Элементы русского фольлора в организации режимных моментов детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Давиденко Валентина Николаевна

Наиболее часто используемыми произведениями устного народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста являются потешки и пестушки. Стихотворная форма этих произведений легко воспринимается детьми. Потешки и пестушки могут стать прекрасной основой для формирования культурно-гигиенических навыков ребенка, они могут сопровождать все режимные моменты группы, превращая их в занимательную игру для малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_russkogo_folklora_v_rezhimnyh_momentah.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование элементов  русского фольклора в организации режимных моментов детей младшего дошкольного возраста»

Данные методические рекомендации, содержание которых направлено на развитие эмоциональной сферы младших дошкольников средствами малых жанров русского фольклора, предназначены для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Русская песня, попевка, потешка, прибаутка, пестушка, колыбельные – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные потешки, прибаутки, песенки легко запоминаются детьми. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка.

Для создания комплекса малых фольклорных форм мне потребовалось проделать ряд исследований по проблеме влияния малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста, а именно, моя работа состояла из нескольких этапов:

• Изучение теоретических положений по проблеме влияния малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста.

• Рассмотрение малых фольклорных жанров в режимных моментах и в ознакомлении с окружающим.

На мой взгляд, в педагогической профессии есть то, ради чего многие избирают ее – это желание вести своих воспитанников в мир неизвестного, раскрыть перед ними радость творческого труда. Фундаментом творческой деятельности воспитателя являются научные знания, педагогическая культура, самообразование, креативность, компетентность, коммуникативность и развитие творческих способностей.

Фундамент психофизического благополучия ребенка закладывается в ранние годы. Общепризнано: ранний возраст обладает сензитивностью, то есть благодатной восприимчивостью. Наряду с поиском современных моделей воспитания не нужно забывать и о детском русском фольклоре. Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок, поэтому воспитатели, особенно младших групп, должны знать много песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с дошкольниками.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Ведь малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста; расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом.

Обогащение педагогического процесса фольклором - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Таким образом, малые фольклорные жанры являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Это первые шаги к художественной литературе, к традициям своего народа

Воспитателю необходимо уметь использовать малые фольклорные жанры в режимных моментах с детьми для того, чтобы они стали средством всестороннего воспитания дошкольников: способствовали развитию их познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову.

Немаловажное значение для укрепления здоровья и нормального развития ребенка имеет режим дня, который необходимо соблюдать на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения. Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.

Во время "тяжелого" расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки, например:

Петушок, петушок, Золотой гребешок,

Маслина головушка, Шелкова бородушка.

или

Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,

Зубки острые, Шерстка пестрая…

С ребенком можно поздороваться и таким способом:

Здравствуй, Настенька!

Здравствуй, солнышко!

Как цветочек мой спал?

По воспитателю скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму!

Поцелую, обниму,

Тебя к небу подниму!

С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Участие ребенка во время умывания должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ухо,

Вытер сухо.

Или

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

А теперь перед едой

Руки вымоем водой.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Завтрак. Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

или

Гу-ту-ту, гу-ту-ту

Варю кашу крутую,

Подливаю молочка,

Накормлю я казачка!

Сон - важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисицы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят,

Всему миру спать велят.

Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:

Чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шею шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настеньки любимый.

Будешь ты как гномик,

Цветик мой, родимый.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар качу, гулять хочу.

Наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми. На родительском собрании я подчеркиваю роль детского фольклора в жизни детей, объясняю: как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок можно поместить в папку - передвижку. Можно оформить тематическую выставку с разделом "Детский фольклор":

Таким образом, обогащение педагогического процесса малыми фольклорными жанрами - действенный метод эмоционального гуманистического воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

В результате проделанной мной работы я убедилась в том, что в познавательном и речевом развитии ребенка особое место занимает фольклорные произведения для детей.

Рассмотрев более подробно психолого–педагогическую и методическую литературу я сделала вывод, что фольклор учит ребенка мыслить, расширяет его кругозор. Образность произведений фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удивляет поведение сороки - белобоки, козы-дерезы, курочки - рябушечки и т. д. Ребенок третьего года жизни чувствует реалистичность («Как у котика усы удивительной красы; глазки смелые, зубки белые») и сказочность («Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился») образов и сюжетов, он уже понимает игровой характер сюжетов, их забавность.

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста ...

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

«Внедрение элементов техники Эбру в художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Виды техники Эбру, приемы, которые можно использовать с детьми младшего дошкольного возраста...

Двигательной деятельности с элементами логоритмики в процессе организации режимных моментов. в младшей группе на тему : «Зимняя сказка».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»    Открытое занятиеДвиг...

«Игровые приёмы организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста»

laquo;Игровые приёмы организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста»...