Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы : "Моя родина. Город, в котором я живу."
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ковалева Надежда Алексеевна

Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы: "Моя родина. Город в котором я живу."  для старшей группы по программе  "От рождения до школы" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovaleva_n.a._fragment.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

ФРАГМЕНТ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕМЫ:  «Моя родина. Город, в котором я живу».

ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Познавательное развитие

Выполнила

Ковалева Надежда Алексеевна,

МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида»

                                                                                                                                    Калач, 2015

Пояснительная записка

Рабочая  программа по развитию детей старшей группы разработана на основе  основной общеобразовательной программой ДОУ, в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой (2014 г.), с учетом ФГОС ДО.  Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса  в старшей группе МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида».

Строится на принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми   и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 года до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка  от 5 до 6 лет.

Структура и содержание рабочей программы  учитывают принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.

Итоговые результаты освоения детьми   программы   раскрывают интегративные качества ребенка с ориентацией на целевые ориентиры ФГОС ДО.

ВЕДУЩИМИ ЦЕЛЯМИ  Программы являются:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

ЗАДАЧИ:

  • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
  • развивать познавательную активность кругозора, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей;
  • развивать детскую самостоятельную инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • развивать интерес к жизни своей семьи, детского сада, своего города; обогащать представление о людях, которые живут в городе, работают в нашем детском саду;
  • воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, к детскому саду, к городу; формировать чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.  

              Патриотическое воспитание.                                                          

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит   в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».   Д.С. Лихачёв.

        О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

        Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую  в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

        Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

        Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

        Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная», - Ж. Ренар.

Чувство Родины… Оно  начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

        Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

       Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции. Общественные события и т.д. причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть ярким, образным, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Тема недели: «Моя родина. Город, в котором я живу»

Приоритетная  деятельность: познавательное развитие.

Цель: Формировать представления о своей стране, родном городе .

Задачи: 

  • расширить представление детей о Родине малой и большой;
  • познакомить с историей названия города;
  • формировать представления о труде земляков;
  • прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой;
  • развивать у детей речь,  память, мышление, умение составлять рассказ по картине;
  • привлечь родителей к участию  в мероприятиях группы.

Планируемые результаты образовательной деятельности:

  • желание узнать историю родного города;
  • использование  речи для выражения мыслей;
  • развитие интереса к  народному творчеству;
  • умение видеть красоту родного края.

Дни недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями/
социальными партнерами

Поне-дельник

Двигательная в интеграции с игровой, познавательная.

Ходьба и бег по кругу, упражнения в равновесии и прыжках, упражнять в лазанье на гимнастическую стенку.
П/и «Веселые ребята».
Ситуация
«Гость из другого города». Знакомить с достопримечательностями города.

Утренняя гимнастика.
Пальчиковые игры.
Беседа на тему «История образования города». Физминутка«Мой город». Рассматривание фотографий с видами города.
Д/и «Что вы видите вокруг».
Чтение стихотворения «Родина» З.Александровой.
П/и «Ровным кругом».

Пальчиковые игра «Я хочу построить дом». Упражнение для развития равновесия стойка на гимнастической лестнице на носочках.
Д/и «Скажи наоборот».

Размещение на доске творчества фотографий с видами города, карта района, инвентарь из уголка физического воспитания.

Поискать

совместно с детьми пословицы и поговорки о родном крае. Рассмотреть фотографии или совершить прогулку с ребенком по интересным, красивым местам Калача, посетить Краеведческий музей.

Вторник

Коммуникативная, познавательная, речевая

Чтение стихотворения И.Векшегоновой
«Мой край».
Беседа на тему
«Чем богат наш город».
Рассматривание и описание репродукции картины И.Шишкина «Рожь».
П/и «Медведь и пчелы».
Рассказ детей
«Кем работают мои родители».
С/р игра «Магазин».

Утренняя гимнастика.
Пальчиковые игры.
Закрепление знаний о профессиях.
Отгадывание загадок на эту тему.
Д/и «Чей инструмент». Упражнять в образовании глаголов (строитель – строит, учитель – учит и т.д.).
Чтение рассказа И.Токмаковой
«Пряничные человечки».
П/и Ровным кругом.

Упражнения в нахождении заданного звука в начале, середине и конце слова.
Д/и «Найди соответствие».

Фотографии города, карточки для дидактических игр с изображением людей разных профессий.
Худ. литература стихи, музыкальное оформление.

Потренировать ребенка составлять рассказ по картинке, используя изображения людей разных профессий.

Среда

Познавательно-исследовательская, конструирование, коммуникативная

Упражнять детей в счете до 10,
в сравнении предметов по форме и величине. Чтение стихотворения Я.Ралисса «Десяток».
Строить дома из геометрических фигур на столе. Спроектировать из получившихся домиков улицу
П/и «Светофор»

Утренняя гимнастика.
Пальчиковые игры.
Беседа на тему
«Название моей улицы».
Игра ситуация
«Незнайка потерялся».
П/и «Помоги Незнайке обойти все препятствия».
П/и «Что изменилось»

Рисование геометрических фигур.
Выделять общие признаки.
Д/и «На какую фигуру похоже»

Использование деревянных геометрических фигур, макет светофора, карточки для счета.
Рассматривание иллюстрации из серии «Новая улица» в уголке развития.

Выучить с ребенком адрес, закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Четверг

Познавательная в интеграции с изобразительной, развитие речи

Беседа о диких животных. Чем они отличаются от домашних.
Д/и «Кто лишний».
Игра с пением «Зайчик» (сл.Линчеса ,муз. Ю.Швядаса).
Д/и «Дорисуй хвост».
П/и «Хитрая лиса». Рисовать по задумке
тема: «Нарисуй своих любимых животных»

Утренняя гимнастика.
Пальчиковые игры.
Разгадывание загадок на тему «Домашние и дикие животные».
Составлять описательный рассказ по картинкам: лиса, волк, ёж, заяц.
Беседа «Какие животные обитают в наших лесах».

Поиграть в настольную игру «Накорми животных».
Д/и «Кто кем был»
Закреплять знания ребенка о животных и их детенышах.

Литература с иллюстрациями животных.
Карточки с изображением домашних и диких животных для дидактических игр.
Настольные игры.

Рассказать детям каким животным требуется поддержка, в зимний период и почему.

Пятница

Познавательная на основе музыкальной деятельности в интеграции с двигательной

Беседа «История появления слова «город»». Рассматривание и сравнение фотографий. Ходьба в колоне по одному, бег на носочках.
История образования нашего города, знакомство с традициями.
П/и «Карусель»

Утренняя гимнастика.
Пальчиковые игры.
Д/и «Назови профессию».
Д/и «Где чей инструмент»
Знакомство с народным творчеством во время путешествия на «Ярмарку».
Физкультминутка «Прогулка по нашему городу».
Знакомство с творчеством К.Ф.Юона. Рассматривание пейзажа «Русская зима».

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Привлекать внимание незаинтересованных детей, участием в играх и в беседах.

Музыкальная подборка «Кадриль» муз.Г.В.Свиридова «Метель», фотографии старого и современного города Калача.
Карточки для дидактических игр.

Подготовка и демонстрация фотографий и детских рисунков на выставке «Зимний Калач».

        

Итоговое мероприятие

Тема: «Город, в котором я живу».

Цель: Формировать интерес к родному городу, к людям, живущим рядом, к  малой Родине.

Задачи: Познакомить с историей названия города, развивать у детей речь, память, мышление, умение составлять описание увиденного на картине.

Ход занятия.

Вступительная беседа.

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что наша страна Россия очень большая. Как вы думаете, зачем я принесла карту? Что на карте обозначают эти точки? Почему точки разные – большие и маленькие?

 - Знаете ли вы, почему место, где живет много людей называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушивайтесь в это слово. В сказках, былинах город по – старинному называли град: Киев-град, Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом.

  • У каждого города, как и у человека, есть свое имя.
  • Как называется наш город

Чтобы познакомиться с историей появления нашего города, я предлагаю вам немножко попутешествовать во времени.

Демонстрация иллюстраций с видом древнего городища.

  • Куда же мы попали? Что это перед нами?
  • Это древняя крепость.

Вот так примерно выглядел и наш город в давние времена.

Со временем люди стали осваивать земли вокруг крепости, их жилища располагались по кругу и если взглянуть на них с высоты, то они напоминали огромный хлебный калач. Отсюда и название нашего города.

Демонстрация старинных фотографий с изображением изб и фотографий современных домов.

  • Из чего люди строили свои дома, и чем они отличались от нынешних.
  • Сравнение построек по фотографиям.

Основное богатство нашего края – это плодородная земля – чернозем. Поэтому всегда у нас процветали земледелие и скотоводство.

Все это способствовало развитию торговли, издавна наш город славился богатыми ярмарками.

Предлагаю заглянуть на одну из них.

Ребенок: Вот на улице веселье,

запестрели карусели

А народ, жужжит, как

шмель…

Ах, какая карусель.

Воспитатель: Ребята, приглашаю всех прокатиться на карусели.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели.
А потом-потом-потом, все бегом-бегом-бегом.

Бегут по кругу.

Тише-тише не спешите, карусель остановите.

Дети замедляют шаг, останавливаются.

Выбегает Петрушка:

  • Моё почтенье, добры молодцы, красны девицы!

Вот и я, привет мои друзья!

Играет «Кадриль»

Под музыку входят 4 коробейника с лотками (в лотках – фрукты, ведерки, игрушки, гребенки, платочки), обходят зал и останавливаются лицом к гостям.

Петрушка:

  • Тары – бары, растабары, есть хорошие товары

Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!

1-ый ребенок:

  • Яблочки садовые, яблочки медовые, груши, ананас – разбирайте про запас.

2-ой ребенок:

  • Ведерки дубовые, коромысла расписные!

Покупайте, выбирайте!

3-ий ребенок:

  • Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво приятно, для детей занятно.

4-ый ребенок:

  • Платки, гребешки, расписные петушки.

Небольшой расход, подходи, честной народ!

Воспитатель:

  • Весело на ярмарке, но нам пора продолжить путь.

Город наш развивался, в нем появлялись новые улицы, различные предприятия: маслозаводы, мельницы, железная дорога, а потом и хлебозавод, сырзавод, сахарный завод и другие.

Мы приближаемся на нашей машине времени к точке отправления, т.е. к нашему времени.

Ребята, а скажите мне, как называется человек, который

выращивает хлеб – хлебороб,

выпекает калачи, булки – пекарь,

делает сыр – сыродел,

строит дома – строитель,

работает на мельнице – мельник.

Давайте найдем каждому мастеру необходимый инструмент.

(Карточки для дидактической игры)

Предлагаю всем отправиться на прогулку по нашему сегодняшнему городу (физминутка)

  • Люблю по городу шагать, (шагают по кругу),

Люблю смотреть (изображают бинокль),

Люблю считать(шевелят пальцами),

Площадь – раз (останавливаются, загибают пальчики по одному, начиная с большого),

А дом торговый «Флагман» - два

Три фонтан – красавец

Четыре – «Юбилейный»

Пять – по парку я гуляю (загибают пальчики, начинают двигаться по кругу)

Шесть на стадион хожу, там с коньками я дружу (имитируют движение на коньках, руки за спину)

Семь – конечно детский сад (шаги на месте)

Сюда хожу пять дней подряд

Восемь – детская площадка

Здесь – качели и лошадка (подпрыгивание с переменой ног)

Девять – «Бантик» магазин

Много ярких там витрин (сжимать и разжимать кулачки)

Десять – это школа, дети!

Узнаешь там про все на свете (шаги на месте, развести руки в сторону)

Гуляя по нашему городу нельзя не заметить красоту природы. Фотографии нашей выставки напоминают пейзажи известных художников, таких как И.Шишкин и К.Ф.Юон.

Давайте рассмотрим одну из картин К.Ф.Юона «Русская зима».

Звучит музыка Г.В.Свиридова «Метель».

В зале появляется репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима».

Рассматривание картины.

Музыка стихает.

1-ый ребенок читает стихотворение:

  • Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит

2-ой ребенок:

  • Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

Воспитатель:

  • В этом пейзаже чувствуются народные основы. Юона всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях – будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство.

А теперь давайте рассмотрим фотовыставку «Зимний Калач» подготовленную вами и вашими родителями и полюбуемся зимними пейзажами нашего города.