Практические достижения профессиональной деятельности педагога «Воспитание патриотических чувств к истории родного города через театрализованную деятельность»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Щепина Наталья Христофоровна

 

Вопрос "Как знакомить детей с историей родного города?" довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.  Важнейшая составляющая дошкольного образования - формирование любви к родному городу, родной стране. В данной методической разработке раскрываются вопросы использования разнообразных технологий для ознакомления детей с историей родного города через театрализованную деятельность. Разработанный материал может быть использован в работе  воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchepina_n.h.docx89.11 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное  дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №11 «Колосок»                             

Практические достижения

 профессиональной деятельности педагога

«Воспитание патриотических чувств

к истории родного города

через театрализованную деятельность»

                                                                   Выполнила:

                                                                   Щепина Наталья

Христофоровна

г. Семёнов

2015г.

Структура методической разработки

1 Аннотация........................................................................................................стр.3

    2. Введение......................................................................................................... стр.3

3. Основная часть................................................................................................стр.5

                           Цель работы............................................................................. стр.5

                           Задачи работы......................................................................... стр.5

                          Основные условия работы......................................................стр.6

                          Отличительные особенности работы ................................... стр.6

                          Практическая значимость работы......................................... стр.9

                          Прогнозируемые результаты.................................................стр.10

                          Формы  и методы работы.......................................................стр.10

                          Этапы работы......................................................................... стр.11

4. Заключение................................................................................................... стр.23

5. Выводы..........................................................................................................стр.24

   6. Библиография. .......................................................................................стр.27

   

1.Аннотация.

Вопрос "Как знакомить детей с историей родного города?" довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.  Важнейшая составляющая дошкольного образования - формирование любви к родному городу, родной стране. В данной методической разработке раскрываются вопросы использования разнообразных технологий для ознакомления детей с историей родного города через театрализованную деятельность. Разработанный материал может быть использован в работе  воспитателей ДОУ.

2. Введение.

«Опасная и роковая вещь - лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом…

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям…»

Серафим Роуз

Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И, конечно, то как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим свою Родину, понимающим природу, воспринимающим себя как часть всего этого во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

И здесь ничего не надо выдумывать, ничего не надо искать. Нужно только обратиться к традициям культуры, наследию отцов и дедов, национальных героев, историческому прошлому, а моя задача, как педагога – донести все это до детей, в доступной для них форме, ведь, как многогранно сказано:

«Будем бережно хранить прошлое

Без него не создать будущего…»

       Дошкольное образование - первая ступень образовательной системы . И хотя во ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного образования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Очевидно, что это является фундаментом для последующего формирования патриотизма, гражданственности.

  В дошкольный период можно начать формировать у ребенка любовь к малой Родине, к месту, где он проживает с семьей, родственниками, близкими и значимыми для него людьми. Именно они могут помочь - или помешать - этому процессу.

Надо понимать, что патриотизм к Родине идет от материнского тепла, от той есенинской березки у дома, от тех хороших и верных друзей, которые окружают нас. Пока не изменится отношение человека к своей малой Родине, мы не сможем двигаться вперед по пути прогресса. И на сегодня, как никогда одной из главных задач является воспитание гражданина своей родины, и именно поэтому необходимо уделять внимание истории родного края, города.

У разных людей любовь к родному городу проявляется по разному: поэты сочиняют стихи, композиторы пишут музыку, художники создают картины, прославляя город, увековечивая память о нем.

О нашем  городе написано много произведений, но взрослые не проявляют интереса к ним.  Поэтому мне захотелось раскрыть историю города через произведения поэтов - земляков, через сказки Б.П.Корнилова и С.В.Афоньшина.

 Я считаю, что в педагогический процесс ДОУ необходимо вводить театрализованную деятельность, как средство эстетического воспитания дошкольников, так как театральное искусство  недостаточно используется в работе с детьми в настоящее время.

Театрально-игровая деятельность старших дошкольников должна быть разнообразной, сутью которой является то, что при условии её правильной организации мы имеем возможность сформировать творческие способности детей, знающих историю своего города.

3.Основная часть.

Цель работы: воспитывать детей – патриотов нашей страны, способных полюбить свою «малую» Родину, развивая творческие способности, посредством театрализованной деятельности.

Задачи работы:

  1. Расширять представления о малой Родине. Рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край:

             - знакомить детей с историей города Семенова, развивая

               эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

            - создавать у детей представления о жизни народа в разные

              исторические эпохи, его культуре;

  1. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям через ознакомление с играми, инсценировками;
  2. формировать творческое воображение посредством музыкально-театрализованных постановок;
  3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную  организацию предметно - развивающей среды для театрализованной деятельности.

Основные условия работы.

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

- использование результатов  достижения детей  исключительно для оптимизации работы с детьми;

- обеспечение эмоционального благополучия детей, создания доброжелательного климата;

- недопустимость субъект - объектных отношений и порицания;

- положительная оценка любого достижения ребенка;

- создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Отличительные особенности работы. 

Разработка  нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшей самостоятельной театрализованной деятельности. Отличительными особенностями данной работы  является направленность на разностороннее развитие дикции, интонационной выразительности, мимики, жестов зрительных и двигательных факторов как единого целого действия с использованием определенных методик.

    Новизна методической разработки заключается  в создании особой среды позволяющей раскрыть себя, свои способности:

1.  Театральная студия «Радость» , в которой находятся:

- виды театров по возрастным группам

(программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр творчество — дети»)

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1. Настольный театр:

—        резиновой игрушки;

—        дымковской игрушки; .

—        конусной игрушки;

—        крупной игрушки;

—        мелкой

игрушки;

—        кукол;

—        вязаной игрушки.

2.        Драматизация в шапочках зверей, птиц

и т. п.

3.        Драматизация в костюмах

1.        Настольный театр.

2.        Драматизация
в костюмах.

3.        Драматизация
в шапочках.

4.        Театр кукол.

5.        Верховые
куклы.

6.        Театр ложек

1.        Настольный
театр.

2.        Драматизация
в костюмах.

3.        Драматизация
в шапочках.

4.        Верховые куклы на гапите.

5.        Театр ложек.

6.        Театр марионеток.

7.        Куклы с
живой рукой.

8.        Тростевые
куклы

1.        Настольный
театр.

2.        Драматизация
в костюмах.

3.        Драматизация
в шапочках.

4.        Верховые куклы на гапите.

5.        Театр ложек.

6.        Театр марионеток.

7.        Куклы с живой рукой.

8.        Тростевые
куклы.

9.        Перчаточные куклы.

10.Люди-куклы

11.Театральные куклы

- Различные атрибуты к инсценировкам: костюмы, короб, самовар, пеньки, маски героев, мелкие принадлежности,  магнитная доска, зеркало,  мольберт и др.

- Книги с иллюстрациями

- Ширмы разного размера

 - Магнитофон с аудиозаписями.

2. Предметно - пространственная среда в группе.

Для реализации данной методической разработки мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

Предметно - развивающая среда  несёт в себе огромные возможности воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его. Среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности.

- Театральные уголки или зона сказки - стремление к совместной деятельности со сверстниками

- Тихий уголок с зеркалом, иллюстрации к сказкам - потребность к уединению  

3. В отдельном помещении ДОУ -  Мини-музей  «Русская изба» в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти,  кувшины и т. д. Такое убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям эмоционально ощутить и пережить содержание сказок.

 

 Практическая значимость работы.

        Значение и специфика театрализованной деятельности заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

 - с художественным образованием и воспитанием детей;

 - формированием эстетического вкуса;

 - нравственным воспитанием;

 - развитием коммуникативных качеств личности;

 - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

 - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

        Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

        Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Прогнозируемый результат:

  • Проявляет интерес к истории города и обладает определенным базисом знаний.
  • Умеет использовать полученные знания в театрализованных играх.
  • Знает сказки Б.П.Корнилова и сказы С.В.Афоньшина и принимает активное участие в  инсценировках.
  • Пользуется вербальными и невербальными средствами общения.
  • Вызывает эмоциональный отклик слушание стихов, сказок, пение песен, рассматривание картин и иллюстраций о  родном крае.

Формы и методы работы

ИКТ

Компьютер

ные

презентации, видео альбомы,

изготовление наглядного материала, пособий, ширм, иллюстраций для детей и родителей, диагностика, ООД,

 обмен опытом (личный мини -сайт).

Практический

Инсценировки сказок в группах, на праздниках;

Обыгрывание сказочных сюжетов в  мини-музее;

Экскурсии

Наглядный

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,

альбомов, открыток;

Словесный 

Беседы; Разучивание сказок, стихов;

чтение художественной литературы

                                                         

Игровой 

Дидактические, подвижные, пальчиковые игры; Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Использование народных игр, в  том   числе хороводов

Этапы работы:

Название

 этапа

Средства реализации

1

 

Подготовительный

этап.

 

Анализ литературы, методических пособий.  Анкетирование родителей.  

Выявление знаний  детей.

2

 

Организационный

этап.

Родительское собрание

Создание предметно пространственной среды.

Разработка плана работы

3

 

Практический

этап

 Взаимодействие с социумом.

Работа по данной теме.

Самостоятельная деятельность детей

4

Заключительный

этап

Выявление знаний детей

Подведение результатов

1.   Подготовительный  этап: 

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы.

В своей работе использую общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы", авторы  Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Один из разделов  программы призван обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, краю, городу, Родине.

В программе определенны пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально – позитивное общение дошкольников друг с другом, организация повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально – коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Все комплексные программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду, но каждая из них  должна быть ориентирована на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Так, если взять Программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева). Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Это приобщение детей ко всем видам национального искусства: от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

Программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр — творчество — дети» целью которой является - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней конкретно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания.

         Суть проблемы в том, что у детей нет мотивационной готовности к восприятию данного материала, необозначенными оставались средства и методы, окружающая действительность не давала возможность реально приобщить детей к восприятию истории города через театрализованную деятельность.

Проблема, которой я занимаюсь,  раскрывается во всех программах, но с разной степенью погружения, тем не менее, необходимо выполнить ФГОС и предполагать деятельность на его превышение.

  • Анкетирование и интервьюирование родителей (приложение №1);

По результатам анкетирования, было выявлено что данная проблема нашла отклик у родителей. Они заинтересовались предложенной темой и согласились с актуальностью  данного вопроса.

  • Анализ компетентности детей на начало года (приложение №2);

2.  Организационный этап.

         В группе должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая будет пробуждать в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

        Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможности испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.

     В начале учебного года было разработано перспективно - тематическое планирование (приложение №3); и  проведен анализ предметно-развивающей среды, что подвело к выводам, о необходимости привлечь родителей к ее обогащению.

     Накопив, и изучив материал, была проведена работа с детьми старшей группы. Выяснив в беседе, что дети знают о своем городе, поняла, что знания их скудные, однообразные и первое что я решила – посетить с детьми музей – благо музей в нашем городе замечательный. Надо поблагодарить работников музея, они живо откликнулись на мою просьбу – рассказать о нашем городе – зажечь детей.

Посещение музея – это, несомненно, событие в жизни каждого ребенка.

Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Предварительно в группе была проведена беседа о правилах поведения в музейном зале: внимательно слушать экскурсовода, отвечать на вопросы, стараться выделять главное, сравнивать, высказывать свое мнение.

Необходимо воспитать в ребенке уважительное и бережное отношение к историческому, музейному предмету, картине и пр. Это очень важно для воспитания будущих культурных граждан, для которых посещение музея станет неотъемлемой частью их жизни.

За основу знакомства с городом, я взяла материал о жизни и творчестве Б.П. Корнилова – поэта – земляка, который прославил наш город. В группе была создана предметно – развивающая среда: собраны фотографии (копии), где были, показаны фрагменты из жизни поэта. Знакомились с его произведениями, была собрана и организована выставка его книг,  при этом широко использовалась помощь родителей. С целью более активного включения родителей в работу были проведены консультации, на которых рассказывала о важности ознакомления детей с жизнью и творчеством Б.П. Корнилова. Разъясняла роль родителей в этой работе, договорилась об оказании помощи при организации экскурсии.

Детям была предложена книга поэта – земляка «Как от меда у медведя зубы начали болеть»

Рассматривали и читали ее. Детям так понравилась сказка, что они захотели в нее играть. В свободное время изготовили с детьми атрибуты к сказке: зуб, слиток золота, клюв дятла, шапочку медведя, улей для пчел и т.д.

Драматизация сказки «Как от меда у медведя зубы начали болеть» (приложение №4); удалась, и детям был задан вопрос: «А как вы считаете, что мы можем сделать приятное, для наших соседей – детей из группы «Зернышко», «Росинка»». Выход с показом сказки в соседние группы.

На собрании родителям было предложено просмотреть отрывок из сказки «Как от меда у медведя зубы начали болеть», что также вызвало много эмоций и у них. Родители увидели скрытые возможности своих детей, поняли как искусство театра воздействует непосредственно на эмоционально-чувственную сферу, благодаря чему зарождает в ней жажду творчества; стремление доставить радость людям.

Чтобы не останавливаться на достигнутом, я сделала выводы для себя, а родителям предложила заполнить следующую анкету.

  • Анкетирование родителей (приложение №5);

Семья была, есть и будет жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Ведь именно в семье закладываются азы патриотизма, нравственности.

«Если крохотное зернышко посадить в благородную почву и ухаживать за ним, то через некоторое время оно даст большие всходы. Если же семена самого высокого качества попадут в сухую и каменистую землю, то они засохнут, не оставив после себя ничего… Дети, лишенные настоящего семейного воспитания, похожи на такие бесплодные семена…»

Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе я стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Благодаря родителям в нашей группе появилась еще одна  замечательная книга С.В. Афоньшина «Сказ о Семене - ложкаре».

Читая главы, из этой книги мы с детьми смогли сравнить как жили давно и как живем мы (например: печь и газ и т. д.).

Была проведена экскурсия к памятнику Семену – ложкарю, после чего,

к моему удивлению дети из дома принесли ложки – белье. Не только принесли их, но и смогли рассказать. Рассматривали рисунки семеновской художницы Нелли Ушаковой, которая и иллюстрировала эту книгу. Была проведена беседа «Почему наш город называется Семенов?», занятие «Мой город - моя «малая» Родина», в процессе подготовки к нему изготовили альбом «Это мой город». 

В свободной самостоятельной деятельности дети сами организуют себя в соответствии с желаниями, интересами, используя при этом ранее приобретенный опыт. Конечно, эта деятельность является продуктивной только в том случае, если взрослый создал условия, побуждающие ребенка к деятельности и позволяющие реализовывать возникшие замыслы. Дети самостоятельно играют. Трудятся, рисуют, занимаются спортом, рассматривают книги, альбомы, решают головоломки, конструируют или просто удаляются в уголки уединения помечтать.  Одним из видов самостоятельной деятельности детей, стала наиболее полюбившаяся им театрализованная - а именно, инсценировки сказок.

Театрализованная деятельность старших дошкольников должна быть разнообразной и включать два важнейших аспекта:

  • Восприятие театрального искусства;
  • Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Восприятие детьми театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребёнка вида - кукольного театра.

Формирование самостоятельной театрально игровой деятельности начинают с драматических спектаклей.

Театрально-игровая деятельность старших дошкольников должна осуществляться в различных формах детской деятельности: игре (театрализованные общеразвивающие игры, занятия, праздники, развлечения и др.). Театрализованные занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, во второй половине дня (можно в форме кружковой работы), в старшем дошкольном возрасте х продолжительность должна быть 25-30 мин.

Как я уже упоминала, в нашем детском саду есть театральная студия "Радость", где и проводится кружковая работа. Дети с удовольствием посещают кружок, учатся общаться друг с другом, знакомятся с новыми сказками, играют в них. Хочется отметить, что знакомя детей со сказками наших земляков Б.П.Корнилова и С.В.Афоньшина я углубилась в их содержание. Мне нравятся эти произведения, и я считаю, что эту любовь удалось передать и детям.

С показом сказки Б.П.Корнилова «Как от меда у медведя зубы начали болеть» мы выходили в музей, в городскую библиотеку.

Сказки С.В.Афоньшина очень трудны для обыгрывания. Они и называются - сказы. Познакомившись со "Сказом про Семена ложкаря" решили с детьми инсценировать ее (приложение №6);.

Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть  максимальная ориентация на творчество детей, на развитие их психофизических ощущений, раскрепощение личности. Все театрализованные игры должны базироваться на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Необходимо учитывать психологическую комфортность, которая предполагает:

  • снятие по возможности всех стрессо образующих факторов,
  • раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности.
  • развитие реальных мотивов:

 а) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 б) внутренние должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд («У тебя всё получится, я уверена…»).

            Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Для воспитания социально-коммуникативных качеств ребёнка я использую разные формы работы:

  • ООД («Город – мой дом», «Жизнь и творчество поэта - земляка Б.П.Корнилова»);
  • Беседы;
  • Экскурсии по городу, к Памятнику, в музеи;
  • Чтение художественной  литературы;
  • Рассматривание фотографий;
  • Рассматривание  альбомов;
  • Самостоятельная деятельность (изготовление атрибутов к сказкам)

            Большое место в приобщении детей к искусству театра занимают народные праздники и развлечения где активное участие принимают родители.

         Главными помощниками педагога – являются родители.

Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Именно в семье дети получают первые представления о культурных ценностях, об истории города, и одним из важных педагогических условий является активное включение родителей в эту деятельность.

Для начала я провела групповое родительское собрание, на котором рассказала о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

  • привлечения родителей к проведению занятий
  • участия родителей в выставках;
  • предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
  • участия родителей в прогулках и экскурсиях;
  • изготовления пособий, поделок;
  • Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.

Таким образом, я веду работу по проблеме воспитание патриотических чувств к истории родного города через театрализованную деятельность,  опираясь на помощь родителей.

3.  Практический этап.

Взаимодействие с социумом.

             - образовательные учреждения                                        - другие

                   

             - учреждения культуры

Территориальное положение нашего образовательного учреждения позволяет активно взаимодействовать с учреждениями образования, и культуры, промышленными предприятиями. Дети нашего сада регулярно посещают учреждения культуры (Дом Культуры, музеи, библиотеки).

4. Заключительный  этап

  •  Анализ компетентности детей на конец года (приложение №7);
  • Анализ интервьюирования родителей на конец года (приложение №8);

Данная методическая разработка и конспекты занятий по данной методической разработке транслируются на моем мини сайте.

4. Заключение. 

Занятия по театрализованной деятельности не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастия, сострадание, развивают различные способности детей.

Воспитательное значение театрального искусства огромно, поэтому особенно в дошкольном возрасте, для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности, важно использовать его как сильное, но в тоже время не навязчивое педагогическое средство.

В тоже время подлинное эстетическое воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность – результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в театре, искусстве, и действительности. В системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ эстетическое воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование эстетических качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.

Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанную на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

5. Выводы:

  • Наша работа по ознакомлению с родным городом через театрализованную деятельность дала хорошие результаты: см. приложение № 4.
  • За истекший период дети получили первоначальные сведения о «малой» Родине (начиная с родного дома), и стали осознанно оперировать этими понятиями, включать их в самостоятельную театрализованную деятельность, предлагать родителям, как тему для разговора и т.д.
  • Проведенная работа, безусловно, способствовала повышению интереса к художественному слову, самому феномену книга.

Конкретизируя их  можно увидеть что:  

  • наши дети стали знать улицы и достопримечательности города;
  • дети могут многое рассказать о жизни и творчестве нашего поэта – земляка Б.П.Корнилова, прославившего город;
  • дети имеют представление о жизни русского крестьянства в старину, на примере Семена – ложкаря;
  • дети интересуются книгами по истории родного края, самостоятельно обращаются к справочным материалам, с увлечением читают сказки, сказы (С.В. Афоньшина, Б.П. Корнилова).

Практическая работа по данному направлению показала:

  • работа должна проходить во взаимосвязи всех видов детской деятельности, прежде всего с игровой и продуктивной, а так же музыкальной;
  • эффективность работы, ее результативность повышается, если в систему работы включены не только дети и воспитатель, но и главным образом родители, и краеведческий музей, детская библиотека;
  • под влиянием систематического и планомерного педагогического воздействия у детей повышается интерес к истории родного города, края, расширяется круг представлений, развиваются наблюдательность, коммуникабельность, речь, формируются нравственные оценки, развивается творчество.
  • Последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
  • Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: составляют альбомы, помогают в сборе материала, в проведении занятий, организации праздников.

Рассматривая перспективы развития данного направления работы, определила на будущее:

  • продолжать тесное сотрудничество с краеведческим музеем, с детской библиотекой и семьями воспитанников;
  • использовать возможности полученных знаний в интеллектуальном развитии детей;
  • пополнять фонотеку произведений детской литературы по истории города, края, работать во взаимосвязи с музыкальным руководителем;
  • пополнять театральную студию "Радость" атрибутами
  • продолжать обогащение содержания книжного уголка литературой, посвященной нашему городу.

Библиография:

  1. Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить Родину».
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатели и дети», М; Просвещение, 1985г.
  3. Программа "От рождения до школы", авторы  Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А.
  4. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника», М; Просвещение, 1987г.
  5. Петрова В.И., Стульник Г.Д. «Нравственное воспитание в детском саду», М; Мозаика – Синтез, 2006г.
  6.  Программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
  7. Программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр — творчество — дети»
  8. Дошкольная педагогика, М; Просвещение, 1983г.
  9. Очерки – материалы из газеты «Семеновский вестник».
  10.  Материалы, предоставленные из фондов краеведческого музея.
  11.  "Риторика для малышей" Л.А. Баландина
  12. "Театрализованные занятия в детском саду" М.Д. Маханева
  13. "Уроки введения в общение" Е.А.Сорокоумова
  14. «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова и др. ; под ред. О.С. Ушаковой. – М .: Изд-во «Институт психотерапии», 2001.
  15. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Конспекты комплексных занятий со сказками. – Сб: «Патриот» 2006.
  16. О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
  17. Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.
  18. Е.Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
  19. Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1983.
  20.  Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Ознакомление с историей родного города через архитектуру"

План разработан для воспитания у детей любви к родному городу черех знакомство с архитектурой. Каждое занятие знакомит дошкольника с конкретным уголком города....

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»

Для чего детям воспитать чувство патриотизма, предлагается родителям задания и ситуации для воспитания у детей нравственно -патриотических чувств к родному городу....

«Ознакомление детей с историей родного города, посредством театрализованной деятельности».

Цель занятия: Знать название родного города, его основные достопримечательности: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Медный Всадник, Адмиралтейство. Использовать, полученные при изучении темы, зн...

Семинар-практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и лю...

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»(в рамках работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году)...