Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору.
проект (средняя группа) по теме

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам.

Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный

Возраст 4-5 лет

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.

Актуальность проекта

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.) . Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем: знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.

Цель проекта: формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

 Задачи проекта:

Образовательные задачи:

• формировать представления о традиционных русских праздниках

• осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Развивающие задачи:

• развивать познавательные интересы и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о русских традициях;

• создать пердметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

• познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у ребёнка ценностное отношение к окружающему миру, любви и привязанности к своей Родине, семье, дому, детскому саду.

Этапы реализации проекта

I этап – теоретический.

1. Выявление темы, выбор участников проекта

2 .Определение целей и задач

3 .Сбор и анализ литературы по данному направлению, определение источников информации

4 .Разработка и определение критериев оценки результатов

5 .Планирование деятельности реализации долгосрочного проекта

I I этап - организационно - практический

 Экскурсии ( к памятникам, и другим социально значимым объектам  города) .

 Игры. Беседы. Выставки. Просмотр презентаций. Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций. Чтение художественной литературы. Открытые мероприятия (занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря). в течении года воспитатели, воспитанники, родители

3 этап

Заключительный этап

Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества

Проведение НОД «Народные потешки», «Весёлая карусель» «Жили-были сказки»

Оформление стенда для родителей русские народные рецепты.

Проведение родительского собрания .

Направление деятельности по реализации проекта

Направление работы

 Содержание деятельности:

Работа с детьми

• интегрированные комплексные занятия;

• театрализованные представления;

• выставки, конкурсы ;

• презентации

• праздники, развлечения;

Работа с родителями

 • анкетирование;

• общие родительские собрания;

• групповые родительские собрания;

• консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные;

• выставки;

• конкурсы, викторины, выставки;

• наглядная информация; праздники, развлечения

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

• Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)

• Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

• Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

• Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

• Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Данный материал представлен для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей Бугульминского муниципального района Республики Татарстан...

«Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

    Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о кот...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Консультация для воспитателей «Народный праздник - как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям.»

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшест...

Проектная деятельность, как одно из средств приобщения дошкольников к физической культуре

В статье рассказывается о работе по проведению группового краткосрочного познавательно-игрового проекта в подготовительной к школе группе "Олимпийские надежды"...

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре

В дошкольном образовании задачи приобщения детей к национальной культуре определены образовательной областью «Художественное творчество», раздел «Декоративное рисование»: знако...