Семинар для педагогов ДОУ «Мелкая моторика как средство речевого развития»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Ведьмак Евгения Ивановна

Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov_dou.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов ДОУ

 «Мелкая моторика как средство речевого развития»

• Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей.

• Объект – формирование связной речи у детей.

• Гипотеза: предполагается, что развитие мелкой моторики позволяет более эффективному развитию связной речи.

• Задачи:

• 1. Рассмотреть анатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи.

• 2. Изучить методику работы по развитию мелкой моторики.

• 3. Рассмотреть средства развития мелкой моторики

• 4. Заключение.

Прежде чем начать наш семинар. Я хочу попросить взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или )

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети педагоги  на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы воспитателям:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Тема нашего сегодняшнего семинара практикума:

Мелкая моторика как средство речевого развития

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности.

Василий Александрович Сухомлинский писал:

"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"

(В. А. Сухомлинский)

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук.

Как связанна мелкая моторика с речью?

Мира. Михайловна. Кольцова 1979 пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

В настоящее время нейропсихологическими исследованиями различных учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Сенсомоторика

(от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Задачи сенсомоторного развития:

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развитие координации движения кистей рук;

• Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

• Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания.

Как же всё происходит?

сначала развиваются тонкие движения пальцев рук

затем появляется артикуляция слогов

всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев

Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".

Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.

Методика работы

по развитию мелкой моторики.

Массаж рук

В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.

Делая массаж, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей.

Что такое ЭНТОПЕДАГОГИКА?

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

Яркий пример тому — потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

А сейчас, я предлагаю вам попробовать не совсем обычный массаж.

Массажные движения мы с вами будем выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов — при помощи карандаша, колючего мячика и прищепок.

Все знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

Научить детей Самомассаж рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Лепка из глины, пластилина и теста

В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук.

Бумажная пластика

Вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка

Конструирование

В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

Игры с песком

Дети в игре с песком прилагают силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника, балансировка психических процессов.

Рисование, штриховка раскрашивание картинок

Способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают глазомер, аккуратность.

Нанизывание на леску

Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок и т. д.

Различная игровая деятельность

Игры в мяч, с кубиками, с счетными палочками, мозаикой, приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном

возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом,

создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика как средство речевого развития

Презентация для родителей и педагогов....

Семинар для педагогов "Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников"

Семинар для педагогов. Приводятся способы развития мелкой моторики рук которые влияют на развитие речи....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство речевого развития детей"

Применение упражнений по развитию мелкой моторики как средства речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи...

Семинар для воспитателей по теме «Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников».

Истоки способностей и дарования детей  находяться на кончиках пальцев,от пальцев ,образно говоря , идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли...

Тема самообразования «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) 2021-2022 уч.г.

laquo;Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития)- тема самообразования...

Презентация отчета по самообразованию «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) »

Презентация отчета по самообразованию «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) »...