Эмпирическое исследование проблемы сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Филюкова Евгения Александровна

Статья про укрепление психоэмоционального здоровья детей дощкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Эмпирическое исследование проблемы сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей среднего дошкольного возраста

                                                                                   Е. А. Филюкова, воспитатель

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение – Центр Развития Ребенка - детский сад №84 города Орла

В настоящее время здоровье подрастающего поколения находится под пристальным вниманием и данный вопрос рассматривается наукой и практикой. Проблема психологического здоровья и эмоционального комфорта и благополучия стаёт сегодня особенно остро.

Проблема психологического здоровья разрабатывалась такими исследователями, как В.А. Ананьев, Б.С. Братусь, И.Н. Гурвич, Н.Г. Гаранян, А.Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б. Холмогорова и др.

Теоретической базой в решении данной проблемы являются труды И.В. Дубровиной, В.В. Давыдова, О.В. Хухлаевой, Г.С. Никифорова, Д.Б. Эльконина, О.М. Кошелевой, посвященные именно сохранению и укрепления психоэмоционального здоровья детей.

Детский сад – это особое место для каждого из нас, в самом юном возрасте оно становится для нас домом. Именно в детском саду, необходимо проводить специальную работу по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья дошкольников.

Экспериментальное исследование состояния проблемы сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей среднего дошкольного возраста в практике ДОУ мы проводили на базе  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение – Центр Развития Ребенка- детский сад №84 г. Орла, с детьми 4-5 лет.

Выбор возраста детей был обусловлен рядом причин.

Во-первых, возрастной период 4-5 лет является сензитивным для формирования психоэмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности [9].

Во-вторых, общеизвестен факт, что эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга и требует выхода, одним из механизмов которого является словесное оформление, то есть анализ эмоций с помощью речи. Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Однако словарь эмоциональной лексики детей среднего дошкольного возраста весьма ограничен. Следовательно, в усвоении назывной формы эмоциональных состояний и овладении формами их адекватного телесного выражения ребенку необходима помощь взрослого, выступающего в роли носителя этих форм [5].

В-третьих, зачастую воспитатели и родители делают акцент на интеллектуальное развитие детей в ущерб психоэмоциональному. Приоритет интеллектуального развития обуславливает обучение детей культуре сдерживания чувств еще до того, как они открывают для себя мир собственных и чужих эмоций. Это приводит к тому, что ребенок вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений [6].

Вышеизложенные факты определили проблему исследования: каковы педагогические условия сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей среднего дошкольного возраста?

Нами была выдвинута гипотеза о том, что сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей среднего дошкольного возраста будет осуществляться успешно при следующих педагогических условиях:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям посредством тренинговых упражнений, игр, пластических этюдов;
  • развитие дружеских взаимоотношений со сверстниками через игру и общение в повседневной жизни.

Для решения поставленных задач при выполнении работы  использовались следующие методы:

- анализ педагогической документации;

- анкетирование педагогов;

- беседа «Зазеркалье» с детьми 5-ого года жизни (Е.И. Изотова) [8];

- проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья» (Е.И. Изотова) [8];

- анкета по выявлению агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) [7];

- анкета по выявлению тревожности у детей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) [7];

- качественный и количественный анализ фактических данных.

В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые позволяют охарактеризовать состояние проблемы сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей среднего дошкольного возраста в практике ДОУ.

Как показал анализ педагогической документации, в средней группе целенаправленная работа по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья детей воспитателями не ведется. Однако ставятся близкие задачи: формирование гуманных взаимоотношений со сверстниками, умений оказания взаимопомощи и т.д. С этой целью проводятся беседы нравственно-этического содержания, обсуждение поступков детей, чтение художественных произведений, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры. Тематика и содержание мероприятий по решению поставленных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности довольно разнообразны. Однако в повседневном общении с детьми решение задач, связанных с сохранением и укреплением психоэмоционального здоровья дошкольников, не планируется.

Анкетирование педагогов группы показало, что оба воспитателя считают необходимым уделять внимание вопросу сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья детей, начиная с первых дней посещения ими детского сада, то есть с 2-3 лет. В качестве основных форм и методов работы с детьми 4-5 лет воспитатели указали занятия с педагогом-психологом из цикла «Мир эмоций», «Учимся общаться», решение проблемных ситуаций, обсуждение поступков детей в повседневной деятельности (например, разбор конфликтов между детьми), а также чтение художественной литературы. На вопрос о том, испытывают ли педагоги трудности в решении поставленной задачи, педагоги ответили утвердительно. В числе основных трудностей назвали отсутствие методической литературы. В целом, можно утверждать, что в данной группе работа по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья средних дошкольников педагогами группы ведется недостаточно эффективно, преимущественно в процессе Непосредственно Образовательной Деятельности. Педагоги перекладывают решение данной проблемы на психолога, при этом не устанавливают преемственность с данным специалистом. Следует также подчеркнуть полное отсутствие внимания со стороны воспитателей к тревожным детям, а также недостаточно серьезное отношение к агрессивным дошкольникам. В основном, педагоги реагируют на ярко выраженные проявления детской агрессии (конфликты в общении со сверстниками, играх), но не планируют и не проводят работу по ее профилактике.

Анализ результатов диагностики детей показал, что у 27% дошкольников выявлено оптимальное состояние психоэмоционального здоровья, у 40% детей - удовлетворительное, у 33% опрошенных - неудовлетворительное.  

В целом, следует отметить, что 60% детей знакомы с эмоциями радости, страха, злости и удивления. 27% добавили к этому списку удивление, грусть. Характерно, что все дошкольники довольно убедительно изображают радость и грусть, но испытывают сложности при изображении страха, боли, удивления. Никто не смог изобразить стыд. Дошкольники верно определяют причины, способствующие переживанию человеком тех или иных эмоций. Например, «Стыдно бывает, когда натворил что-то плохое. Например, разбил вазу или съел конфету, хотя мама не разрешила», «Страх это, когда ты чего-то боишься или тебя кто-то напугал. Вот меня недавно Димка напугал. Как выпрыгнул из-за двери, я аж вздрогнул и подпрыгнул», «Человек может удивиться чему-то новому. Например, подарку, который он очень хотел на день рождения, или какой-то новости».

В ходе оценки степени агрессивности дошкольников выяснилось, что в группе имеются 2 крайне агрессивных мальчика. Их агрессия выражается в частых инициативных целенаправленных действиях физического характера по отношению к сверстникам в течение дня: разрушение детских построек, разбрасывание игрушек, в которые играют ребята, стремление отнять понравившуюся игрушку, ударить ребенка в случае неподчинения, смех над сверстником, испытывающим дискомфорт (упал, стукнулся и др.).

В ходе диагностики тревожности детей выяснилось, что у 20% дошкольников (3 чел.) высокий уровень тревожности. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Они ищут поощрения и одобрения взрослых во всех делах.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по сохранению и укреплению психоэмоциального здоровья детей 5-ого года жизни.

Список литературы

  1. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья / В.А. Ананьев. - СПб. : Питер, 2008. – 327с.
  2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин, - М.: Издательский центр "Академия", 2000.- 192 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович, - М., 2000. - 456 с.
  4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития. СПб - М. - Харьков - Минск, 2001, 126с.
  5. Герцен, А.И. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / А.И. Герцен, - СПб.: Питер, 2004. – 130 с.
  6. Гиляка, Л.В. Проектирование комфортной и гармоничной развивающей среды в ДОУ/ Л.В. Гиляка // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - № 2. – 112-117 с.
  7. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.Н. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2009. – 212с.
  8. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е.В.  Никифорова, - М.: «Академия», 2004.- 288с.
  9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. – 2010 - 374 с.
  10. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Изд. «Владос», 1995.-296с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

         Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью.  Так с введением  ФГТ  особое место отведено здоровью дошкольн...

"Формирование культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника".

Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности ...

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Презентация на тему: "Формирование у детей среднего дошкольного возраста мотивации к укреплению и сохранению здоровья"

В данной презентации показаны  здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ДОО....

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена обобщению практики  дошкольных образовательных организаций по применению учебных исследований как метода формирования природоведческих знаний у детей среднего дошкольного возраст...

Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста

Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...

Презентация на тему: "Формы работы по укреплению физического здоровья детей младшего дошкольного возраста"

В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест: сохранение и укрепление прихического и физического здоровья детей, формирование начальных представлений о здоровом обр...