план танцевального кружка "Лучики"
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Жерлицына Елена Ивановна

календарно-тематическое планирование кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tants_kruzhka_luchiki.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное  раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ определено через выбор приоритетного направления – музыкальное воспитание, которое занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.     Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами.

Базой данного курса являются программы «От рождения до школы»  и «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой.

Особый акцент в предлагаемой  программе сделан на взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в едином процессе , который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительному творчеству, а от него к «композиционному» творчеству в танце.

      Принципиальная особенность предлагаемой программы в том, что работа над выразительным исполнением начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

   Главная идея программы - научить детей осмыслить образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце.

  Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения.

           Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве. Такая форма занятий , где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные  способности ребёнка, создает разностороннюю творческую личность.

          Данная программа построена в соответствии с федерально-государственными требованиями подготовки воспитанников по музыкальному воспитанию.

1.1. Концепция программы.

В процессе  танцевально-ритмических занятий  формируются все психофизические процессы, развивается образно-пластическое взаимодействие через образное перевоплощение.

Формирование  танцевальных навыков и умений происходит в едином процессе знакомства детей с движением на протяжении всех этапов его освоении: от упражнения до сюжетного танца.

Досуговая деятельность способствует приобщению  дошкольников к                выразительным движениям в танце ,к образно-пластическому перевоплощению в игровых упражнениях и этюдах.

1.2 Актуальность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

В результате ежегодного опроса родителей  на предмет удовлетворенности услугами ДОУ из предложенных направлений  дополнительного образования родители отдают предпочтение физическому (45%) и художественно-эстетическому (43%) развитию.

Развивать творческое отношение к музыке необходимо прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, умение танцевать. Музыкально – ритмические движения включены в музыкальные занятия в детском саду, но их количество ограниченно

Кружок «Лучики» позволяет уделить больше времени постановке танцев выражающихся в совместном творчестве педагога и детей. В процессе постановки танцевальных композиций предлагать  идею танца, сюжет, детали и движения придумывать совместно, что способствует повышению творческой инициативы у детей.

Занятия в кружке «Лучики» развивает творческое воображение дошкольников и партнерское взаимопонимание. Способствуют укреплению здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие. Позволяют самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.

1.3. Цель программы:

Развитие творческих способностей, артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

1.4 Задачи.

1.5 Возраст детей

  Данная программа рассчитана на детей 4, 5, 6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей изменением психологической позиции и ощущением  дошкольниками «взрослости», желанием проявить  свою индивидуальность, творческие способности, самостоятельность в определении замысла движения.

1.6 Наполняемость кружка

От 8 до 15 детей

1.6 Продолжительность  реализации программы.

Программа рассчитана на год обучения детей от 4 до 5 лет. Дети посещают кружок по желанию. Кроме этого учитываются индивидуальные способности каждого ребенка.

1.7 Режим занятий.

   Занятия кружка проводятся 1раз в неделю.

Дни занятий кружка музыкальный педагог выбирает в зависимости от интенсивной учебной  нагрузки на детей, в соответствии с расписанием   основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю, но при реализации творческого замысла количество занятий регулируется индивидуально.

      Продолжительность занятий не более 20 минут. Гибкая форма организации детей, в досуговой деятельности, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками танцевальных движений. Состав группы танцующих детей не изменяется  т.к. необходима система занятий с постепенным усложнением танцевальных занятий.

1.8 Формы и методы реализации программы:

   В начале занятий рекомендуется проводить музыкальную разминку по слову или показу педагога. Комплексы разминок  педагог подбирает самостоятельно ,т.к методическая и музыкальная литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

      Формы и методы проведения занятий различны . Предусмотрены  такие  методы как:

 теоретические или словесные – беседы, диалоги с детьми о танцах , жанрах;

 практические - упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения, подготовка и проведение доминантных показов для зрителей;

наглядно–слуховой - представление музыкального материала ,разбор по форме, составление сюжета танца;

 наглядно-зрительный - показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции.

В течении года осваиваются разные способы детализации.

1.9 Ожидаемые результаты.

Занятия по программе «Лучики» будут способствовать:

1. раскрытию творческого потенциала ребенка:

- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.

- развитию воображения и фантазии.

2.развитию музыкальности:

- умению слушать и понимать музыку;

- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального    произведения.        

- развитию чувства ритма;

- развитию способности различать жанры и стили танцев.

3. Развитию двигательных навыков:

- умению точно исполнять танцевальные движения;

- действовать синхронно и выразительно в группе;

         - умению ориентироваться в пространстве;

- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.

4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:

- умению вести себя в паре ( пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);

- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.

       5.развитию психических процессов:

       восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.

   Учебно-тематический план

Краткое описание тем.

Тема занятий.

Содержание .

Время проведения .

«Лесные волшебники»

1-2 Вводное занятие. «Давайте познакомимся!» Знакомство с правилами танцевального кружка.

3-4 «Сказочные зайки» .

Учить передавать образы лесных зверей

в игровой ситуации.

Сентябрь.

«Урожай на грядке»

1-2 «Урожай собирай и на зиму запасай»

Инсценировка песен про урожай. Воссоздавать игровые образы овощей.

3-4 «Осенние подарки».

Освоение способов детализации. (Характера поведения персонажа).

Октябрь.

«Желтый коврик»

1-2 «Листики играют в прятки»

побуждение детей  к поиску выразительных движений и жестов ,передающих «переход» из одного состояния в другое.(образ смены погоды , дождя, ветра)

3-4 «Виноватая тучка»

Находить самостоятельно образ при помощи выразительной пластики и музыки.  

Ноябрь.

«Зимняя сказка»

1-2 «Добрые и злые волшебники».

Знакомить  детей со способами воплощения образа  фантастического персонажа его  характером.

3-4 «Новый год у ворот».

Побуждение детей к поиску способов воплощения образов.(петрушки, гномы, снежной королевы)

Декабрь.

«Удивительное рядом»

«Зимние узоры».

1-2 Подводить детей к нахождении способов разыгрывания развернутого  сюжета.

Январь

«Мы спортсмены»

1-2 «Спорт, спорт, спорт.»

Закреплять умения и навыки музыкально-ритмических движений в построении различных фигур.

3-4 «Мы солдаты»

Разыгрывать не большой сюжет на военную тематику .

Февраль

«Бабушкин сундучок»

1-2 «Вечерняя сказка»

Освоение способов образов нежности, любви ,взаимопонимания .

3-4 «Весенняя телеграмма»

Побуждать детей к поиску образов пробуждения природы ото сна.

Март

«Солнышкино платьице»

1-2 «Волшебные цветы»

Подводить детей к движениям изображающие видоизменения внешнего облика персонажа.(цветы увядают,оживают и т.д.)

3-4 «Мир вокруг нас».

Развивать выразительность исполнения детьми движений и «игровой »сценки в целом.

Апрель

«Веселая карусель»

1-2 «Навстречу к солнышку»

Освоение элементов эстрадного танца. Постановка творческого  танца при индивидуальной импровизации.

Май.

Перспективное планирование.

СОДЕРЖАНИЕ

работы по развитию творческих проявлений детей 4-7 лет

в музыкально-ритмических движениях.

Ребёнок должен неплохо представлять себе, для чего он разучивает цикл специальных упражнений, таких сложных и непонятных на первый взгляд. А нужны они для того, чтобы выразить в танце эмоции, передать настроение и движение.

В музыкальных играх дети также создают определённый образ и передают разнообразные чувства.

Музыкально-ритмическая  деятельность  развивает в ребёнке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности.

У детей дошкольного возраста недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, не точно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Поэтому моя задача – развивать органы чувств и сенсорные умения.

Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если танец или игра разучиваются сразу, без предварительной подготовки, то есть без овладения танцевальными навыками.

           Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении навыков. Это пробуждает у детей интерес к занятиям.

Музыкально-ритмические навыки

(программное содержание)

Навыки выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии

Упражнения

1. Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко-умеренно-тихо, громче-тише), регистрами: высокий, средний, низкий.

2. Слышать и отмечать в движении сильную долю такта (хлопками), менять движение в соответствии с формой музыкального произведения.

3. Различать малоконтрастные части музыки.

4. Двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.

5.Различать части и фразы произведения, динамические оттенки и передавать их в движении.

6. Передавать хлопками простой ритмический рисунок.

7. Чувствовать в музыке переход от умеренного темпа к быстрому или медленному темпу.

8. Самостоятельно различать темповые изменения в музыке и отвечать на них движениями.

9. Самостоятельно начинать движения после вступления.

10. Менять движения со сменой частей, музыкальных фраз.

11. Выразительно. Ритмично передавать движения с предметами (мячом, кубиком, лентой), согласовывая их с характером музыки.

1. Фигурная маршировка: движения по кругу, по линиям, по диагонали.

2. Упражнения на развитие ориентации: поворот вправо, влево; построение в колонну по одному, по два в движении, на месте; построение в шеренгу; построение в круг, расширение и сужение круга; положение в парах.

3. Ходить и бегать ритмично, ходить спокойным шагом, бодрым шагом.

4. Ходить на полупальцах и на пяточках.

5. Легко, свободно выполнять прямой галоп.

6. Развивать навыки пружинящего движения.

7. Закреплять умение выставлять ногу поочерёдно на носок и на пятку.

8. Упражняться в спокойном шаге, шаге с высоким подъёмом ног, лёгком подскоке, в лёгком, более широком беге.

9. Повторять прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

10. Самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки; сужать и расширять круг; соблюдать расстояние между парами (или тройками), двигаясь по кругу.

11. Добиваться непринуждённых, плавных движений рук.

12. Упражнения на развитие мышечного чувства: сгибание кистей рук вниз, вверх, отведение их вправо, влево, круговые вращения; те же движения, но постепенно; напряжение и расслабление мышц рук и ног; упражнения для ступней: подъёмы, отведение от себя, к себе.

13. Танцевально-тренировочные упражнения: разучивание позиций рук и ног. Положение рук – на поясе, за платье (у девочек). Поднимание рук из подготовительного положения в , позиции и обратно. Постановка корпуса, головы. Поворот вправо, влево. Повороты и наклоны головы. Полуприседание по  позиции. Подъём на полупальцах по  позиции.

14. Приставной шаг с полуприседанием.

15. Ритмично, выразительно двигаться прямым галопом.

16. Кружиться на подскоке в парах.

17. Мягкий пружинистый шаг.

18. Элементы народных и бальных танцев.

19. В играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу; придумывать или выбирать движения в соответствии с характером музыкального произведения.

20. Творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.

21. Высокий бег.

22. Двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами.

23. Свободно ориентироваться в пространстве.

24. Переменный шаг.

1. Пружинящие движения. Навык пружинящих движений важен для правильного бега, прыжков, подскоков и других плясовых движений.

2. Пружинящий бег в парах. Двигаемся ритмично, кружимся в парах на бегу.

3. Передаём в движениях смену частей музыкального произведения.

4. Движение рук. Качаем руками под музыку плавно, непринуждённо.

5. Ходьба под марш. Задачи: самостоятельно начинать и заканчивать ходьбу с началом и окончанием музыки. Шаг – ритмичный, бодрый, чёткий.

6. Спокойная ходьба.

7. Учимся передавать движением смену динамики музыки. Музыкальное сопровождение – любая песенка. Куплет: дети маршируют с вытянутыми носочками, припев – подскоки.

Идея смены динамики понятна детям – смена куплета и припева.

8. Шаг и бег (самостоятельная смена движений в соответствии со сменой частей музыки).

9. Менять движение в соответствии с формой музыкального произведения; например: allegro – хлопают на сильную долю такта, adagio – кружась, в такт поднимают ручки.

10. Упражнение с лентами.

11. Бег с лентами.

12. Упражнение с мячом. Передавать мяч по кругу на сильную долю такта. Подбрасывать мяч вверх и ударять о пол, согласуя движения с музыкой.

13. «Зайчики». Произвольно во всех направлениях. Имитируем зайчика (руки).

14. Поскоки в парах. Выполняя поскоки, развиваем умение передавать ритмический рисунок хлопками, притопами. Шаг лёгкий, пружинящий.

15. Прыжки. Тренируемся в исполнении простого прыжка и прыжка с приседанием.

16. Хлопки. Сначала 1 хлопок на 1 четверть. Динамика музыки изменяется – хлопки на одну восьмую.

        В этом  возрасте появляется возможность выполнить более сложные по координации движения, возрастает способность передачи  тонких особенностей и деталей образа, возрастает способность тонко чувствовать музыкальные произведения, средства музыкальной выразительности и передачи их в движении. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

        Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.

        Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

        Исходя из этих особенностей, основными этапами работы с детьми будут следующие:

 Раздел занятия

Основной (базовый) компонент

Музыкальный репертуар

Сентябрь – ноябрь

1.Разминка

(3-5 мин)

2.Упражнения и

танцевальные  

движения

3. Танцы

4. Игры

Хороводный шаг, оттягивая носок.

Кружение на носочках с поднятыми вверх руками

Кружение в парах звёздочкой на беге, пружинящий бег в парах.

Боковой галоп вправо-влево

Выставление ноги вперёд на пятку, назад на носок, тройной перетоп.

Выбрасывание прямых ног с выставлением на носок.

1. «Весёлые путешественники»

2 «Пусть бегут неуклюже » В. Шаинский

3. «Чебурашка» В. Шаинский (р.м.45)

 

«Сударушка» р.н.м.

«Добрый жук»

«Антошка»Михайлова,Шаинский

«Полянка» р.н.м.

« Старинная полька»  (р.м. флешка)

1. «Упражнение с осенними листьями»

  М. Легран (р.м.83)

2.  «Танец с зонтиками» виноватая тучка.

3.  «Весёлые пары» на песню «Четыре таракана и сверчок»

4.  «Калинка» р.н.п. .

5.  «Танец колокольчиков» П.Чайковский

6. «Вальс» Сборник «Ритмика»24

1. «Птички и ворона» А. Кравцович (р.м. 54)

2. «Будь ловким» Н.Ладухин (от музыки к движ. вып. 3 стр. 6)

3. «Кто скорей ударит в бубен» Л. Шварц (от м.к дв.№3 – 7)

Декабрь – февраль

1. Разминка

2.Упражнения и танцевальные движения

3. Танцы

4. Игры

Приставной шаг.

Скрестный шаг, ноги параллельно.

 Присядка полная и пружинка.

Плавные движения рук в разных позициях с лентами и без.

Бег с лентами.

Подскоки на месте и с продвижением.

Шаг польки.

1. «Вместе весело шагать» В. Шаинский (р.м. 67)

2. «Белые кораблики» В. Шаинский (р.м. 55)

3. «Карусельные лошадки»

«Светит месяц» р.н.м. (р.м.)

«Озорники» (р.м.)

Вечерняя серенада» Ф. Шуберт (р.м.)

«Песенка о лете» Е. Крылатов (флешка)

1. «Танец с лентами »

В. Шаинский  «Облака»

2. «Танец снежинок и вьюги»

3. «Танец моряков» О. Газманов (р.м.148)

4. «Птичка польку танцевала» А. Рыбников (р.м.90)

5. «Танго» В. Мюллер .

6.Танец  «Звездочек-льдинок»

1.  «Козочки и волк», музыка из к/ф «Звуки музыки»  (р.м. 62)

2.  «Волшебный весёлый бубен» укр.н.танец «Катерина» обр. Т. Ломовая .

3. «Ты катись, весёлый мячик» (поём, играем, танцуем – 194)

4. «Встали вкруг»

Март - май

1. Разминка

2.Упражнения и танцевальные движения

3. Танцы

4. Игра

5. Развлечение в конце квартала.

Галоп прямой.

Боковой шаг с притопом.

Переменный шаг, шаг с притопом на месте.

«Дробушки», дробный шаг.

«Дробушки» в паре. Кружение «лодочкой».

Упражнение с мячом

 

1. «Марш» Г. Свиридов (р.м. 57)

2. «Кузнечик» В. Шаинский (р.м.49)

3. «Чунга-чанга» В. Шаинский (р.м.59)

«Едем к бабушке в деревню» грузинская песня  (р.м. диск №1)

«Из-под дуба» р.н.м. обр. Н. Метлова (там же)

«Полька» П. Чайковский (музыка и движение подг.гр.- 106)

1.«Мы музыканты» русская пляска.

2.«Вальс» Е. Доги (р.м.87)

3.«Пластический этюд »

4. «Танец Кукол и Мишки»  Д. Кабалевский (р. м. 71).

5. «Старинная полька» музыка старинной русской польки .

1. «Найди свой предмет» латв. нар мелодия обр. Г. Фрида (музыка и движение ст.гр.-100).

2. «Гори ясно» р.н.п.обр. С. Бодренкова (музыка и движение п.гр. 131)

3. Повторение раннее выученных игр.

«Искатели клада навстречу  к солнышку»

           Помимо  основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

          Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.

  • Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:
  • Баба-Яга
  • добрая волшебница
  • злая фея
  • снежинки
  • звездочки
  • механическая кукла
  • Детям предлагается освоить несколько композиционных построений:
  • три колонны
  • из колонны в два круга
  • звездочка
  • змейка
  • движение по диагонали
  • сужение и расширение круга
  • круг в кругу

             Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

             Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.

Список литературы:

1.Ломова «Музыка и движение»Москва.1984

2.А.А.Потапчук  ,Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников»Сп-б 2002г.

3.Раевская «Музыкально-двигательные упражнения»Москва. «Просвещение» 1991г.

4.Бекина С.И.,Ломова  «Музыка и движение» подг.группа.1983г.

5.Ветлугина «Музыка в детском саду»1985г.

6.Бырченко.Т.,Франио Г.,  «Хрестоматия по ритмике»  Москва. 1991г

7.М.А.Михайлова.,Н.В.Воронина  «Танцы игры упражнения для красивого движения».

8.П.И.Чайковский.  «Детский альбом»

9. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду»

10.Горшкова «От жеста к танцу».

11.Е.П.Иова  «Утренняя гимнастика под музыку»

12.З.Роот «Музыкальные сценарии для детского сада ,танцевальные движения» Москва      

   2006г.

13.Н.О.Березина,О.Е.Веннецкая «Успех»методические рекомендации.Москва 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План танцевального кружка "Огоньки"

Перспективный план танцевального кружка  для второй младшей группы детского сада....

Перспективный план работы Танцевальной группы для детей старшего дошкольного возраста «Танцевальные ритмы».

Всестороннее развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности....