Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста
статья на тему

Закутилина Валентина Дмитриевна

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_didakticheskih_igr_v_razvitii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  дидактических игр в развитии

познавательных интересов детей дошкольного возраста

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

   Федеральный  Государственный  Образовательный  Стандарт  в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, что обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. И одной из важных задач является развитие игровой деятельности детей.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра- игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление,  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, ее формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.  Игра в целом, и дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста, является одним из наиболее эффективных  средств  в познавательном развитии.

Мы работаем по примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», которая  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. В дошкольном  возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. [3]

Перед  собой мы поставили цель: способствовать познавательному развитию дошкольников в дидактических играх. Игра, по нашему утверждению, не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.

Как форма обучения детей  она содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Мы  одновременно является и учителем, и участником игры. Учим  и играем, а дети, играя, учатся.

Проводим игры  во время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.  

В своей работе используем разнообразные средства воздействия на детей. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направляем игру, поддерживаем их инициативу, сопереживаем с ними радость игры.  Рассказываем о каком- либо событии, создаём соответствующее игровое настроение и поддерживаем его по ходу игры. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, мы  делаем это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаем удивление, шутим, используем разного рода игровые сюрпризные моменты и т.п.

При отборе дидактической игры мы четко ставим перед собой требования, которым она должна отвечать.

  • отражать реальную  картину  окружающего  мира   доступную  ребенку;
  • обеспечивать  возможность  играть  как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
  • позволять  ребенку    самостоятельно    контролировать    правильность выполнения задания.

В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно,  более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.   Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Мы стараемся уплотнить  время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.Для нас результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей  в  игре.  Для детей  результат игры выступает как определенное достижение. Заканчивая игру, важно  вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Поэтому мы  разрабатываем варианты знакомых детям игр и создаем новые варианты - полезные и увлекательные.  

С помощью дидактических игр приучаем детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.  Так, например, в играх по речевому развитию у детей пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли и т.д. В нравственном воспитании, у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В трудовом воспитании, дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Где я это видел" дети узнают о том, что такое профессии и элементарное представление о них.Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. В эстетическом воспитании, дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними. В физическом воспитании, игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.                    

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактическая  игра вырабатывает у ребенка умение выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Список литературы

  1. Бабаева Т.И. «В игре ребенок познает мир, общается».
  2. Бабаева Т.И. «Ребенок входит в мир социальных отношений»
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.
  4. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение, 1992 г.;
  5. Удальцова Е. И.  Дидактические игры в  воспитании и обучении дошкольников – Минск, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Консультация для родителей.«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность ребёнка. Познавательный интерес связан с память и мышлением ребёнка, желание узнать что то новое , неизведанное....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса  детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...

Статья Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....