Развитие мелкой моторики у дошкольников средствами ручного труда.
проект на тему

1.Актуальность

2.Задачи
3.Цель

4.Мотивация
И другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motorika._nadezhda_blohina.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у дошкольников средствами ручного труда.

Блохина Надежда Александровна
Детский сад №90 «Ягодка».

Актуальность

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных  движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
 
    В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Она является, собственно, его частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. И развивать мелкую моторику необходимо начинать с рождения. Один из способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев является ручной труд, и как одна из составляющих ручного труда работа с бумагой. Занятия ручным трудом дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

 Поэтому, акцент в своей работе по ручному труду  я поставила на работу с бумагой.

Анализ развития тонкой моторики руки у детей в подготовительной группе   показал, что многие воспитанники  не обладают достаточной ручной умелостью, не могут плавно переходить от одного движения к другому, в движение включаются не все пальцы, наблюдаются проблемы в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть и число детей с такими показателями довольно большое.

В нашей работе мы использовали следующие методики . Они представлены на слайде:

Была поставлена цель: Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда  с бумагой.

Задачи представлены на слайде.

Содержание работы по развитию мелкой моторики руки через работу с бумагой проводится как в непосредственно образовательной деятельности, так и  совместной деятельности с детьми,  индивидуальным и подгрупповым способом.  Для работы я определила следующие этапы:

На первом этапе был создан  в группе мини-центр "Мелкой моторики». Много игр и пособий мы изготовили  своими руками. Он постоянно дополняется и обновляется. На сегодняшний день мини-центр оборудован фабричными играми: разными видами конструкторов: магнитный, мягкий, деревяннный, "Мелкое лего"; магнитные игры, шнуровки;

игры Воскобовича: "Чудо - крестики", "Чудо - цветик";

 игры Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат»;

и играми, изготовленными родителями. Эти игры, позволяют развивать мелкую моторику рук детей в самостоятельной деятельности. Так же на этом этапе  произошло знакомство детей с  искусством модульного оригами,  происхождением этого способа работы с бумагой и готовыми работами.

 На втором этапе дети учились  готовить необходимый материал, знакомились с разными сортами бумаги, учились разным способам работы с бумагой,  подбирать бумагу для изготовления поделок.

 На третьем этапе шло обучение ориентировке на листе бумаги, работа со схемами, знакомство с базовыми формами ( косынка, воздушный змей, дверь, квадрат, треугольник).

На последнем этапе осуществлялось самостоятельное выполнение детьми индивидуальных и коллективных работ.

Для того чтобы детям было интересно использовалась мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);

Активно использовался наглядный метод : показ и рассматривание образца,  демонстрация способов действий, Словесный методы – рассказ , комментирование способа выполнения действий,  ,

 беседа. Особенно интересными для детей стало использование в НОД мультимедийного оборудования. Детям представили презентацию по изготовлению поделок из бумаги.

Практический и игровой методы включили упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы стали «пальчиковые игры», которые включались в НОД. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

 Если в НОД я использовала  методы в большей степени направленные на обучение, то в совместной деятельности и самостоятельной деятельности  детей шло закрепление полученных навыков и творчество. Детьми был оформлен аквариум для группы раннего возраста, изготовлены цветы в подарок мамам, а так же вырезанные цветы пошли на оформление зала.

Так как ручной труд предусматривает работу с ножницами, то обязательным ритуалом стало повторение правил техники безопасности обсуждение правил  пользования орудием труда.  

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость. 

Для родителей  я провела ряд консультаций направленных на то, что бы познакомить родителей с проводимой работой. Был организован проект «Домашний зоопарк», результатом которого стало панно сделанное в технике оригами.

 Работы своих детей,  родители могут видеть на выставках. Стенды регулярно обновляются  . Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок.

Развивающая работа на основе предложенного опыта позволила добиться следующих результатов:

  • Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки .
  • Отмечается повышение интереса детей к работе с бумагой,   появилась усидчивость и стремление закончить начатое дело.
  • Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы с бумагой;
  • Повысился интерес родителей к развитию творчества детей.

Вывод

Таким образом, достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что работа с бумагой, способствуют развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Перспективы

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, которая положительно влияет на развитие речи и общее развитие детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики.

3. Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

4. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у дошкольников средствами художественного творчества»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действи...

Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом.

Теоретические основы развития мелкой моторики, анализ работы....

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики кисти руки посредствам ручного труда"

Актуальной  данная деятельность является  потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательног...