Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Васильева Татьяна Павловна

Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoricheskoe_proshloe_kubani.docx962.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №30 «Колобок» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район.

Конспект образовательного мероприятия по теме «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» для детей подготовительной группы.

                                                                            Подготовил  

                           

                      Воспитатель  МАДОУ ДС №30

 Васильева Татьяна Павловна

Станица Выселки

 2015 год.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, здоровье.

Возрастная группа: подготовительная.

Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков».

Дата и место проведения: 3. 10. 2015 г., МАДОУ ДС № 30.

Педагог: Васильева Татьяна Павловна.


Цель:  Дать знания детям о родном крае, об истории возникновения, ознакомить с именами тех, кто прославил край;

воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному краю, к казакам; интерес к прошлому и настоящему.

знакомство детей с традициями, трудом и бытом казаков.

воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой край.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев.

Развивающие:

Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков.

Воспитательные: 

воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Воспитывать уважение к старшему поколению. 

Предполагаемый результат: Правильно называют свой край. Знают историю заселения, труд и быт казаков.

Предварительная работа: 

Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев на Кубани»,  альбома с открытками, знакомство детей  с особенностями повседневной жизни и труда казаков.


Демонстрационный материал:

Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, слайды с изображением жизни казаков на Кубани.
Форма проведения: фронтальная.

            Ход непосредственно образовательной деятельности.

1 часть. Введение в проблемную ситуацию.

Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку,  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.
Педагог:  (предлагает детям присесть).
Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Педагог:
А кто еще поет  казачьи песни?
Дети
: Народ.
Педагог:
  Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время  в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.
Давайте вспомним, что означает слово  «казак».
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли на Кубань охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II. (Слайд №1)
Педагог
: Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II. Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу и для охраны южных границ. (Слайд №2).

 Пальчиковая игра «Родной край»

Шелесты листвы,  говор ручейка,

Яркий блеск травы, жаркий блеск песка.

Хоть к луне слетай, облети весь свет

Краше, чем мой край, в целом мире нет

Где бы ни был я, перед ним в долгу,

 Свой родимый край – в сердце берегу.
Педагог:
 Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?
Дети: Атаман Захария Чепега. (Слайд №3)
Педагог: Что сказал Атаман казакам?
Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».
Педагог:
 Слово «град»  означает город. Как казаки начали строить город.
Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).
Педагог:
 
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».

(Слайд №4)
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети:
 Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Педагог:
 Чем покрывали крышу?
Дети:
 Крышу покрывали соломой или камышом.
Педагог
: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить на Кубани.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети:
 Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.

(Слайды №5,6,7)
Педагог
: Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети:
 Они охраняли южные границы России от врагов.
Педагог:
 Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка»

 (проводится физкультминутка). 
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Педагог:
  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. (Слайд №8). Как строили дома казаки?
Дети:
 Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.
Педагог:
  Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?
 Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Педагог:
  Что находилось в каждом дворе?

(Слайд №9)
Дети:
  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Педагог:
 Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей  эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Выселки, Кореновская,  Динская,  Пашковская.  Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град  Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.(Слайд №10).
 Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее.  А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.

http://images.myshared.ru/62716/slide_3.jpg

 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/064_Illustrated_description_of_the_changes_in_the_uniforms.jpg/250px-064_Illustrated_description_of_the_changes_in_the_uniforms.jpghttps://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQjpPCN2mkxaagRgleCDUR_It42mDyyoY71fHKzb2xsMrFUNKdn

 

http://hrono.ru/img/rgd/dt0809_4.jpg

http://smartnews.ru/storage/c/2014/04/15/1397557503_617828_96.jpg

http://voenpro.ru/files/uploads/images/01_Kubanskoe_kazachye_voisko.jpg 

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/04/Kubanskie_Kazaki.jpg

http://coollib.com/i/11/278511/i_065.jpg

http://www.fresher.ru/manager_content/images/kubanskie-kazaki-na-foto-xix-xx-veka/5.jpg 

http://www.pokurortam.ru/userfiles/gallery/03181122138614/2.jpg

 

 

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-363921-1441626512.jpg

 

http://www.region-yug.ru/images/history_end_cultura/Kkx/1_muzeum_felicin.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакоми...

Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

«Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» Открытое занятие на районном методическом объединении

Открытое занятие на районном методическом объединенииТема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родно...