Обобщение опытом «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»
материал (младшая группа) на тему

Гринь Ирина Александровна

Тема, над которой  я работала  с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы поддержать этот интерес необходимо  обогащать детские впечатления яркими образами природы, так как всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_obobshchenie_opyta_grin_i.a.1.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

Обобщение опыта работы по теме

«Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»

Тема, над которой  я работала  с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы поддержать этот интерес необходимо  обогащать детские впечатления яркими образами природы, так как всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Начиная работать над методической темой определила цель и задач педагогической деятельности.

Цель: формирование речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

  • учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства,
  • способствовать развитию у малышей элементов экологической культуры в разнообразных видах

деятельности.

- воспитывать доброжелательное отношение к объектам природы.

Для разработки подобрала и изучение методическую литературу: «Развитие речи при ознакомлении с природой» Поваляевой М.А., разделы «Ребенок открывает мир природы» и «Развиваем речь детей» комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И. и др., «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе Детство» Бабаевой Т.И., «Экологическое воспитание в детском саду» Соломенниковой О.А., «Занятия на прогулке с малышами»  Теплюк С.Н., «Развитие речи в детском саду» Гербовой В.В., «Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада» Бондаренко Т.М. Л. Згурской «Экология малышам» (ж-л «Воспитание и обучение»), Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика,

С учетом данных начальной диагностики, которая проводилась в процессе индивидуальных игр с использованием наглядных пособий, мною был составлен перспективный план, который позволил в системе добиваться намеченной цели.

Воспитывая интерес к природе, развивая речь малышей, использовала разнообразные формы и методы работы:

▪        занятия  в игровой форме,

▪        индивидуальная работа с детьми по развитию речи,

▪        наблюдения в природе,

▪        чтение стихов, потешек, песенок о природе,

▪        дидактические игры и упражнения на расширение представлений о животном мире,

▪        игры-инсценировки по сказкам «Курочка Ряба», «Козлятки и волк», «Колобок», по потешкам «Сорока – сорока», «Чьи детки» 

▪        подвижные игры: «Соберем шишки для мишки», «Солнечные зайчики», «Прячем мишку», «Наседка и цыплята» и другие.                                                                 

Ознакомление детей с природой я начала с рассматривания красочных иллюстраций, картинок, игрушек, сопровождающегося чтением потешек, песенок, стихов. В форме веселой увлекательной игры, знакомила малышей с окружающей природой, воспитывая доброе отношение к  ней.

Организуя с детьми наблюдения, формировала у детей знания о природных явлениях (дождь, снег, ветер и др.), давала представление о причинно-следственных отношениях: дождь – мокро, кругом лужи, сосульки и снег холодные – в рот брать нельзя – заболеешь, когда светит солнце – тепло, когда дует ветер – холодно и т.п.

Наблюдая за растениями, обращала внимание малышей на яркую зелень растений, красоту различных цветов. Своим примером  воспитывала бережное отношение к растениям, а в конце 3 года жизни привлекала к посильному уходу за растениями.

В процессе наблюдений, обогащала представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, умением обследовать объекты природы с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий, обогащением словаря.

Наряду с наблюдениями широко использовала дидактические игры, которые позволили уточнять, закреплять, расширять ранее полученные детьми представления о природе, активизировать словарь.

Использование разнообразных подвижных и имитационных игр (передача характерных движений зверей и птиц, звукоподражание), игр-имитаций, сопровождающихся текстом («Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др.) способствовало развитию речи, воображения и творчества.

Содержательная исследовательская деятельность позволяет расширять знания детей о природе, обогащать сенсорный опыт детей, тренировать мелкую моторику рук, активизировать речевые проявления – это игры-экспериментирования «Испечем пирожок», «Тонет – не тонет», «Поймай рыбку», в которых малыши познают сыпучесть песка, текучесть воды, тяжесть камушка.

Создание игровой среды, побуждающей детей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми способствует развитию игрового и речевого творчества. Обогащая предметно-развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, речевую активность оформила развивающие центры:

  • грамотности (книжный уголок), который содержит:
  • подборку художественной литературы природоведческой направленности – произведения фольклорного жанра (сказки, потешки, песенки, прибаутки и т.д.),  прозу, поэзию;
  • разнообразный иллюстративный материал;
  • фотографии природных объектов нашего региона;
  • красочные плакаты «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Собираем урожай», «Овощи, фрукты, ягоды»;
  • муляжи овощей, фруктов;
  • предметные и сюжетные картинки;
  • науки, куда входит:
  • уголок природы, оснащенный различными объектами живой и неживой природы, обогащающими представления детей – это комнатные растения, «огород на окне», плоды различных растений; песок, вода, камешки, ракушки, деревяшки;
  • оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, способствующее повышению интереса к исследовательской деятельности – «центр воды и песка», фартуки и нарукавники, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, леечки, опрыскиватель, различные емкости, бросовый материал и т.п.;
  • искусства, в котором находится:
  • оборудование для творческого экспериментирования и изо деятельности – пластилин, глина, краски, обводки, трафареты, отображающие объекты природы;
  • наборы открыток «Птицы», «Рыбы», «Комнатные растения», «Бабочки» и др.,
  • игровой, содержащий:
  • мягкие игрушки: лиса, медведь, заяц, белка, ежик, мышка, лягушка, кошка, собачка, овечка, курочка с петушком и цыплятами, уточка;
  • тематические наборы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».

Мною приобретены игры: «Овощи и фрукты» «Развивающее лото», развивающие кубики -                «С бабушкой на грядке», «Дикие животные», «Домашние животные»; изготовлены игры: «Красивые листочки», «Снежинки», «Я гуляю по двору», «У кого какая мама», «Экологическое колесо»; оформлена подборка картотек по темам: «Уроки для самых маленьких», «Мир вокруг нас», «Овощи и фрукты».

Данные диагностики по теме «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»:

Учебные  годы

2010-2011

I младшая

(2-3)

2011-2012

I младшая

(2-3)

2012-2013

I младшая

(2-3)

2013-2014

I младшая

(2-3)

2014-2015

вторая группа детей раннего возраста

(1,6-2)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

48%

80%

43%

78%

44%

83%

38%

67%

24%

48%

Диагностические данные за 2010-2014 учебные годы свидетельствуют о положительной динамике развития у детей: речь детей обогатилась, за счёт увеличения знаний о природе, стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы. Дети рассказывают с помощью взрослого: об увиденном  объекте живой и неживой природы, о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышат и понимают заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе. Дети проявляют интерес к объектам природы, доброжелательно относятся к живым существам, с удовольствием стали наблюдать за изменениями в природе. В 2014-2015 учебном году показатели ниже, чем за прошедший период, ввиду того, что в группу приняла детей в возрасте от 1,6 до 2 лет. У детей данного возраста уровень развития коммуникативных и познавательных способностей ниже, чем у детей I младшей группы, соответственно и показатели ниже.  Эффективному решению задач методической темы способствовало поддержание партнерских отношений с семьями воспитанников. Работа с родителями велась в следующих направлениях:

В течение работы по этой теме оформила  консультации:                                                                                   - «Связная речь как средство развития речи у детей»,                                                                                                      - «Знакомим малыша с окружающим миром»,                                                                                                          - «Пальчики учат говорить»,                                                                                                                                                  - «Обучение детей связной речи»,                                                                                                                              - «Воспитание у детей заботливого отношения к животным»;                                                                             тематические листы:                                                                                                                                                                     - «Игра как метод ознакомления с природой»,                                                                                                                 - «Речевое развитие детей»,                                                                                                                                                       -  «Развитие речи – главное в этом возрасте»,                                                                                                           -  «Ознакомление с явлениями природы».

Инициирую участие родителей воспитанников в конкурсах:

  • 2011год, городской конкурс «Чистая капелька» о значении воды в жизни растений, животных и человека - грамота за активное участие,

- 2013год «Сказка на новый лад – конкурс на лучший сборник сказок (использование приёмов ТРИЗ) совместно с родителями -  сертификат за участие

  • 2014год конкурс семейного творчества «Птицы нашего края»-  сертификаты за участие

Дни открытых дверей:                                                                                                                                               - дидактическая игра  лото «Домашние животные»                                                                                                                                                                - восприятие художественной литературы по мотивам сказки« Репка»                                                                                                                                                                - лепка «Проложим дорожку из камешков»

 - восприятие художественной литературы по сказке « Курочка ряба»

Проектная деятельность:

2013г  - “ Здоровье – это здорово – Фрукты овощи люблю быть здоровым я хочу”.

Оформила альбом иллюстративный  материал к занятиям, папки дикие и домашние птицы и животные; картотека пальчиковых игр; хороводные игры;

Разработка буклетов для родителей:

- « Десять, почему необходимо детям читать»

- « Учимся играя»

- « Развитие речи – главное в этом возрасте»

Рекомендации:

- « Как помочь малышу в домашних условиях, если вы видите  что он говорит мало»

- « Десять правил воспитания ребёнка»

 

Опытом своей педагогической деятельности делилась с коллегами, в рамках городских мероприятий и проводимых в МАДОУ.  

Дата

Название мероприятия

Содержание деятельности

(тема, проблема)

Форма участия

Уровень

14.01.2011

Открытое мероприятие

«Веселимся с бабушкой, с бабушкой Забавушкой»

интегрированное занятие

ДОУ

19.12.2011

Открытое мероприятие

«Разноцветная карусель»

увлекательный досуг по сказке «Волк и семеро козлят»

город

22.01.2013

Семинар -  практикум «Творчество педагогов в организации оздоровительной деятельности с детьми»

«Зверята в гостях у ребят»  

режимный момент – прогулка

МАДОУ

25.04.2013

Методический час

«Экспериментальная деятельность дошкольников»

консультация

МАДОУ

17.05.2013

Открытое мероприятие

«Весенняя развлекалочка»

музыкально-спортивное развлечение

МАДОУ

28.01.2014

Методическое объединение воспитателей групп раннего возраста

«Ух, ты Зимушка – зима»

игровой досуг

город

23.04.2014

Семинар-практикум «Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста»

«День рождение Петушка»

совместная деятельность – обучение игровым действиям

МАДОУ

19.03.2015

Практико-ориентированный семинар «Творчество педагогов в организации оздоровительной деятельности с детьми»

«Зверята в гостях у ребят»

режимный момент – прогулка

город

               

Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей,  использование разнообразных методов и форм работы с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников, насыщенная развивающая среда помогли мне добиться успехов в формирование речевых навыков детей посредством эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства, что способствовало развитию у малышей элементов экологической культуры в разнообразных видах деятельности.

 В дальнейшем предполагаю продолжить работу в данном направлении, используя наработанный материал. В 2015-2016 учебном году начну работу по теме: «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры»                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"

«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природыи при посредстве природы …»Е.И. Тихеева Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с ...

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»

              СОДЕРЖАНИЕ:1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.4. НОВИЗНА ОПЫТ.5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для педагогов  «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...