Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группы
консультация (младшая группа) на тему

Шахова Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelno-_issledovatelskaya_deyatelnost.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

 с детьми младшей группы 

    Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

     Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

     Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность.

     Задачей исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

     Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности.

     Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

     Например: почему мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т.д.

    Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Создав соответствующую предметно-пространственную среду в группе и обеспечив необходимым оборудованием (ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки), мы начали проводить всевозможные игры - эксперименты.

     В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами.

     В группе проводили опыт. В чашку с землёй набрызгали воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь. Сделали вывод, что при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

     Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый).    Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

     Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик».

     Стараясь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек, рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями.

     В процессе работы дети ознакомились со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки. Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе.

     В процессе работы, играя с детьми, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.

     Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка).

     Именно поэтому, необходимо привлекать родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:

  • Родительский уголок
  • Беседы
  • Тематические консультации
  • Опросы, анкетирование

     Нацеливание родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

В ходе работы дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группы

НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Тарелочка из глины».  Цель.  Расширять...

Совместная партнёрская образовательная деятельность с детьми младшей группы (от 3 до 4 лет) по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Я и мое тело»

- Данное занятие поможет познакомить  малышей со строением тела,  активизировать мыслительную деятельность через решение проблемных ситуаций, бесед; закрепить: понятие «один...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшей группы «Волшебная водичка»

Конспектобразовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельностис детьми младшей группы   «Волшебная водичка»...

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....