Консультация для воспитателей "Сюжетно-родевые игры в ознакомлении детей с природой"
консультация на тему

Игра – является ведущей деятельностью детей  дошкольного возраста  и вместе  с  тем  источником  их  радостных  эмоций.  Искусное  использование  игры  как  средства  воспитания даёт возможность, не  нагружая детей, всесторонне развивать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsylt_syj_rol_igri.docx198.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ   НА  ТЕМУ:

« СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ  ИГРЫ  В ОЗНАКОМЛЕНИИ  ДЕТЕЙ  С  ПРИРОДОЙ»

Воспитатель  МДОУ  № 17  «Росинка»: Чечёткина  Т. А.  

февраль  2008  г.

Игра – является ведущей деятельностью детей  дошкольного возраста  и вместе  с  тем  источником  их  радостных  эмоций.  Искусное  использование  игры  как  средства  воспитания даёт возможность, не  нагружая детей, всесторонне развивать их.

Игра  -  в  воспитательном  процессе  -  это образная  модель  жизненных  ситуаций,  воспроизведённая  в  условиях  соответствующей  предметно-развевающей  среде  детского  сада.

Использование игры,  как  средства  эколого-эстетического воспитания детей  важно по целому ряду причин:

  • Она даёт возможность развивать познавательные способности и речь ребёнка, способствует  становлению личности, сохранению здоровья, а кроме  того,  соответствует  потребностям детей в общении, познании  и  движении, поэтому она  должна быть  также  широко  использована  в  экологическом воспитании,  как и  в  других  его  направлениях;
  • Игра  доставляет  радость ребёнку,  поэтому познание  природы  и общение  с  ней,  проходящие  на  фоне игры,  будут  особенно  эффективны;  игра  создаёт  оптимальные условия для  воспитания и  обучения;
  • Игра  ставит  взрослого и ребёнка  в  партнёрские  отношения;
  • Все  игровые  действия  предусматривают  психологическую  защищённость ребёнка его  эмоциональный комфорт;
  • В  игровой комплекс включаются игры на развитие разных  анализаторских  систем (слух,  зрение, осязание, обоняние и  др.);
  • Экологические знания,   полученные в игре  и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную  игровую деятельность, чем знания, воздействие  которых затрагивает  лишь интеллектуальную сторону личности ребёнка.
  • Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности.
  • В  работе по экологическому воспитанию важным является использование разных  видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная  или развивающая  в соответствии  с поставленными  воспитательными задачами деятельность.
  • Характер  сюжетно-ролевых игр должен определяться  логикой  построения занятий, которое направлено  на достижение дидактической  цели.  Поэтому ход игры регламентирован  с самого  начала   и до конца, и определяет  его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует  и направляет  игру в  нужное  русло.  Оптимальной  формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой   являются наблюдения  и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения  конкретных  дидактических  задач, входящие в занятия.
  • При использовании игровых обучающих ситуаций  у детей возникают  положительные эмоции, как от самой  игры, так и от  того, что с ними играет взрослый.  Такая ситуация является хорошим  психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки  умственных и практических навыков.  Проведение таких занятий  требует больших  моральных усилий воспитателя, но компенсируется высокой  обучаемостью  детей.
  • При проведении занятий по экологическому воспитанию детей  применяются  три вида игровых  обучающих ситуаций.  Это игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением  игрушек-аналогов, изображающих  различные объекты природы – растений и животных.  На  занятии, цель  которого  - закрепление представления детей о том, что лес – это сообщество разных  растений и животных, и приспособленности жизни зверей в лесу, создаётся игровая ситуация, в ходе  которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нём.
  • С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие животные  проводят зиму в лесу, используется игровая ситуация «Школа мудрой совы».  Для расширения представлений  детей о водном мире на занятии применяются игровые ситуации  «Школа морского царя»,  « Поможем дельфинёнку вернуться  домой» и др.
  • Интересны игровые обучающие ситуации с использыванием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае  используются  персонажи  хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании игровых ситуаций нужно опираться  на типичное поведение персонажей, как бы продолжая  их жизнь в привычных условиях:
  • Красная Шапочка идёт через лес к бабушке. По дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения , находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах.
  • Айболит-доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения , проводит их профилактические осмотры.  Лучше , если в роли доктора выступает взрослый.  Тогда дети охотнее вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы.  Важную роль  в развёртывании игры с Айболитом выполняет атрибутика:  костюм доктора;  чемоданчик Айболита,  который, кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т. п.
  • Карлсон – шалун  и любит  поесть сладкое.   Целью занятия, на котором  используется этот  персонаж, является уточнение  и расширение представления детей о луге,  как сообществе светолюбивых  травянистых растений, цветки,  которые дают пищу для многочисленных насекомых, в том числе пчёл, собирающих нектар  -  цветочный сок и перерабатывающих его мёд.  В  данном случае используется игровая ситуация  «Карлсон  идёт на луг за мёдом».  При изучении комнатных растений, воспитание бережного отношения к ним используется  игроавя обучающая ситуация «Карлсон устраивает  беспорядок среди комнатных растений».
  • Большой интерес у детей вызывает занятия, на которых присходят встречи с Лесовичком  (вос-ль), хоршо знающим лес, всех его обитателей.  Встречи с Лесовичком могут проходить  в разное время года.
  • Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия.  В каждом конкретном случае  сюжет игры продумывается таким образом,  что  дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов и т. д.
  • В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают.
  • Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней.

Материал: «Справочник старшего воспитателя ДУ». Апрель  2007 г.  стр.55.

Педсовет:  «Безопасность и здоровье  наших детей»

Отчёт  по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

 в старше-подготовительной  группе

Воспитатель  Чечёткина  Т. А. ноябрь  2010 г.

МДОУ  «Д\с» № 17  «Росинка»  

Оздоровительная  работа,  проведённая в старше-подготовительной  группе.

Одна из основных задач, стоящих  перед педагогами, -  воспитание здорового  подрастающего поколения.

Медицинская диагностика  нашего детского сада показала достаточно высокий уровень  хронических заболеваний, нарушение осанки и сколиоза, а также простудных  респираторных заболеваний.  Всё это вызывает потребность  углубленно заниматься оздоровлением детей.

 Чтобы вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье, в группе  имеется плакат «Наше тело», по которому ребята  изучают своё тело, органы.

Регулярно проводятся  гимнастика для глаз 2Сова и лиса», дыхательная гимнастика, которая способствует  нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает  застойные  явления в лёгких, удаляет мокроту «К солнышку», дыхательное упражнение «Гуси».

В конце занятий  проводится  релаксационное дыхание, дыхательные упражнения выполняются от 2 до 5 мин.

Ежедневно на прогулке проводятся подвижные и спортивные игры, которые развивают у детей наблюдательность, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизиологические качества. Ярко выраженная  в подвижных играх деятельность различных  анализаторов способствует тренировке  функций головного мозга, что создаёт  предпосылки к успешному овладению элементами  учебной деятельности в будущем.

Под руководством  медицинской сестры  проводятся  мероприятия  по закаливанию детей.  Закаливание повышает  сопротивляемость  организма инфекционным  заболеваниям,  способствует  ускорению обмена веществ,  оказывает благотворное влияние  на психосоматическое  состояние ребёнка.

В группе проводится утренняя гимнастика в облегчённой одежде при открытой форточке, мытьё рук холодной водой до локтя;  полоскание горла прохладной водой после приёма пищи;  в летний период времени  мытьё ног холодной водой;  ходьба по ребристой доске;  на участке  детского сада  имеется  «дорожка  здоровья».

Для оздоровления воздушной среды используется  люстра (лампа) Чижевского для кварцевания помещений.  В группе  мебель  подобрана по росту  детей.

       

Семинар:  «Творчество  воспитателей  в  освоении  ЭМП»

Тема:  «Сенсорное  воспитание  ребёнка»

Воспитатель:Чечёткина  Т. А.    МДОУ  «Д\с  №17  «Росинка»  2007 г.

Сенсорное  развитие  ребёнка  -  это развитие  его восприятия  и формирование  представлений  о внешних свойствах предметов:  их форме, цвете, величине, положении в пространстве,  а  также  запахе,  вкусе и т. п.  Значение сенсорного развития  в раннем и дошкольном  детстве   трудно переоценить.  Именно этот возраст  наиболее  благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств,  накопление представлений  об окружающем мире.  Выдающиеся  зарубежные учёные в области дошкольной педагогики  (Ф. Фребер,  М. Монтессори,  О. Декроли),  а  также  известные представители  отечественной  дошкольной  педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова,  Н. П. Сокулина и др.),  справедливо считали,  что сенсорное воспитание,  направленное  на обеспечение  полноценного  сенсорного развития,  является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет  фундамент  общего умственного развития ребёнка,  с  другой стороны имеет самостоятельное значение, так  как полноценное  восприятие  необходимо   и для успешного  обучения ребёнка в детском саду,  в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.  Все другие формы познания, - запоминание, мышление,  воображение – строятся на основе образов восприятия  являются результатом их переработки.  Поэтому  нормальное  умственное  развитие  невозможно без опоры  на полноценное восприятие.

В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы  математики и грамоты.  Овладение знаниями и умениями во всех этих областях  требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования.  Так, для того чтобы получить в рисунке сходство   с изображаемым предметом, ребёнок должен достаточно уловит особенности его формы, цвета. Формирование элементарных математических представлений предполагает  знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Истоки сенсорных способностей лежат  в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребёнка для его  будущей жизни выдвигает перед теорией  и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использование наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Главное направление сенсорного воспитания должно  состоять  в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Большое значение  в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных  эталонах – общепринятых  образцах внешних  свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Ознакомление с этими свойствами  составляет основное  содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Таким образом, можно выделить  основные задачи в сенсорном воспитании.

-На первом году жизни  это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками. Хватать предметы  разной формы и величены.

-На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет. Форму, величину, как особые признаки предметов, накапливать  представления об основных  разновидностях  цвета и формы и об отношении между двумя  предметами по величине.

Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают  знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребёнок выполняет задания случайно, срабатывает автодидактизм.  Шарик можно протолкнуть  только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п.  Ребёнка интересует  момент исчезновения предмета, и он многократно  повторяет эти действия.

На втором этапе путём проб и ошибок дети размещают  вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнёздах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм.  Ребёнок по долгу манипулирует  предметами, пытаясь втиснуть  большой круглый вкладыш  в маленькое отверстие и др.  Постепенно от многократных  хаотических  действий он переходит  к предварительному примериванию  вкладышей. Малыш сравнивает величину  или форму вкладыша  с разными гнёздами, отыскивает идентичное.  Предварительное примеривание  свидетельствует  о новом этапе  в сенсорном  развитии ребёнка.

В конечном счёте  дети начинают  сопоставлять  предметы зрительно : многократно  переводят взгляд  с одного предмета на другой, старательно  подбирая вкладыши необходимой  величины или формы. Вершиной достижения детей ясельной группы является выполнение  заданий  на соотношение  разнородных предметов по цвету.  Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнисении предметов  по величине или форме.  Только многократное зрительное сравнение позволяет ребёнку выполнять задание правильно. Более сложными становятся движения рук детей.  Если раньше ребёнок просто раскладывал  предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнёздах, то теперь, чтобы «посадить»  в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.

Работая с детьми по сенсорному воспитанию, в течении учебного года, у детей сформировывается  понятие о величине, форме и цвету. Для усвоения сенсорных навыков в группе имеются наглядные пособия: пирамидки, куб с отверстиями разной формы, шестиярусная матрёшка, строительный конструктор, оформлены дидактические игры, ведётся мониторинг по сенсорному воспитанию.

                       

МДОУ  «Д\с  № 17  «Росинка»

СЕМИНАР

«Защита  прав  и  достоинств  ребёнка»

Тема:  «Жестокое  обращение  с  детьми:  что это  такое?»

Воспитатель:  Чечёткина  Т. А.

2009-2010 учебный год

«Проблемные  родители»  -  не вина ребёнка,  а его беда и несчастье.  Жестокое  обращение  с  детьми  -  это не только побои,  нанесение  ран, сексуальные домогательства,  которыми  взрослые калечат ребёнка, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том,  что родители не обеспечивают  ребёнка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна.  Кроме того пренебрежение  проявляется  в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие  насилия  -  дальнейшее  воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и другие члены семьи, опекуны, попечители и т. д.

Четыре основные формы жестокости обращения с детьми.

  1. Физическое насилие  -  преднамеренное  нанесение физических повреждений.
  2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребёнка с его согласия  и без токового  в сексуальные действия  со взрослым  с целью получения  последним  удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт  не даёт оснований считать  его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные  для себя последствия.
  3. Психическое (эмоциональное) насилие  -  периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические  черты  характера. К психической форме насилия относится :

- открытое неприятие и постоянная критика;

-угрозы в адрес ребёнка в словесной форме:

-замечание в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребёнка;

- преднамеренная физическая или социальная  изоляция;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

- однократное, грубое психическое воздействие, вызывающие психическую травму.

4.  Пренебрежение нуждами ребёнка – отсутствие  элементарной заботы о ребёнке, в результате  чего нарушается  его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

К  пренебрежению элементарными  нуждами ребёнка относится:

- отсутствие адекватных возрасту  и потребностям  ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

- должного внимания  и заботы в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

По данным  европейских и американских исследований;  в последние годы число проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения  к их нуждам неуклонно растёт.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение  в семье:

-  неполные или многодетные  семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов или мачех;

-  наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

-  безработица, постоянные финансовые трудности;

-  конфликты между родителями;

-  статус беженцев, вынужденных переселенцев;

-  низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

- нежеланный ребёнок;

-  умственные или физические недостатки ребёнка;

-  трудный ребёнок.

В  случае выявления жестокого обращения с ребёнком со стороны родителей, организуется следующая работа по оказанию ему помощи:

 Посещение ребёнка на дому для ознакомления с условиями, в которых он проживает, и установления контактов с семьёй;

- обращение в специальные службы защиты детей  (центры «Семья»,  «Огонёк»).

- формирование правового сознания  у родителей.  Работа по формированию правового сознания у родителей проводится во всех  группах со всеми родителями в различных формах;

- анкетирование; оформление наглядно-информационных стендов, консультаций психолога, дискуссионные клубы, привлечение родителей к проведению различных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация"Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой""

Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"....

"Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"

Выступление на тематическом педагогическом совете...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. Искусное использование игры как средства воспитания дает возможность, не нагружая детей, в...