конверт. Что же лежит в конверте? Да, здесь много картинок, но прежде, чем я вам их покажу, отгадайте загадку Когда петушок раньше всех встает, Голосисто поет. Солнышко встретить зовет?

(Утром.)

Воспитатель показывает картинку с просыпающимся солнышком.

—        Вот какое солнышко бывает утром, оно просыпается,
открывает глаза.

Какое время наступает? (Утро.) Куда дети идут утром? (В детский сад.)

Воспитатель показывает картинку и ставит в кармашек.

—        А потом что делают дети? (Зарядку.) А после зарядки (Завтракают).

Позавтракали дети, что дальше? Показывает картинку. (Идут заниматься.)

Закончили дети заниматься, куда идут?  Посмотрите на картинку. (Идут на прогулку.)

—        Солнышко проснулось и встречает детей на прогулке.
Воспитатель показывает картинку и ставит солнышко с открытыми глазами.

  • Какое время суток начинается?
  • После прогулки, что мы делаем? (Идем в группу, моем руки и обедаем.)
  • Кончился обед. Что вы делаете? (Умываемся, полоскаем  рот и ложимся спать.)

Воспитатель показывает картинку и ставит ее в кармашек.

  • Что дети делают после сна? (Полдничают, а потом занимаются.)
  • А после занятий? (Играем и идем на прогулку.)
  • В это время наступает вечер. За вами приходят мамы, папы, бабушки, дедушки И куда вы все уходите? (Домой.)
  • Этот коврик мы повесим на стенку и будем каждый день отмечать картинками, как мы проводим дни в детском саду.

Кубики-неделька (для старшего возраста)

Пособие состоит из лесенки, подсказки, цветных кубиков.

  1. Лесенка состоит из трех ступенек. На 1-й ступеньке расположены картинки с символами режимных моментов в следующей последовательности: приветствие, зарядка, завтрак, занятие, прогулка, обед, сон, полдник, занятие, игра, прогулка, прощание. На 2-ю ступеньку выставляются два цветных
    кубика, цвет которых соответствует дню недели (например, понедельник — два белых, вторник — два красных). На 3-й ступеньке находятся все кубики.
  2. Подсказка представляет собой набор картинок, на которых изображены дни недели схематично. Цвет одежды соответствует цвету кубика определенного дня недели: синяя одежда — понедельнику, зеленая одежда — вторнику и т.д.).

3.        Цветных кубиков по два кубика на каждый цвет, всего шесть цветов. Цвет кубика соответствует определенному дню недели:

белый — понедельник,

красный — вторник,

зеленый — среда,

желтый — четверг,

синий — пятница,

оранжевый — кубики приветствия и прощания.

На кубиках прикреплены картинки с символами. Символы обозначают конкретные режимные моменты: приветствие — прощание; зарядка, завтрак — обед — полдник; прогулка; сон,

игры; занятия по развитию речи, математика, изодеятельность, музыкальное, физкультурное, логопедическое занятие.

Символы дублируются на кубиках каждого цвета.

Дети, опираясь на подсказку, выставляют на 2-ю ступень лесенки два кубика определенного цвета, в зависимости от дня недели.

Затем при помощи воспитателя дети выбирают на этих кубиках символ предстоящего режимного момента и ставят его на 1-ю ступень лесенки. Символ должен быть установлен в определенной части суток и под картинкой с данным режимным моментом.

Пособие расположено в групповой комнате на уровне глаз детей, в доступном месте. Работа с пособием включает в себя несколько этапов.

1-й этап охватывает период в один месяц. Начинается он с занятий по ознакомлению детей с пособием. На первом занятии детей знакомят с пособием и объясняют его необходимость. На следующем занятии детям объясняют правила работы с ним. Так как дети на 1-м этапе еще плохо запоминают значения символов, путают дни недели, части суток и плохо ориентируются в пособии, работа с кубиками должна проводиться коллективно, причем ведущая роль принадлежит воспитателю. При выставлении каждого режимного момента проходит повторное объяснение. В результате такой организации к концу 1-го этапа дети овладевают правилами работы с пособием: правильно подбирают цвет кубика для определенного дня недели, при помощи подсказки правильно выставляют режимные моменты. Это позволяет на 2-м этапе (месяц) работы ввести дежурство. Дежурство необходимо для того, чтобы каждый ребенок полностью освоил работу с пособием. Дежурят по два ребенка, чтобы каждый работал с пособием.

Дежурные назначаются так, чтобы при возникновении трудностей они могли помочь друг другу. В начале 2-го этапа дежурные работают вместе с воспитателем, который повторяет и напоминает правила каждому ребенку. К началу третьей недели все дети должны овладеть кубиками, воспитатель может лишь напоминать необходимости заменить один символ на другой в течение дня. К концу 2-го этапа все дети самостоятельно работают с пособием: выбирают нужный символ, цвет кубика и выставляют его.

После того как все дети овладели методикой работы с кубиками, для повышения интереса, закрепления навыков можно заменить символы по физкультурному, музыкальному занятиям.

Это вызывает у детей интерес, активизируя их.

3-й этап длится около двух недель. К концу 3-го этапа все дети должны запомнить новые символы и соотносить их с определенными занятиями.

На 4-м этапе работы с кубиками можно заменить цвета одежды на прогулке.

Дополнительно с детьми рекомендуется разучивать четверостишия к каждому режимному моменту.

Дополнением к методике может быть использована система цветов по принципу радуги, а также разучивание потешки «Каждой охотник желает знать, где сидит фазан».

Занятие по ознакомлению с «Кубиками» (см. Формирование нравственного здоровья) стр.15

Сонные игрушки

Цель: снижение тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.

Можно использовать мягкие игрушки различных размеров Систематические игры детей с этими игрушками после нагрузок (после занятия) или в период негативных эмоций (после конфликтов, после ухода родителей и т.п.) имеют релаксиру-ющую особенность.

В период адаптации детей к дошкольному учреждению, к его режиму и требованиям эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию. Значение полноценного отдыха для дошкольников трудно переоценить. Для того чтобы дети с удовольствием спали, мы используем мягкие игрушки.

Предлагаем два варианта ритуала дневного сна: для агрессивных детей и для тревожных детей.

Вариант 1. Сонные игрушки для тревожных детей

Подготовка:

  • — Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см по количеству детей, которые расположены на специальной полочке в спальне. Для детей с вредными привычками, а также для гипер
    активных детей — игрушки с наполнителем.
  • Медленная, спокойная музыка для засыпания с постоянно повторяющейся темой.

—        Умеренная музыка для пробуждения.
Введение в ритуал:

Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками. Дети рассматривают игрушки. Воспитатель объясняет присутствие игрушек в спальне: это «сонные игрушки», они помогут заснуть и увидеть сказочные сны. Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки, и дети готовятся ко сну. Игрушки должны «сами выбрать» ребенка. Воспитатель вместе с игрушкой подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к малышу, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения и пр.

Например: «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), а ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его».

Воспитатель хвалит каждого ребенка, указывая на значимые его действия, приободряет малыша, вселяет в него чувство уверенности, повышает самооценку.

Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения у ребенка и систематически добавлять его положительные качества. Игрушки тоже меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент в данный ритуал.

После того как все игрушки «выбрали» детей, музыка затихает, и дети вместе с ними отдыхают. Ребенок может продолжать поглаживать игрушку, засыпая.

Пробуждаются дети под музыку, одеваются, заправляют постель, по желанию рассказывают свои сны друг другу и взрослому, затем аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.

Вариант 2. Сонные игрушки для агрессивных детей

Подготовка:

  • Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от
    30 до 50 см по количеству детей, которые расположены на
    кроватках у детей.
  • Колыбельная музыка.

Умеренная музыка для пробужденияВведение в ритуал:

Воспитатель объясняет присутствие данных игрушек в спальне:

— Это «Сонные игрушки», им очень хочется спать, но трудно уснуть без нашей помощи. Давайте им поможем, покачаем и споем колыбельную песенку.

Звучит колыбельная музыка. Дети разбирают постели и готовятся ко сну.

Каждый ребенок, сидя в постели, берет мягкую игрушку на руки, укачивает ее и тихо поет свою колыбельную. После того как дети споют колыбельную игрушке, музыка замолкает, они укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают.

Пробуждаются дети под музыку, одеваются, заправляют постель, по желанию рассказывают свои сны друг другу и взрослому.

После сна дети аккуратно ставят игрушку на кроватку, поблагодарив за сон, а взрослый от имени игрушек благодарит детей за помощь, за укачивание, за колыбельные песни.

Можно менять игрушки детям перед сном (в их отсутствие), готовиться к ритуалу, вспоминая или заучивая колыбельные песни.

Самомассаж и взаимомассаж

Оборудование: массажные маленькие мячи для активизации точек организма; массажные коврики; Су-джок; рисунки и таблицы по точечному самомассажу; гимнастические мячи.

Массаж тела

Цель: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело.

Ход занятия.

1. Разогревающий массаж.

Поглаживание

Дети сидят на коврике по-турецки. В начале занятия разогревают ладошки, потирая их друг о друга, затем мягкими движениями поглаживают шею от шейных позвонков к гортани (6—8 раз). В перерыве между поглаживаниями — медленное поворачивание головы вправо, влево. Далее дети поглаживают руки от кисти до плеча. Сопровождают действия словами: «От кисти до плеча». Затем также поочередно поглаживают ноги, сопровождая действия словами: «От стопы до бедра». Растирание и похлопывание

Растирание дети начинают с шеи, затем руки и ноги, голени, бедра. Похлопывание дети производят с рук. Необходимо обратить внимание детей, что похлопывание мягких тканей рук и ног должно быть касательным. На заключительном этапе дети встают на стопы и разогревают их, поочередно потирая о ковер.

2. Парный массаж.

Предлагается детям выбрать себе пару и положение для выполнения массажа. Можно использовать гимнастические мячи (один ребенок лежит на мяче, другой, стоя, делает ему массаж). Можно выбрать положение лежа на полу (один ребенок лежит, другой делает массаж, сидя верхом или рядом на коленях).

Описание массажа:

  • разогревание своих ладошек;
  • поглаживание (от плеча до поясницы);
  • растирание (попеременно ладошками, елочкой);
  • поглаживание;
  • игровой массаж («Курочка поклевала», «Гуси пощипали»);
  • поглаживание;
  • игровое упражнение с вокализацией на выдохе (звук «а») «Слон прошел». Мягкой стороной кулачка дети постукивают по спине товарища. От плеч до середины спины и обратно до плеч. Лежащий ребенок произносит на выдохе «а»,
  • поглаживание.

Затем дети меняются местами, и массаж продолжается с другими ребятами.

Оценка выполнения задания дается по состоянию кожного покрова.

Точечный массаж рук и тела

Ежедневный самомассаж и взаимомассаж (массаж товарищу) рук и тела после дневного сна. Конспект занятия. Вариант 1.

Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку (показывает посылку).

Давайте посмотрим, что в ней лежит. Посмотрите, письмо! Давайте прочтем:

«Здравствуйте, ребята! Я узнал, что королева Простуда и принцесса Плохое настроение решили захватить в плен всех

детей. Я посылаю вам волшебные шарики и колечки, которые защитят вас от злых чар. Доктор Пилюлькин» (достать посылки — шарики).

Посмотрите, какие интересные шарики: разных цветов (желтые, оранжевые, зеленые). Слышите, в шариках что-то лежит. Давайте, откроем шарик. Что там? Как вы думаете, что там такое? Да, это колечко, о котором нам писал доктор Пилюлькин. Давайте же вместе подумаем, как мы можем защитить наш организм с помощью этих предметов? Что с ними можно сделать? (Дети называют различные способы взаимодействия с шариками и колечками.) Вы предложили много очень интересных способов. Давайте попробуем покатать шарик между ладонями. Что вы при этом чувствуете? Вы не случайно почувствовали на своих ладошках легкое покалывание. Ведь мы через свои ладошки воздействуем на все органы нашего тела. Кровь лучше поступает ко всем органам, и болезни будут обходить стороной.

А как мы можем использовать колечки? Правильно, мы можем надевать колечки поочередно на все пальчики.

Давайте вспомним, как называются наши пальчики. Помните сказку про пальцы? (Хором рассказывают стихотворение «Сказка про пальцы»*, разгибая поочередно пальцы, о которых рассказывают.)

«Жили братья, не тужили, Но однажды приуныли, Стали думать и гадать, Как же имена всем дать.

  • Я хоть ростом невелик,
    Но веселый озорник.
    Все стоите вы за мной.
    Буду зваться я «Большой».
  • Я указывать люблю,
    На цветы и на Луну,
    Очень я внимательный,
    Палец «Указательный».
  • Я стою посередине,
    Буду зваться я отныне
    «Средний» палец-удалец.
    Вот такой я молодец!

Дошкольное воспитание. 1988 № 9. С. 82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни детей дошкольного возраста»...

Консультации для родителей «Здоровый образ жизни в семье - основа формирования здорового образа жизни ребенка»

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет...

Игровое занятие «Осень» для детей 2-го года жизни Конспект игрового занятия для детей второго года жизни, тема: «Осень»

Цели: Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ». Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого. Формиров...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни членов семьи - залог счастливой и благополучной жизни детей и их успешного будущего".

В консультации рассмотрены факторы,влияющие на здоровье детей в семье и даны рекомендации по здоровому образу жизни....