Организация психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников
консультация на тему

Штокова Надежда Петровна

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и дошкольного учреждения. Закон «Об образовании РФ», ФГОС ДО определили новый статус дошкольного учреждения как образовательного. Так, в законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

– изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

– группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

– составление программы совместных действий педагога и родителей;

– анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Анализ работы воспитателя с родителями в дошкольном учреждении часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

– воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

– содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцировано, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

– довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения. Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что заведующий детским садом, методист и педагог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

Вопросы психолого-педагогического просвещения родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Психолого - педагогическое просвещение родителей дошкольников

Рассматриваются формы психолого - педагогического просвещения родителей дошкольников....

Организация психолого-педагогического просвещения родителей дошкольников согласно ФГОС

Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничеваться только пропагандой педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные участники....

Организация психолого-педагогического просвещения родителей

"Организация психолого-педагогического просвещения родителей" представляет собой программу, состоящую из цикла встреч с группой родителей для проведения с ними бесед, упражнений, игр-тренингов....

Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями дошкольников с ОВЗ

Родители  стесняются проблем своего ребенка, излишне  опекают  его,  прячут от людей,не посещают  общественные, места, лишая его его жизненных  впечатлений. Ребенок...

Круглый стол для родителей "Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников в ДОУ"

22 сентября родители старшей и подготовительной групп приняли участие в мероприятии "Круглый стол " Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников в ДОУ". Учитель-логопед познакомил ...