РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ) "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Редкозубова Людмила Сергеевна

Родительское собраие во 2 младшей группе в виде игрового тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_2_mladshaya_21_maya.docx48.72 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком?»

Форма проведения: игровой тренинг

Дата проведения: 21.05.2015г.

Участники: родители, воспитатели

Предварительная работа: изготовление красных и синих ладошек, буклетов, видеоролики с интервью детей, таблица ответов родителей для интерактивной игры, конвертики - секретики с ответами детей к интерактивной игре.

Цели: Дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.

Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.

Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.

Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

ХОД

Повестка дня:

  1. Умеете ли вы общаться с вашим ребенком.
  2. Подготовка учреждения к новому учебному году.

1. Приветствие «Ладошки»

Каждый родитель получает «ладошки» из картона (красную и синюю).

Ведущий. В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать как можно большее число людей с помощью этих ладошек. Красный цвет — делюсь хорошим настроением, доброй энергией, синий — я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.

Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный — да, синий — нет:

— Готовы ли вы работать в форме игры?

— Готовы ли вы сотрудничать во время игры?

Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки.

  1. Разминка «Общение детей и родителей в лицах» 

Ведущий. Отвечая на вопрос, нарисуйте на общем листе ту пиктограмму, которая подходит для вашего ответа.

— С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

— С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

— Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Обсуждение:

— Каких пиктограмм больше?

— Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?

— Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы?

ВЫВОД: Несмотря на то, что мы часто бываем усталыми, раздражительными, мы должны общаться с ним доброжелательно, т.е. соответствовать первой пиктограмме и тогда в большинстве случаев ребенок будет вам улыбаться.

3. Сообщение темы занятия «Слово ведущего».

Ведущий. ТЕМА НАШЕЙ ВСТРЕЧИ  «Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком?»

Что такое общение? Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторые родители жалуются на занятость и нехватку времени для общения с детьми.

Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» - говорил А.С. Макаренко. 

Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

Стили общения родителей с детьми. Ошибки в воспитании

Общение родителей и детей - важнейшее действие, которое способно сплотить семью или же разрушить ее. Причем многие родители даже и не догадываются, что они придерживаются неправильного стиля общения со своим чадом. Оказывается, что навредить ребенку может не только враждебная настроенность родителей, но и их либерализм.

На сегодняшний день существует и описано множество стилей общения родителей с детьми, рассмотрим самые распространённые.

  1. Вседозволенность или попустительство.

Девиз: "Если очень хочется, то можно."

При таком стиле, как правило, желаемое ребёнок получает посредством: "Дай!", "Хочу!" и всё это может сопровождается истериками и капризами. И в этом ребёнка нельзя винить, просто он не знает иного стиля общения. В конечном итоге, при таком попустительстве и отсутствии дисциплины ребёнок не может вырасти в зрелую личность, потому что он не знает слова "Надо!". В саду и школе ребёнок конфликтен, упрям и эгоистичен. Такое воспитании не даёт ему в полной мере адаптироваться в коллективе и овладеть всеми прелестями человеческого общения.

  1. Отчужденность. 

Девиз: "Я не вижу и не слышу тебя."

В таких семьях родители просто "не видят и не слышат" или "не хотят видеть и слышать" своих детей. Ребёнок всеми способами игнорируется и предоставлен практически полностью сам себе. Отвержение, одиночество и понимание, что он никому не нужен в собственной семье формируют несчастного, обиженного, замкнутого, а зачастую и агрессивного человека.

  1. Гиперопека. 

Девиз: " Муси-пуси и не важно, что тебе уже 18 лет."

Стиль, который подразумевает неосознанное лишение ребёнка всякой самостоятельности и развития (моральной, физической, психологической, социальной). Один или оба родителя полностью растворяются в ребёнке, живут его жизнью и верят в то, что их ребёнок необычен и уникален, совершенно не видя его поражение и ошибки.  В такой семье дети вырастают инфантильные и ведомые, не берущие на себя ответственность. Они выбирают в жизни себе таких людей, которые будут вести и направлять их, помогать им, которым они смогут подчиняться и за которыми смогут спрятаться.

  1. Диктаторство. 

Девиз: "Я так сказал и точка!"

Подразумевает жёсткое, иногда грубое обращение с ребёнком, игнорируется и не уважается всякая инициатива ребёнка, его желания, допустимы физические наказания за непослушание и несоответствие желаемой родителем модели поведения. Неправильно будет утверждать, что ребёнка не любят в таких семьях, но эта любовь выражается довольно сдержанно, иногда жестко. Как правило, из таких семей в общество выходят либо неуверенные в себе и запуганные люди, либо авторитарные и агрессивные люди. Последствия таких взаимоотношений с ребёнком видны уже в детском саду и школе в его отношениях со сверстниками.

  1. Уважение. 

Девиз: "Я уважаю и ценю тебя."

В такой семье ребёнка уважают, ценят и любят, с раннего возраста принимают как самостоятельную личность. Родители уважают и поощряют его индивидуальность и все ее проявления, играют с ребёнком, объясняют, отвечают на его вопросы, разговаривают с ним на интересные для него темы. При таком стиле не поучают и не приказывают ему, а направляют, предоставляя свободу выбора. Из такой семьи вырастает целостный человек, которому присуща ответственность, самодисциплина, рассудительность, уважение и чувство долга перед другими людьми.

Родителям предлагается игра – импровизация, где родители импровизируют по каждому стилю общения. Выбирается два родителя – мама и ребенок или папа и ребенок.  Предлагается ситуация – ребенок просит у мамы купить мороженое.

Итак, Вы ознакомились с основными стилями общения с ребенком. Сделайте для себя вывод, какой стиль является самым оптимальным?

        Конечно же, последний  - уважение. А теперь проанализируйте себя, свой способ общения со своим ребенком. Проанализировали? Что же отлично, если оказалось, что в вашем стиле воспитания есть погрешности, не расстраивайтесь, все можно исправить. Любите ребенка такого, какой он есть, уважайте его - ведь он такая же личность как и Вы. И будет в вашей семье мир и любовь.

Ведущий. Как вы считаете, как нужно общаться с ребенком?

Быть выше его

Быть наравне

Быть ниже его

Вывод: конечно, чаще всего нужно общаться наравне, смотря глаза в глаза, а в некоторых ситуациях быть выше его.

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, как вы учите своих детей правильно общаться? Каким нормам и правилам вы придерживаетесь при общении?

Чему нужно учить детей в общении?

  1. Учить называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы».
  2. Использовать в речи вежливые слова.
  3. Прививать умение говорить, сохраняя спокойный тон.
  4. Говорить вежливо, доброжелательно и уважительно.
  5. Младшие должны приветствовать первыми.
  6. Нельзя вмешиваться в разговор взрослых и перебивать. А уж если захотелось что-то сказать или спросить нужно спросить разрешения.

4. Игровое упражнение «Закончи выражение, мысль».

Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают, передавая друг другу мяч, например:

«Общение с ребёнком – это …»;

 «Родители через диалог с ребёнком дают почувствовать ему …»;

«Ребёнок для меня …»;

«У моего ребёнка есть недостатки, но …»

Резюме: общение с ребёнком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ Я, самооценка.

5. Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ».

Давайте рассмотрим ситуации и найдем для них правильное решение, реакцию.

Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

«Сколько раз я тебе говорил (а), как надо играть!»

 «Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место».

«Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!»

Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребёнок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

«Не сейчас: видишь, я работаю» .

«Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.»

«Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь и мы обязательно поиграем» .

Ситуация 3. Ребёнок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

«Вечно ты приходишь с улицы как поросёнок!»

«Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты … !»

«Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным» .

Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребёнок то и дело прерывает вас: «Мама (папа), пойдём!» Ваша реакция?

«Ты что, не видишь, я с тётей разговариваю!»

«Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают».

«Не мешай нам разговаривать!»

Вы предложили множество вариантов. Давайте выберем оптимальный.

Вывод: одна из лучших техник общения является «Я-выражение»: в отличие от «Ты -выражения» оно не оскорбляет и не унижает ребенка

6. Упражнение «Мой ребёнок самый лучший».

Предлагается похвалить своего ребёнка.

Каждый ребёнок индивидуален и неповторим, имеет свои особенности. Давайте любить и принимать детей такими, какие они есть.  

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.  

Можно осуждать поступки ребёнка, но не его чувства.

 Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в его неприятие.

Мы предлагаем вам буклет, где вы найдете различные способы как похвалить ребенка, узнаете о рецепте основных законах воспитания, секретах и принципах общения с вашим ребенком.

7. Интерактивная игра «Верно - неверно» 

В наш современный век очень популярны интерактивные игры, в которые любят играть и взрослые. Мы тоже поиграем в такую игру, она называется «Верно – неверно». Эта игра продемонстрирует нам, насколько хорошо родители знают своих детей.

Перед вами таблица. Заполните ее. Запишите, какая, по вашему мнению, любимая игрушка, еда, любимый мультфильм, друг у вашего ребенка.

А теперь посмотрим совпадают ваши ответы с ответами детей (видеоролики)

8.Рефлексия

Ведущий. Я предлагаю вам проголосовать, оценив свое участие в нашей встрече, показав цветную ладошку в соответствии с вашим выбором ответа:

«Обсуждаемые проблемы не интересуют меня» -

«Все происходящее сегодня в группе было мне очень интересно».

 ВОС-ЛЬ: Спасибо вам за родительскую активность и отзывчивость.

Правила эффективного общения родителей с детьмиhttp://special3.shkola.hc.ru/images/roditeli_i_deti.gif

При общении с ребёнком Вам помогут эти правила:

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание - игровой тренинг "О здоровье всерьез"

методическая разработка мероприятия с родителями в форме игрового тренинга, с участием детей, педиатора,едсестры и педагогов....

Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в группах для детей с общим недоразвитием речи

Подборка материала для проведения собраний учителя-логопеда в группах для детей с общим недоразвитием речи...

Родительское собрание с элементами тренинга на тему: "Общаться с первоклассником, как?"

Родительское собрание с элементами тренинга  на тему: "Общаться с первоклассником, как?"...

Родительское собрание «Игровая развивающая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

     Современные родители чаще в интернете ищут ответы на вопросы, как воспитывать и развивать детей. Но, несмотря на огромное количество там рекомендаций, на...

Родительское собрание "Безопасность детей на дорогах-забота общая"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно–транспортных происшествий являются сами д...

Родительское собрание на тему: «О РОЛИ ПРОГУЛКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА?»

Родительское собрание на тему: «О РОЛИ ПРОГУЛКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА?» ...