Консультация для воспитателей "Социально-половое воспитание в детском саду"
консультация на тему

Панфилова Валентина Васильевна

 

          
 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ 
«СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Воспитатель МБДОУ ДС КВ №14 Панфилова В.В.
 
 
 
 
 
 
         Миллиарды людей живут на нашей планете. У каждого народа свой язык. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. Оно делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Чем же отличаются мужчины и женщины? А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме.
          Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и Земля, как огонь и лёд. Мы такие разные в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы часто не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта.
          В современной науке принято чётко разграничивать конституционные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.
          Пол, в переводе с латинского, означает – «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
          Гендер -  социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникает во взаимодействии с людьми. В любом обществе существуют свои критерии: что можно, а что нельзя. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин – своеобразные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называют мужским или женским.
         Начиная с 1970 года, ведутся споры о том, что определяет поведение  и образ жизни человека: биология или среда? Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?
         С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной, как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е. с момента рождения начинается гендерная социализация  - процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
         Родился ребёнок. Новорожденным всё равно, кто они. Ребёнок только после трёх лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до этого возраста мальчик может сказать: «я пошла» и «я пошёл».
         Придя в детский сад, ребёнок познаёт себе подобных так, как он это делал с игрушками дома. Он может укусить другого ребёнка, ткнуть пальцем в глаз, обнять, когда другой ребёнок плачет. Идёт процесс познания. Ребёнок начинает понимать, что он отличается от других. И это отличие видит, в частности, в туалетной комнате. Пример из жизни детского сада. Дети младшей группы в туалете, мальчик спрашивает девочку:
    - Тебе делали опелацию?
    - Нет.
    – Он у тебя отолвался?
    - Нет, у меня не было.
   Мальчик делает вывод:
    - Интелесная констлукция..
       Так дети познают биологическое отличие полов.
       Мальчик пытается подражать бабушке – лепит на голову бигуди. Проходящий мимо дедушка с возмущением говорит:
    - Андрей, что ты делаешь? Ты же мужик! Положи на место бабушкины бигуди и больше их не бери!
       Так начинается гендерное воспитание. И оно сопровождает подрастающего ребёнка постоянно.
    – Андрюша, кто тебе ногти накрасил?
       Ребёнок счастливо улыбается. Он попросил маму и она накрасила ему ногти.
    – Ногти красят только девочки и тёти, а ты – мальчик. Больше к нам не приходи с накрашенными ногтями.
       И маленький Андрей прячет свои ногти за спину, так как ему нравится приходить к дедушке в гости.
       Когда биологический и социальный пол идентичны, наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.
       Другой пример из жизни.
       К психологу пришла на приём мама 6-тилетней девочки. Девочка не хочет платья, а недавно заявила: «Хочу быть мальчиком!». Выяснилось, что папа очень хотел мальчика, а родилась девочка. И для того, чтобы родители жили в мире, девочка решила стать мальчиком. Несовпадение биологического и социального пола приводят к психологическим отклонениям.
        Как же воспитывать детей, чтобы не возникало таких проблем? Какие условия для развития создать, чтобы из мальчиков выросли настоящие мужчины, а из девочек – настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе.
        В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков. Так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. С 1908 года было введено совместное обучение, оно считалось прогрессивным: совместное обучение подчёркивает равенство полов, создаёт базу для межличностных контактов и совместного труда.
        В 1943 году практика раздельного обучения была вновь восстановлена. Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, и девушки оказались не востребованными государством, где правят мужчины.
        Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организмы устроены по-разному, а совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т.е. феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.
        Большой минус наших школ в том, что там преподают почти одни женщины, что также отрицательно сказывается на поведении мальчиков, они перенимают женский тип поведения. Учительница в школе, воспитатель в детском саду, делают установку на послушание, а мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. Мальчики в школе чаще, чем девочки зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Бегущие по коридору мальчики – это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений.
         Совместное обучение способствует также приобретению комплекса неуверенности в своих силах мальчиками. В начальных классах всех мальчиков ругали за неаккуратность письма и плохой почерк. При проверке техники чтения, мальчики снова не укладываются в норму. А ведь у женского пола речь развита почти в три раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7 000. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них развита мелкая моторика лучше, чем у мальчиков.
         Как видим, есть свои плюсы и минусы в раздельном и смешанном воспитании и обучении. 
         В одном детском саду была организована экспериментальная группа девочек. Воспитатели отмечали то, что девочки стали настоящими интриганками. Они целыми днями строили заговоры и интриги против друг друга.
         В журнале «Обруч» был опубликован опыт работы детского сада в Сыктывкаре, где коллеги сделали такой вывод:
          - в развитии детей показатели выше в смешанной группе, в группе девочек уровень развития ниже, мальчики оказались самыми слабыми;
          - у девочек к трём годам чётко появились лидеры, у мальчиков нет;
          - при переходе в смешанную группу отношения между полами складываются не сразу.
        Социальное осознанное воспитание начинается не сразу, оно начинается с дошкольного учреждения. Ведь приходят дети в ДОУ с 2-х лет, а как пол, ребёнок осознаёт себя только в три года. Везде хороша «золотая середина» – смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, дифференциальный подход с учётом половых признаков.
        Родители не знают, как развивать речь детей в раннем возрасте. С детьми родители разговаривают мало, книги им не читают. Забыты детские традиционные народные игры, которые развивали моторику рук ребёнка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Мы, взрослые, по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем различные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяют плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают. А при  обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребёнок в три года должен…», «..к пяти годам он уже умеет…». Обучаем одинаково, несмотря на различие. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, мальчики более подвижны, чем девочки. Трудновоспитуемые – чаще мальчики. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, они осваивают его вертикально. Забираются на лестницу, тумбочку.
        На занятиях они отвечают по-разному. Мальчики смотрит на стол, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в глаза, как бы ищет подтверждения правильности ответа.
        Девочке нужно объяснять конкретно, мальчику можно недообъяснить, чтобы организовать поиск знания.
        У девочек лучше развиты беглость речи и скорость чтения, в свою очередь мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды. У девочек лучше развита мелкая моторика рук, поэтому они аккуратны и лучше выполняют работу, связанную с участием мелких мышц руки.
        Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверенны в себе и агрессивны, чем девочки. Игры и игрушки у девочек и мальчиков должны быть разными. Дома комнаты у детей оборудованы по-разному.
        Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.      Постараемся понять наших девочек и мальчиков, ведь они будущие мужчины и женщины, они должны соответствовать своей сути – каким должен быть человек, мужчина или женщина.
        Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок. Что сделали сами по незнанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитание мальчиков и девочек39.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

«СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Воспитатель МБДОУ ДС КВ №14 Панфилова В.В.

         Миллиарды людей живут на нашей планете. У каждого народа свой язык. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. Оно делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Чем же отличаются мужчины и женщины? А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме.
         Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и Земля, как огонь и лёд. Мы такие разные в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы часто не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта.
         В современной науке принято чётко разграничивать конституционные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.
         Пол, в переводе с латинского, означает – «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
         Гендер -  социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникает во взаимодействии с людьми. В любом обществе существуют свои критерии: что можно, а что нельзя. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин – своеобразные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называют мужским или женским.
        Начиная с 1970 года, ведутся споры о том, что определяет поведение  и образ жизни человека: биология или среда? Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?
        С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной, как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е. с момента рождения начинается гендерная социализация  - процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
        Родился ребёнок. Новорожденным всё равно, кто они. Ребёнок только после трёх лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до этого возраста мальчик может сказать: «я пошла» и «я пошёл».
        Придя в детский сад, ребёнок познаёт себе подобных так, как он это делал с игрушками дома. Он может укусить другого ребёнка, ткнуть пальцем в глаз, обнять, когда другой ребёнок плачет. Идёт процесс познания. Ребёнок начинает понимать, что он отличается от других. И это отличие видит, в частности, в туалетной комнате. Пример из жизни детского сада. Дети младшей группы в туалете, мальчик спрашивает девочку:
   - Тебе делали опелацию?
   - Нет.
   – Он у тебя отолвался?
   - Нет, у меня не было.
  Мальчик делает вывод:
   - Интелесная констлукция..
      Так дети познают биологическое отличие полов.
      Мальчик пытается подражать бабушке – лепит на голову бигуди. Проходящий мимо дедушка с возмущением говорит:
   - Андрей, что ты делаешь? Ты же мужик! Положи на место бабушкины бигуди и больше их не бери!
      Так начинается гендерное воспитание. И оно сопровождает подрастающего ребёнка постоянно.
   – Андрюша, кто тебе ногти накрасил?
      Ребёнок счастливо улыбается. Он попросил маму и она накрасила ему ногти.
   – Ногти красят только девочки и тёти, а ты – мальчик. Больше к нам не приходи с накрашенными ногтями.
      И маленький Андрей прячет свои ногти за спину, так как ему нравится приходить к дедушке в гости.
      Когда биологический и социальный пол идентичны, наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.
      Другой пример из жизни.
      К психологу пришла на приём мама 6-тилетней девочки. Девочка не хочет платья, а недавно заявила: «Хочу быть мальчиком!». Выяснилось, что папа очень хотел мальчика, а родилась девочка. И для того, чтобы родители жили в мире, девочка решила стать мальчиком. Несовпадение биологического и социального пола приводят к психологическим отклонениям.
       Как же воспитывать детей, чтобы не возникало таких проблем? Какие условия для развития создать, чтобы из мальчиков выросли настоящие мужчины, а из девочек – настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе.
       В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков. Так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. С 1908 года было введено совместное обучение, оно считалось прогрессивным: совместное обучение подчёркивает равенство полов, создаёт базу для межличностных контактов и совместного труда.
       В 1943 году практика раздельного обучения была вновь восстановлена. Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, и девушки оказались не востребованными государством, где правят мужчины.
       Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организмы устроены по-разному, а совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т.е. феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.
       Большой минус наших школ в том, что там преподают почти одни женщины, что также отрицательно сказывается на поведении мальчиков, они перенимают женский тип поведения. Учительница в школе, воспитатель в детском саду, делают установку на послушание, а мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. Мальчики в школе чаще, чем девочки зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Бегущие по коридору мальчики – это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений.
        Совместное обучение способствует также приобретению комплекса неуверенности в своих силах мальчиками. В начальных классах всех мальчиков ругали за неаккуратность письма и плохой почерк. При проверке техники чтения, мальчики снова не укладываются в норму. А ведь у женского пола речь развита почти в три раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7 000. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них развита мелкая моторика лучше, чем у мальчиков.
        Как видим, есть свои плюсы и минусы в раздельном и смешанном воспитании и обучении.
        В одном детском саду была организована экспериментальная группа девочек. Воспитатели отмечали то, что девочки стали настоящими интриганками. Они целыми днями строили заговоры и интриги против друг друга.
        В журнале «Обруч» был опубликован опыт работы детского сада в Сыктывкаре, где коллеги сделали такой вывод:
         - в развитии детей показатели выше в смешанной группе, в группе девочек уровень развития ниже, мальчики оказались самыми слабыми;
         - у девочек к трём годам чётко появились лидеры, у мальчиков нет;
         - при переходе в смешанную группу отношения между полами складываются не сразу.
       Социальное осознанное воспитание начинается не сразу, оно начинается с дошкольного учреждения. Ведь приходят дети в ДОУ с 2-х лет, а как пол, ребёнок осознаёт себя только в три года. Везде хороша «золотая середина» – смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, дифференциальный подход с учётом половых признаков.
       Родители не знают, как развивать речь детей в раннем возрасте. С детьми родители разговаривают мало, книги им не читают. Забыты детские традиционные народные игры, которые развивали моторику рук ребёнка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Мы, взрослые, по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем различные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяют плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают. А при  обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребёнок в три года должен…», «..к пяти годам он уже умеет…». Обучаем одинаково, несмотря на различие. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, мальчики более подвижны, чем девочки. Трудновоспитуемые – чаще мальчики. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, они осваивают его вертикально. Забираются на лестницу, тумбочку.
       На занятиях они отвечают по-разному. Мальчики смотрит на стол, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в глаза, как бы ищет подтверждения правильности ответа.

        Девочке нужно объяснять конкретно, мальчику можно недообъяснить, чтобы организовать поиск знания.
       У девочек лучше развиты беглость речи и скорость чтения, в свою очередь мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды. У девочек лучше развита мелкая моторика рук, поэтому они аккуратны и лучше выполняют работу, связанную с участием мелких мышц руки.
       Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверенны в себе и агрессивны, чем девочки. Игры и игрушки у девочек и мальчиков должны быть разными. Дома комнаты у детей оборудованы по-разному.
       Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.      Постараемся понять наших девочек и мальчиков, ведь они будущие мужчины и женщины, они должны соответствовать своей сути – каким должен быть человек, мужчина или женщина.
       Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок. Что сделали сами по незнанию.




























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Полоролевое воспитание в детском саду"

Известно, что дошкольный возраст  -период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Что ...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"...

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в детском саду. Что это?"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку....

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в детском саду"

Данный материал предназначен для родителей. В нем в доступной форме раскрываются принципы работы по музыкальному воспитанию....

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание в детском саду"

Автором представлен актуальный материал по патриотическому воспитанию....

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду».

консультация для воспитателей по экологическому воспитанию особенно актуальна в этом т.к. 2017 год объявлен годом экологии в России....