Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посещение мини-музея "Изба"
план-конспект занятия на тему

приобщение к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dlya_roditeley.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 №Светлячок»  г. о. Троиц г. Москва

Конспект НООД на тему:

«ПОСЕЩЕНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ « ИЗБА»»

по образовательным областям «Речевое развитие»,                          « Познавательное развитие», « Художественно - эстетическое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

 Составила и провела: воспитатель Жукова Т.Н.

Цель: знакомство детей с жизнью и  бытом русского народа,

приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:  

продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи,  с предметами русского быта ( печь, прялка, зыбка и т.д.); с бабьим кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились : ухват, кочерга, чугунок, горшок, сито, самовар, крынка; ( познавательное развитие)

уточнить знания детей предметов русского народного костюма (панева, сарафан, рубаха, фартук) и головного убора (кокошник)

обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; (речевое развитие)

активизировать словарь детей по теме; (речевое развитие)

воспитывать интерес к истории и традициям своего народа, любознательность, расширять кругозор детей; (познавательное развитие )

Воспитывать в детях доброту,  желание и умение взаимодействовать со сверстниками  (социально-коммуникативное развитие)

Ход НООД.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

- Милости просим, гости дорогие!

 Приглашаю с поклоном (Дети кланяются хозяйке)

- Изба моя красивая, светлая,   теплая.

- Напомните мне дети, кому отдавали поклон люди, входя в избу.

( хозяйке-выражали свое уважение , огню (печке), красному углу)

-Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)

-Как мы себя чувствуем дома?

- Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А где в стародавние времена люди строили свои дома?

(Строили свои дома около водоема и леса. Чтобы можно было ловить рыбу , охотиться и строить жилища. )

-Почему, избы и все в них раньше делали из дерева?

 (Других материалов не было, а дерево лёгкое, прочное, хорошо сохраняет тепло: из дерева можно сделать нужные и красивые предметы. Славились своим мастерством плотники - строили избы, повозки для лошадей, деревянную мебель, посуду, деревянные игрушки.)

Пословицы  и поговорки:

«Умелые руки не знают скуки».

«Недаром говорится, что дело мастера боится».

«Каков мастер, таково и дело».

«Где хотенье, там и уменье».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Всякое дело мастера боится».

Скороговорка.

«Егор шёл через двор,

Нёс Егор с собой топор-

Егор шёл чинить забор»

- Ребята, как вы думаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

« Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают - глотает»

(Печь)

- Правильно. Это печь. Почему, когда входят в избу, кланяются печке?

(Печь - сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали дети и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка – деревенская кормилица.)

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.)

Динамическая пауза.

« Мы печем отличные,

Пирожки пшеничные.

Тесто в миске замесили,

Посолить мы  не забыли.

Тесто скалкой раскатали.

Взяли ложку творога.

Пирожок к пирожку.

Ну-ку печка, дай пирожкам местечко!»

- Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

-Как вы думаете, где находиться у нас в избе « бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина – хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила,  там же на крюке, забитом в потолок, висела зыбка  ( (колыбелька) для самого маленького в семье.

- Мы громко говорили и малыша разбудили. Кто споет колыбельную песенку? (ребенок поет песню)

- А сейчас я буду загадки загадывать, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

« Выпускает жаркий пар

Древний чайник….» (самовар)

-Как можно было узнать, что хозяева ждут гостей?

(Если самовар стоит у ворот, значит, хозяин ждёт гостей)

« Хлебом, солью всех встречаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем»

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с мёдом, пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

-в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже ходили со своей ложкой. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами поиграем на ложках и попробуем потанцевать под народную музыку.

Дети, играя на ложках, выполняют танцевальные  движения.

 «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и ни когда не бился.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватить - отдаёт,

А сам в угол идет» ( ухват)

Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке.

« Черный конь скачет в огонь» (кочерга)

«Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги» (стол)

« Три братца пошли в воду купаться,

Двое купаются,

А третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли» (Вёдра и коромысло)

« Чтобы тесто раскатать,

Её нужно с полки взять.

 Деревянная она

И хозяйкам всем нужна» (скалка)

Печь топится, пироги пекутся. А мы поиграем в игру «Чучело».

Наш Домовенок  Митроша приготовил нам  угощенье и чай.

Пословицы и поговорки о чае.

Митроша угощает детей пирогами.

- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу!

 Я гостям всегда рада! Гость на порог–хозяину и        радость!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...