Консультация. Значение танцев, ритмической гимнастики в развитии и воспитание детей дошкольного возраста.
консультация по теме

Квашенникова Алина Радиковна

Значение танцев, ритмической гимнастики в развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ТАНЦЕВ, РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярными являются ритмическая гимнастика, танцы. Ритмическая гимнастика берет свое начало в глубокой древности – античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента – гимнастика и ритмический танец.

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, философию, творчество, танец. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире.

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в началеxx века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Эта методика современна и актуальна и по сей день и широко используется многими специалистами по музыкальному, физическому воспитанию.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его последователей: Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Е.А. Румер и др., которые в 1911г. окончили Институт музыки и ритма.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А. Ветлугина (1958) А.В. Кенеман, а в дальнейшем М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зимина и др. разрабатывали разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика.

Одной из таких программ является оздоровительно-развивающая программа «Са–Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике направленная на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении (Программа воспитания и обучения в детском саду.М., Просвещение, 1985, 1987). В программе «Са–Фи-Дансе» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательною форму, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы «Са–Фи-Дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих задач для детей 3-7 лет.

  1. Укрепление здоровья:

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- формировать правильную осанку;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- содействовать развитию и совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

  1. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности;

- содействовать чувству ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности, изящества танцевальных движений и танцев;

- развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих способностей занимающихся:

- развивать мышление, воображение, находчивость;

- формировать навыки самостоятельного выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

- развивать лидерство, трудолюбие, инициативу.

Также очень популярно в дошкольных учреждениях стало занятие по танцам.

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движениях. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости, реакции на музыку. Танец – именно и есть та форма самовыражения, которая так необходима детям.

Через танец дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки: вальс, полька, марш, русский народный танец и т.д.

Детям нравится танцевать под популярную  музыку, поэтому полезно обучать их элементам современного танца.

Занятия танцами дают возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство.

Систематические занятия исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, ребенок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают детей к миру прекрасному, учат разбираться в искусстве.

В заключение еще раз хочется отметить, что приобщение детей к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности.

Что может быть лучше и прекраснее, чем двигаться под волшебные звуки музыки и передавать в движении «души прекрасные порывы».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб.: 2000.
  2. Роот З.Я. Танцы  с нотами для детского сада – М.:2006.
  3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.; 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние танцевально-ритмической гимнастики на развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, ...

Консультация для воспитателей: «Влияние загадок на развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация и видеопрезентация для воспитателей ДОУ«Влияние загадок на развитие и воспитание детей дошкольного возраста». Виды загадок,место в учебно-воспитательном процессе, роль з...

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, па...

Консультация "Значение декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении искусства в развитии детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

В консультации для родителей идёт речь о роли игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста....