Семинар для воспитателей "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей путем обращения к художественной литературе"
материал на тему

Толмачева Юлия Викторовна

Данный материал представляет собой вступительное слово старшего воспитателя на семинаре-практикуме, раскрывающий смысл поставленной темы и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_duhovno-nravstvennyh_kachestv.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар №1 (2015-2016 уч.гг)

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников

путем обращения к художественной литературе

Сегодня в нашей стране очень много говорят о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Проблема поднята не только на уровне школ и садов, но на уровне правительства, всего государства. С одной стороны причины актуальности ясны: возросла детская жестокость, телевидение, компьютеры демонстрируют жестокость и т.д. Но ведь нравственное образование  преподавалось всегда. Почему же этого было мало? Почему появилось сочетание «духовно-нравственное образование»? Чем духовно-нравственное отличается от морально-нравственного?

Большинство людей термин «Духовно-нравственное воспитание» понимают очень узко. Для многих – это просвещение народа в религиозном смысле (церковь, традиции и обряды и т.д.)

Для начала давайте разберемся, что такое духовно-нравственные качества. Назовем их: доброта, терпимость, любовь, великодушие, отзывчивость, милосердие, сострадание.

Давайте определим, что такое нравственность, нравственные поступки, а что такое духовность. Для начала, что глубже, духовность или нравственность? Духовность.

«Нравственность» – это когда человек знает, что такое хорошо, и что такое плохо и старается поступать хорошо. В данном случае наше сознание выбирает, когда и по отношению к кому совершить добро, нравственный поступок. Нравственность часто связана с нашей оценкой.

Духовность – это степень нашей любви не зависимо от нашего сознания.  

В качестве примера приведу два очень известных детских произведения.

Произведение, в котором ребенку дается информация о морально-нравственных и безнравственных поступках. Самый яркий пример – В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Строки:

Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо…

Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут, он хороший мальчик….

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят, он – плохой, неряха…

А теперь возьмем произведение Г-Х.Андерсена «Снежная Королева». После того, как Каю попадают осколки в глаз и в сердце, он становится злым, грубым, он губит выращенные с любовью розы, а Герда все равно его любит. Кай катает Герду на санках и специально делает так, чтобы она упала, смеется над ней. А она все равно идет его спасать.

Или сказка Аксакова «Аленький цветочек». Какими качествами обладает меньшая дочь Настенька: почтение и любовь к отцу, жертвенность, жалость чудищу, которого все боятся и никто не может полюбить.

От произведений духовного содержания веет добром.

Может ли человек совершать нравственные поступки, но не обладать духовностью? К сожалению, да.

Эту разницу надо почувствовать в себе, внутри. Мы очень много говорим детям о нравственности. Мы их учим, что такое хорошо, и что такое плохо. Но мы их мало учим духовности. Потому что это сложно, потому что мы сами духовно очень бедны. Но учить надо. Духовность развивается. Помните рассказ про хулигана- медвежонка, которому по велению дедушки нужно было набрать полный мешочек камушков: один камушек – одно доброе дело. В конце он приучается делать добрые дела, он научается видеть, кому нужна помощь.

Читайте детям добрые книжки, обсуждайте поступки героев и качества, проводите параллели с ситуациями из жизни детей.

Примеры детских произведений, которые учат добру, состраданию, милосердию.

Г-Х. Андерсен. Гадкий утенок. Снежная королева

Л.Н.Толстой. Рассказы для детей: «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун»

В.Катаев «Цветик-семицветик»

М.Зощенко «Галоши и мороженое» и др. рассказы.

В.Осеева. Рассказы

Б.Заходер. Рассказы «Серая звездочка», «Отшельник и роза» и др.

Оскар Уальд «Мальчик-звезда» и др.

Борис Ганаго. Рассказы

Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал

Ян Экхольм. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый.

Антоний Погорельский. Черная курица или Подземные жители.

А.Куприн. Чудесный доктор.

Задание воспитателям – дополнить этот список.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"

В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...

«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»

материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой....

Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В мире, полном современных технологий и инноваций, мы забываем о культуре общения, все реже встречаем взаимопонимание, мы разучились доброжелательно разговаривать, общаться, спорить. А ведь в «с...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»...

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...