Современные подходы работы в группах раннего возраста с учётом реализации ФГОС. (теория)
консультация (младшая группа) по теме

Копсенкова Екатерина Евгеньевна

Коррекционная работа с детьми в период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx170.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современные подходы работы в группах раннего возраста с учётом

                    реализации ФГОС.

              подготовила: Копсенкова Е.Е.

                    воспитатель 1кв. категории  

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении        ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

  • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

Основные этапы адаптации ребёнка в детском саду, которые имеют разную продолжительность во времени:

  • «Шторм» — в ответ на комплекс новых влияний все системы организму ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышается возбуждение, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохой сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая «буря» длиться от 2-3 дней до 1-2 месяцев.

  • «Шторм утихает» — период нестабильного приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние влияния. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, делает первые приобщения к совместной деятельности, становиться более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый – от 1 недели до 2-3 месяцев.

  • «Штиль» — период относительно постоянного приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режима дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, брать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируется сон, аппетит, настроение. Этот период длиться от 2-3 недель до полугода.( К.А.Малиновская)

Ребёнок идёт в детский сад – ситуация для родителей новая, как пройдёт период привыкания к саду, возникнут ли у него трудности с адаптацией,  всё это сильно тревожит взрослых.

 Чтобы адаптация у малыша прошла успешно необходимо подготовить сначала самих родителей.

    Предлагаю им одну из  методик, которая называется «Детский  сад понарошку».( Т.Кашеварова ДОУ №31 г.Пенза)

Идея – ребёнок через игру научится владеть ситуацией  когда пойдёт в детский сад.

Для игры потребуется конструктор, кубики, коробочки, куколки, зверюшки.

Проиграть с ребёнком в детский сад нужно за несколько месяцев до поступления  в дошкольное учреждение.

Цель:-  показать ребёнку : что такое детский сад?

           -вызвать положительное отношение к детскому саду.

           -побудить желание идти в детский сад.

Стоит ли серьёзно относится к переживаниям ребёнка, ведь с высоты прожитых лет, многим взрослым проблемы детей кажутся  такими незначительными. Чем чаще родители стараются смотреть на мир глазами ребёнка , тем успешнее он становится в жизни.

« Уголок своего мира»:

Заметно ускоряется процесс  привыкания ребёнка в группе , если ребёнок приносит из дома свою игрушку .Мы находим в группе отдельную полочку , т. е.отдельно отводим специальный уголок. Атрибутами уголка могут быть махровые платочки, маленькие салфеточки, т.е. всё то к чему ребёнок привязан. Таким образом, чтобы новый мир ребёнку не показался враждебным нужно позволить принести частичку своего мира. Ребёночку можно предложить оставить свою игрушку в группе, сказать ему что она здесь будет в безопасности, и ей ни что не угрожает. ( Н.А. Карасёва ДОУ № 31

г.Пенза)

Вашему вниманию хочу представить вот такую куколку. Когда-то это простая ложка, в далёком моём детстве, была своеобразной частичкой моего мира. Теперь эта игрушка приобрела вот такой симпатичный наряд , и используется мною на практике ( показ куколки- ложки). От её имени провожу различные игры , режимные моменты. «Пропавший» малыш»

Цель: развивать координация движений.

Ход игры: взрослый проговаривает текст, дети повторяют и выполняют соответствующие движения

У меня пропали руки.         Руки за спиной.

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь    мне опять.Показывают руки

 У меня пропали  уши.

Где вы ушеньки мои?       Уши закрывают ладошками.                                

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять.    Показывают уши.

       У меня пропали глазки.               Глаза закрываю ладошками

Где вы, глазоньки мои?                                                    

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять.                              Убирают ладошки.

Так же в этом уголке имеется фотоальбом с фотографиями детей и их родителей, ребёнок рассматривая этот альбом с воспитателем становится ближе к нему , подключается в диалог, сближается со сверстниками.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

Мною изготовлено и опробовано дидактическое пособие                        под названием  :      «Дидактическая юбка»

Описание Дидактической юбки:  Юбка изготовлена из ситца с ярким рисунком. По всей юбке расположены карманы разных цветов , шнуровка, молнии. В каждом кармане – мешочке лежат мелкие предметы, мыльные пузыри, заводные игрушки, платочки.

Методика работы с « Дидактической юбкой». Дидактическая юбка может применяться на всех видах занятий. В соответствии с темой в карманы раскладывается соответствующий наглядный материал.

Методы и приемы разные.

 1.Художественное слово.                  2.Загадка.

 3.Вопрос.                                             4.Песенка.

 5.Создание проблемной ситуации.

 6.Сюрпризные моменты.

          Очень хорошо использовать «Дидактическую юбку» на занятиях по сенсорному воспитанию и в индивидуальной работе с детьми.

 Привлекательный, необычный вид «Дидактической юбки» подталкивает детей к действиям, желанию играть с ней.

Это пособие натолкнуло меня на новое изобретение « Дидактический зонтик», который также можно использовать как  для развития мелкой моторики рук, так и для сюрпризного момента.

Следующий приём , который носит эффект неожиданности - это игрушка – перевёртыш, которую можно использовать как дидактическую игрушку, так и в театрализованных играх. Игрушка Степашка- Хрюша , где один персонаж побуждает детей к поиску другого. Это могут быть куклы:  мальчик- девочка, Маша- Даша, и т.д..

А сейчас мы с вами вернёмся назад в прошлое и теперь вы уже не Ирина Михайловна, а просто Ирочка. ( отрывок занятия)

- Ой, посмотрите, к нам в гости прилетел необыкновенный жучок, кто это? Кто мне скажет?

Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.  Какого цвета божья коровка? А как много на ней чёрных точечек.

- Давайте представим, что она полетела. Ну-ка попробуем её поймать!

- А теперь разожмём кулачки и посмотрим , смогли ли мы поймать божью коровку.

- Вот наш жучок! Давайте его отпустим:

                                     БОЖЬЯ КОРОВКА,
                                    УЛЕТИ НА НЕБКО,
                                    ТАМ ТВОИ ДЕТКИ
                                    КУШАЮТ КОНФЕТКИ,

  ВСЕМ ПО - ОДНОЙ,
 А ТЕБЕ НИ ОДНОЙ!

- Замёрзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем её нашим дыханием.   ( произносят зв: А-А-А)

Полетела божья коровка , но оставила частичку своего тепла в виде маленьких  божьих коровок ( раздать пожелания коллегам).

 

«Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие некоторым людям и удивит всех прочих». М. Твен.

«Учитель - игла; ученик – нить».  Миямото Мусаси

«Учитель - третий родитель ребенка».  Химэн Берстон

«Учитель - это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей».  Евгений Евтушенко

«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником». - Максим Горький

  «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». А. П. Чехов

«Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают, тревожься, что они всегда за тобой наблюдают». Фулем

«Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей». Антон Лигов

«  Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает». Э. Бомбек

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».  Анатоль Франс

                                                       Литература:

- Е.И.Тихеева « Игры и занятия малых детей»

- А.С.Роньжина « Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ»

- Журнал « Дошкольное воспитание» № 1 , 2008г.

И в завершении уважаемые коллеги разрешите  зачитать вот такое замечательное стихотворение:Памятка для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Конспект краткого выступления-отчета о работе с детьми раннего возраста....

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста в условиях реализации ФГОС (Обобщение опыта работы)

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста создается для комфорта и на пользу дошколят возрастом от года до трех, именно поэтому особенности наполнения пространства группы подчиняются прева...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...