Конспект занятия "Красавица матрешка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия " Красавица матрешка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с ЗПР

На тему: Красавица матрешка.

Образовательная область – познание

Интегрируемые образовательные области – коммуникация, ФЭМП, изобразительное творчество

Предварительная работа: Беседа о видах декоративных росписей – Хохлома; Гжель; Городецкая; Рассматривание игрушек, открыток, альбомов, фотографий с различными видами декоративных росписей. Чтение стихов и потешек о матрешках, рассматривание иллюстраций с их изображением. В свободной деятельности работа с раскрасками.

Цель – Познакомить с декоративно-прикладным искусством – Русской матрешкой.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- Закреплять умение соотносить предметы по размеру

- Активизировать в словаре слова обозначающие величину предметов

- Развивать память

- Развивать логическое мышление (анализ, синтез)

- Развивать зрительное внимание и восприятие

- Развивать фантазию, воображение, творческое мышление

- Развивать мелкую и общую моторику, координацию

Образовательные:

- Учить детей самостоятельно выбирать рисунок к своей работе

- Учить работать в паре, уметь договариваться

- Учить отстаивать свою точку зрения

- Учить смешивать краски с целью получить новые цвета (оранжевый, зеленый, коричневый)

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и промыслам

- Воспитывать отзывчивость

Оборудование: Объемный макет «карандаш», предметная картинка с изображением нераскрашенной матрешки, проектор, ноутбук, кукла в костюме мастера, дорожка с препятствиями (кубики, кегли которые необходимо перепрыгнуть или обежать), кукла – Барыня, три разных шкатулки, три баночки с краской (желтая, красная, синяя), игрушечный деревянный резной домик, песня «Веселые матрешки», презентация «Знакомьтесь, русская матрешка».

Раздаточный материал: карточки с изображением 4х матрешек и 4х платочков или 4х фартучков разной величины (один набор на пару детей), блоки Дьенеша, карточки с геометрическими фигурами для игры «Найди закономерность», контурные изображения матрешек по количеству детей, кисточки и краски трех цветов по количеству детей, палитры, простые карандаши по количеству детей, пряники.

Ход работы:

  1. Организационный момент. Дефектолог усаживается на ковер с детьми и проводит пальчиковую гимнастику на внимание – «Кулак, ребро, ладонь». Вдруг раздается стук. В гости к ребятам приходит карандаш. Он принес картинку матрешки, которую нарисовал сам. Девочка получилась очень забавная и необычная.

Педагог – А что это за девочка? – ответы детей.

Педагог – А вот чтобы узнать правы вы или нет, надо спросить у волшебного зеркала.

  1. Просмотр видео ролика.

Дети садятся на ковер и смотрят презентацию «Знакомьтесь, русская матрешка» (Комментарии к слайдам приведены в приложении).

В это время дефектолог незаметно выкладывает дорожку с препятствиями для динамической паузы. После просмотренного ролика карандаш говорит - Хотел я раскрасить матрешку, но красок не нашел.

Просит карандаш ребят помочь и дать ему красок. Дефектолог – Но у нас тоже красок нет. Что же нам делать?

Дети приходят к выводу, что карандашу нужно помочь. Дефектолог предлагает раздобыть краски, а для этого нужно отправиться в город мастеров.

  1. Динамическая пауза. «Мы-туристы»

Мы-туристы, мы в пути.

Вместе радостно идти.

Веселей шагайте, ноги,

По извилистой дороге.

Легче выдох, глубже вдох,

Путь не близок, недалек.

Впереди течет ручей,

Перепрыгнем половчей.

  1. Дидактическая игра «Соотнеси»

Дефектолог – Вот мы и попали с вами в город мастеров. А кто же нас встречает?

Детей встречает мастер.

Дефектолог – Посмотрите, ребята, какой замечательный дом сделал мастер!

Кукла – Здравствуйте, ребята. Как вас много. Я мастер. Зачем вы пожаловали к нам в город мастеров? – за красками, чтобы раскрасить матрешку.

Кукла – Ой, ребята, какой-то шум слышите, кто-то ругается и кричит. Пойдемте посмотрим.

Дети подходят к столу, на котором стоят матрешки. Они сообщают, что не могут поделить платочки и фартучки.

Дефектолог предлагает им помочь. Дети делятся на пары, садятся за столы, на которых вперемешку лежат 4 изображения матрешки и 4 изображения платочков или фартучков разного размера. Дети должны выставить матрешек слева на право по порядку от самой большой до самой маленькой. Затем дети подбирают каждой матрешке платочки или фартучки по размеру.

Затем педагог просит нескольких детей назвать каждую матрешку по размеру и объяснить свой выбор.

  1. Дидактическая игра «Найди закономерность»

Мастер – Матрешки, а куда вы наряжаетесь?

Матрешки – Нас пригласила в гости Барыня, вот к ней то мы и направляемся.

Мастер – А вы что пойдете с пустыми руками? Ребята, а можно в гости ходить с пустыми руками? – нет, нужно, что-нибуть подарить или принести конфет к чаю.

Дефектолог – Правильно.

Матрешки – Мы хотели сделать подарок, но не успели.

Дефектолог – А что вы хотели подарить?

Матрешки – салфеточки, но они не готовы как же мы их понесем в подарок?

Дефектолог – Ребята, что же делать теперь?

Дети, должны прийти к выводу, что матрешкам нужно помочь.

Педагог выкладывает перед каждым ребенком карточку с изображенными на них геометрическими фигурами. Одна или две клетки на карточки (в зависимости от возможностей каждого ребенка) пустые. Дети должны догадаться какой фигуры не хватает и найти ее в блоках Дьенеша. Затем дефектолог задает индивидуально вопросы – все ли верно, почему ты выбрал именно эту фигуру?

  1. Динамическая пауза.

Матрешки приглашают детей вместе с ними пойти в гости. Барыня их встречает, благодарит за подарок и предлагает вместе поплясать. Звучит песня «Веселые матрешки».

После этого Барыня говорит – Ребята, вы такие веселые, что мне захотелось тоже сделать вам подарок.

Барыня дает ребятам шкатулку в которой лежит три краски.

Дефектолог – Ребята, а зачем нам краски? (Ответы детей) Давайте тогда поспешим к нашему другу Карандашу.

Дети благодарят и прощаются с Барыней, матрешками и мастером.

  1. Продуктивная деятельность «Расписывание матрешки»

Дети приносят краски карандашу, он благодарит их и предлагает вместе попробовать раскрасить матрешку. Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки. Перед тем как раскрасить свою матрешку, ребята по образцу рисуют простым карандашом лицо, платок и узоры на заготовке. Затем карандаш спрашивает – Какие краски вы принесли? – красную, синюю и желтую.

Карандаш – А какого цвета листочки на платье у матрешки? – зеленого, Но у нас нет зеленой краски! Что же делать?

Педагог наводит детей на мысль, что краски нужно смешать.

Карандаш - А если смешать желтую и синюю? – зеленая. Вот и нашлась краска для листиков! А давайте попробуем смешать еще какие-нибудь краски. Что получится если смешать красную и желтую – оранжевая. А если смешать все три краски? – коричневая.

Затем дети самостоятельно раскрашивают своих матрешек.

  1. Рефлексия. После того как дети закончили работу воспитатель предлагает сделать выставку матрешек. Дети выставляют свои работы и слушают стихотворение о матрешках.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки -

Какие веселые

Эти матрёшки!

  1. Итог занятия. Карандаш благодарит детей за помощь и дарит им подарок.

Карандаш – Пока вы раскрашивали матрешек, я приготовил вам подарок и положил его в шкатулку, но в какую вам нужно догадаться. В этом вам поможет моя загадка: Эта шкатулка не красная, не желтая, не зеленая, а какая? – синяя. Она не маленькая, а какая? – большая. Не круглая, не квадратная, а какая? – прямоугольная. Если вы правильно отгадали все мои загадки, то внутри найдете подарок. Открывайте выбранную вами шкатулку.

Карандаш - Я с вами прощаюсь.

Дети говорят спасибо карандашу и прощаются с ним.

Приложение.

Комментарий к презентации «Знакомьтесь, русская матрешка!»

Именно в Японии и появилась первая деревянная раскладная игрушка. Это была Фукурума – фигурка добродушного мудреца, одного из семи богов удачи, бог учености и мудрости. Его голова имеет необычную форму: лоб очень высокий, как и полагается человеку большого ума, в руках он держит посох и свиток. Старичок Фукурума тоже очень спокойный и добродушный, степенный, но в то же время у него был очень веселый, жизнерадостный нрав.
Фигурка Фукурумы была вырезана из дерева и содержала в себе семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую – это была семья Фукурумы. Считалось, что в момент опасности они все прячутся внутри.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, что означало - мать.  «Матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Первая модель матрешки из прославленного игрушечного царства Троице – Сергиево посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием и в ручную изготовил он первую модель матрешки. В истинном крестьянском духе с его наивной простотой, любовью к ярким краскам расписал эту модель художник Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигурок

Русская матрешка во все времена символизировала дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия.


Семеновских матрешек можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. А край разноцветного платка украшен цепочкой небольших бутонов.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку - северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.

Деревенский мастер наградил Полхов-Майдановских матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. У них нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Роспись матрешек строится на сочетании малиново- красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.

 Матрёшка – это тепло и уют в доме. Сейчас матрешка это визитная карточка России, ее слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по – прежнему радует и детей и взрослых своей красотой и теплотой, и дарит хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: "Матрешки"

Тема: «Матрешки»Задачи: Учим детей действовать со сборно-разборными игрушками из двух однотипных частей. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с...

Конспект НОД "Матрешка" ОО "Художественно-эстетическое развитие", "Социализация"

Знакомство с народным промыслом  народным промыслом (павловопосадские шали). Воспитание чувства гордости за народных умельцев своего края.Развитие творческого восприятия и воображения, умен...

Конспект НОД «Матрешки»

Для воспитателей групп раннего возраста...

Конспект Тема: «Матрешка в подарок»

Непосредственной образовательной деятельности: Художественное творчество (лепка) в первой младшей группе детского сада ...

Конспект "Русские матрешки"

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе...

Конспект занятия "Матрешка"

Интегративное занятие по художественно-эстетическому развитию...

Конспект ООД "Матрешки"

Развивающее музыкальное заняти на основе фольклерных потешек....