Педагогический проект "Приобщение к истокам народной культуры"
проект (старшая группа) на тему

Коровникова Екатерина

Педагогический проект был разработан для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_istokam.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным истокам через устное народное творчество»

Авторы: воспитатели старшей группы № 10

Коровникова Е.А.,

Новосибирск, 2012

Тема проекта:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным истокам через устное народное творчество»

Актуальность проекта:

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, а так же  народные игры, в которые дети очень любят играть или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Устный народный фольклор можно считать наиболее восприятия ребенка, так как в самом раннем возрасте ребенок начинает знакомство с ним. Первые потешки и пестушки из уст матери, которая одевает ребенка или укладывает спать. Когда умывает свое чадо, помогая при этом потешкой «Водичка, водичка умой Маше личико…». В старые времена весь фольклор передавался «из уст в уста» и являлся неизменным атрибутом жизни. К огромному сожалению, в современном мире данная традиция была забыта и  дети не могут назвать и рассказать более двух сказок. Еще меньше дети могут рассказать потешек, прибауток, загадок и других малых фольклорных форм. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, нами было принято решение, что приобщение к народным истоками детей необходимо начинать с самого доступного из видов народного творчества – устного.

Тип проекта:

  • Долгосрочный. Проект рассчитан сроком на один учебный год, с возможностью продолжения в подготовительной группе.

Участники проекта:

Воспитатели старшей группы № 10: Коровникова Екатерина Александровна, Поедалкина Татьяна Геннадьевна, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, музыкальные руководители.

Цель проекта:

  • Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  устное народное творчество.

Задачи проекта:

  • Знакомство детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством.
  • Использование  всех видов фольклора в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в совместной деятельности  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки и другие малые фольклорные формы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
  • Создание условий для совместной работы с  родителями по приобщению к народным традициям,  через  проведение русских народных  фольклорных, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
  • Воспитание интереса  и любови к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

Этапы реализации проекта:

Этап реализации проекта

Содержание этапа

1. Подготовительный этап

сентябрь

  1. изучение методической литературы по данному вопросу;
  2. подбор материалов для ознакомления детей с устным народным творчеством;
  3. составление перспективного плана работы на учебный год;
  4. подбор и подготовка консультаций для родителей по устному народному творчеству;
  5. создание предметно-развивающей среды
  1. Основной этап

октябрь - апрель

  1. знакомство с малыми фольклорными формами (потешки, пестушки, загадки, заклички, приговорки и др.);
  2. знакомство с русскими народными сказками (бытовые, волшебные, сказки о животных);
  3. знакомство с народными подвижными играми (считалки);
  4. знакомство с календарными народными праздниками и традициями: 

Осень - «Бабье лето»;

Зима — «Рождество», «Святки»;

Весна – «Масленица»;

Лето – «Иван – Купала».

  1. проведение занятий по художественному творчеству по сюжетам русских народных сказок;
  2. проведение праздника «День матери» с элементами народной культуры;
  3. проведение тематических консультаций для родителей.
  1. Заключительный этап

май

  1. выставка детских работ по теме «Русские народные сказки»;
  2. показ спектакля «Репка» на театральной неделе;
  3. контроль реализации проекта.

Ожидаемый результат:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умение играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Использование  атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  6. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры,  средст...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »

АктуальностьОбращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошколь...

Педагогический опыт Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Педагогический опыт Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»...

Педагогическая гостиная Демидовой Любови Алексеевны «Развитие речи через знакомство с истоками народной культуры, устным народным творчеством»

Обучающие:Расширять знания детей о предметах старины.Дать представление о народных промыслах.Развивающие:    1. Развивать психические процессы (связную речь,  сообразительность, во...