Эссе: «Современное состояние процесса воспитания школьников».
статья на тему

Мезина Людмила Викторовна

Человек - есть «продукт» воспитания, а не результат врождённых или наследственных условий. Образование формирует интеллект человека, воспитание же рождает  интеллигента, целостную высоконравственную личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе:  «Современное состояние процесса воспитания школьников».

«Учителя, которым дети обязаны воспитанием,                                                                                                                                   почтеннее, чем родители:                                                                                                                                                                                 одни дарят нам только жизнь,                                                                                                                                                                                  а другие - добрую жизнь».                                                                                                                                             Аристотель.

Человек - есть «продукт» воспитания, а не результат врождённых или наследственных условий. Образование формирует интеллект человека, воспитание же рождает  интеллигента, целостную высоконравственную личность.

 Вспомним современное определение термина воспитание с точки зрения педагогики: «под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями».[3]

Сегодня воспитанность не рассматривается значительной частью нашего общества как важное условие достижения высокого уровня жизни индивида и общества в целом. Однако же, хорошее образование определяет качество жизни, поскольку создает условия и предпосылки для развития экономики.

В современном российском обществе подходы к воспитанию детей по сравнению с предыдущими эпохами почти не изменились, а в некоторой степени, даже ухудшились.

Так каков он, процесс воспитания ребёнка в современной школе?

С позиций стратегии модернизации системы образования, в которой сделан значительный акцент на социальный аспект процесса образования, социальное воспитание приобретает особую роль в решении современных задач повышения качества образования.

Замечательный педагог, создатель авторской концепции воспитания,  профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Уже в самом определении исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя. За педагогом не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий — учитель-воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество. [5]

Критерий воспитанности школьника – мера овладением достижений культуры: наукой и техникой, моралью и нравственностью, искусством и художественным языком, историей общественного развития и персоналиями выдающихся личностей, продвижением цивилизации и способами их использования, а также языком, несущим в себе отражение материальных и духовных достижений человечества. В данном контексте, малая мера характеризует низкий уровень воспитанности, а большая мера – высокий уровень воспитанности.

В школе все воспитание сводится к «успеваемости» и «дисциплине», разбавленные некоторыми эпизодическими мероприятиями, предполагается, что этого достаточно для духовного обогащения личности.

Щуркова предлагает выделить ряд наилучших положений, практическая реализация которых, затрагивая все сферы школьной жизни, позволяет перевести воспитание в режим повседневности и целостности.

Задачи современной школы:

1. Высокая культура человеческого взаимодействия и межличностного общения между всеми членами школьного коллектива.

2. На уроках должна царить культура учебной деятельности, а также культура интеллектуальной тишины.

3. Культура предметного обустройства школьного дома.

4. Культивирование разнообразной деятельности вне урока (культура осмысления жизни).

5. Культура творческой деятельности.

Таким образом, можно полагать, что школа рассматривается как специфическая модель социальной среды, в которой едва ли не главным носителем общественных ценностей является учитель. [2]

С позиции идей гуманистического воспитания академик Е.В. Бондаревская утверждает, что современное воспитание – это процесс, который «встраивается в жизнь ребенка, а не надстраивается над ней». Она предлагает относиться к ребенку, прежде всего, как «субъекту жизни и помочь ему в разрешении его жизненных проблем», поощряя самоидентификацию, собственный выбор, персональный имидж посредством психологической и педагогической поддержки.

В качестве идей, определяющих базовые основы содержания воспитания, используя материалы Е.В. Бондаревской, можно выделить следующие:

  1. воспитание свободного человека, обладающего высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей деятельности, образа жизни;
  2. воспитание гуманного человека, осознающего высокую ценность человеческой жизни, обращенного к людям, доброго, способного к состраданию, сопереживанию, милосердию, к бескорыстному оказанию помощи конкретным людям, стремящегося к миру, добрососедству, взаимопониманию;
  3. воспитание духовного человека, имеющего развитые потребности в познании и самопознании, рефлексии, в поиске смысла жизни, идеала, в общении с искусством, в автономии внутреннего мира, в приобщении к ценностям мировой цивилизации и национальной культуры;
  4. воспитание творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству;
  5. воспитание практичного человека, владеющего практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение иностранными языками, физическая закалка, хорошие манеры и др.);
  6. воспитание устойчивого человека, имеющего осознанные и развивающиеся мировоззренческие позиции в отношениях к окружающим, к себе и е предметам внешнего мира, определяющего систему жизненных смыслов. [6]

Разные социальные группы современного общества: семьи и школы, ставят перед собой несогласованные цели, взаимоисключающие требования, которые приводят к тому, что у молодых людей отсутствует мотивация к принятию положительных норм  поведения.

Образовательная среда школы будет оптимальной для развития школьника лишь при наличии возможности влияния последнего на неё, при гибкости среды,  соответствующей следующим условиям.

  1. согласование ценностей, на основе которых строится и развивается образовательная среда школы с ценностями и запросами школьников и их родителей;
  2. в образовательной среде школы должна быть учтена специфика семейного воспитания и региональных социокультурных традиций;
  3. активное и непосредственное участие школьников совместно с педагогами и родителями в создании и развитии образовательной среды школы;
  4. возможность для школьника самоопределиться по отношению к своей социально-образовательной роли в школьной среде.

Таким образом, взаимовлияние школьной среды и личности ребенка может возникать на основе всестороннего взаимодействия всех субъектов образовательных отношений.

Сегодняшние школьники в качестве жизненных приоритетов, в первую очередь, ставят материальные ценности. Духовные, общественные и нравственные ценности, для них теряют свою привлекательность. Преобладание случайного стихийного воздействия общества на личность приводит к тому, что такие вечные ценности, как добро, сострадание, милосердие заменяется жестокостью, честолюбием.

Задача современной школы заключается не только в передаче знаний. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности.

Дети XXI века  плохо подготовлены к самостоятельной жизни. Одной из причин является чрезмерная опека родителей. Потребительское отношение родителей к школе отрицательно сказывается на низком авторитете педагога, учителя. Недостаток духовного и социального опыта, ограниченный культурный и интеллектуальный кругозор, усугубляемый педагогической несостоятельностью родителей, делают формирующуюся личность ребенка зависимой от внешних условий существования. Без должного внимания родителей, ребенок теряет к ним уважение, доверие и любовь.

В решении проблемы развития родительской культуры, повышения компетентности  и ответственности родителей за воспитание их ребенка неоценима роль каждого педагога, работающего с детьми.

Важнейшей воспитательной задачей во все времена, является формирование гражданско-патриотического сознания. Выдающийся русский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев уделял особое внимание вопросам воспитания личности ребенка, формирования основ культуры, основанной, в первую очередь, на патриотизме. Особая миссия педагога – воспитание у детей патриотизма, то есть уважения к предкам, любви к своему народу, привязанности к месту своего рождения. Без Родины нет Человека. Только тот ребенок способен к развитию в себе толерантности, который имеет прочную культурную идентичность.

Еще одно направление, без которого невозможно движение к новому качеству образования, – расширение границ культурного пространства ребенка за счет знакомства с традициями иных народов и этносов России и мира. В условиях многонационального и поликультурного образовательного пространства необходимым условием его нормального развития является формирование толерантных этнокультурных и межконфессиональных установок, воспитание в обществе уважения к другим культурам, религиям и традициям в качестве одной из важнейших черт социального поведения.

Концепция «Многокультурного образования» Г.Д. Дмитриева [4] является своеобразным сочетанием идей поликультурного и мультикультурного образования. Многокультурное образование исходит из идеи, что все школьники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно признает  уникальность каждой культурной группы в школе.

Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что межкультурное образование сегодня – не данность, а необходимость, как на уровне учителя, так и на уровне образовательного учреждения в плане методического оснащения.

Несмотря на то, что в Российской Федерации экономическая и социальная стороны жизни нестабильны, сотни тысяч педагогов продолжают прикладывать максимум усилий для компетентного воспитания школьников. Базой для их деятельности служит сеть образовательных учреждений нашей многонациональной страны. Усилия педагогов зачастую тратятся напрасно, т.к. в ходе изменения общественного строя появилось множество социально-экономических проблем, отрицательным образом отражающихся на качестве и результативности воспитательного процесса. Так, например, школьники сильно подвержены влиянию процессов дезинтеграции общества, в этническом, социальном и конфессиональном разобщении. В результате заметно возросла по сравнению с предыдущими десятилетиями криминализация молодежи, ее склонность к различным явлениям, ведущим к ухудшению психического и физического здоровья. Поэтому усилия современной педагогики должны быть направлены на скорейшую ликвидацию последствия подобного негативного влияния на воспитание молодежи.

Однако, в современных образовательных учреждениях существует ряд проблем,  которые требуют скорейшего разрешения:

  1. В большинстве школ сохраняется авторитарная педагогическая система, что, несомненно, отрицательно влияет на  качество воспитания.
  2. Воспитание в семье сведено к нулю, что объясняется родителями занятостью из-за нехватки материальных средств, вредными привычками, однако это ни в коей мере не может оправдывать невнимания к ребёнку.
  3.  В школе  и в семье больше времени уделяется обучению, нежели воспитанию.
  4.  Престиж профессии учителя невысок по самым разным причинам.

От всего этого страдают дети, а в будущем и государство. Следовательно, только государственная поддержка школы и семьи сможет в корне что-то изменить в современной системе воспитания, потому что не образование, а воспитание, прежде всего, формирует нравственный облик человека, что и должно быть фундаментом жизни современного общества. [1]


Список используемой литературы:

  1. Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции./отв. ред. И. В. Васютенкова – СПб.: ЛОИРО, 2011. – 567 с.
  2. Щуркова Н. Е. Новое воспитание в новой школе /  - М.: Аркти, 2012.
  3. И. Ф. Харламов, «Педагогика» - Мн., 1998 – 94 с.
  4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование.  –– М.: Народное образование, 1999. – 208 с.
  5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 39 - 51
  6. Современные подходы в воспитании школьников. [электронный ресурс] URL: http://www.eduways.ru/newtxts-359-1.html

Мезина Людмила Викторовна,

Институт дополнительного образования ФГБОУ ВПО ИГУ,

программа профессиональной переподготовки,

 «Педагогическое образование. Дошкольное образование»,

 1 курс, 2 группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов младших школьников

Таблица "Развитие познавательных процессов младших школьников"...

Организация образовательного процесса будущего школьника»

Предшкольное образование направлено на обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе...

Эссе "Современное состояние процесса воспитания школьников"

«…Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь,… Воспитание других, включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно» .Л.Н...

Изучение состояния процессов внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР.

Интерес исследователей к проблеме внимания и зрительного восприятия у детей с речевым недоразвитием достаточно высок, но до настоящего времени в теоретическом осмыслении проблемы нет единства....

Эссе "Современным детям-современный педагог"

Краткое размышление о профессии...

Эссе "Современным детям - современный педагог"

Размышляя о профессиональных и личностных качествах современного педагого, каждый из нас рано или поздно приходит к выводу о том, что качества хорошего педагога представляют собой некую константу, не ...