Игра-драматизация как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников
статья (старшая группа) на тему

           Игра -  драматизация, является одним из видов театрализованных игр. Дети  знакомятся с миром прекрасного искусства, игра  пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, она вызывает нравственно – эстетическое переживание, которое, в свою очередь создает соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят…». В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ns_portal.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Драматизация,

как средство  художественно -  эстетического

воспитания дошкольников.

               Каждого из нас в детстве манил театр, этот волшебный мир, где, кажется, нет будней, а одни лишь праздники – с яркими огнями рампы, шумом аплодисментов, поздравлениями, улыбками, цветами… Стоит внимательно вглядеться в лица детей, подумать, что главное в празднике, которые мы для них устраиваем? Ответ однозначен -  увидеть каждого. Понять, что представляет собой каждый, как человечек, как маленький, пусть еще не оформившийся художник, как гражданин. Скажут, что такая постановка вопроса слишком сложна. Ничуть. Ведь перед нами дети. Дети это Начало. Начало взглядов, потребностей вкусов, отношений. Нужно, чтобы каждый стал полноценным человеком. Но как это достичь? Спросите любого, кто такой настоящий человек, и вам, наверное, назовут многие хорошие качества, которые должны присутствовать в этом человеке. Будет сказано, что он должен быть творческой личностью, обладать умом, быть доброжелательным, правдивым.  Все это – прописные истины. Только вот путь к их достижению не всегда прост и легок, поэтому пройти его должен каждый, открывая для себя вечные истины добра и справедливости, труда и созидания.

                Одним из направлений работы по эстетическому воспитанию дошкольников стало - использование игры-драматизации и элементов театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. «Именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». Л. В. Артемова 

                   Драматизация как элемент театрального искусства близка и понятна детям, ведь в основе театра лежит игра, а она сама является одним из видов игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью детей дошкольного  возраста. Театр обладает необходимым потенциалом эстетического развития детей.  «Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, эстетическому развитию - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать ребенку игра - драматизация». Л.С. Выготский 

           Игра -  драматизация, является одним из видов театрализованных игр. Дети  знакомятся с миром прекрасного искусства, игра  пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, она вызывает нравственно – эстетическое переживание, которое, в свою очередь создает соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят…». В.А. Сухомлинский

            Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.

           Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

            Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссерские.    

               В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося  в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и так далее) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

           Виды драматизации:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;          ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

            Используя театрализованную деятельность в системе обучения ДОУ мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

  • Способствовать воспитанию  устойчивого интереса к играм – драматизациям.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
  • Способствовать расширению представления об окружающих предметах, о персонажах, участвующих в театрально - игровой деятельности.
  • Способствовать развитию умения выделять существенные признаки предметов.
  • Способствовать обогащению словарного запаса.
  • Способствовать стимулированию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
  • Способствовать формированию представления о нравственных качествах человека, способствовать  развитию эмоционального осознания самого себя.          

      Таким образом, можно отметить, что между драматизацией  и эстетическим воспитанием детей существует тесная взаимосвязь. Причем яркие проявления эстетического развития обеспечиваются при помощи театрализованных  игр. Театрализованная деятельность, действительно оказывает положительное воздействие и является эффективным средством эстетическое воспитание детей  дошкольного возраста. Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, обеспечивается  в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма дошкольников средствами художественно-эстетического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно изважнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка,его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительн...

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников

В данной работе обобщен материал по дидактическим играм, как средство развития речи. Приведены конкретные примеры....

Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольника

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делаю...

Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .

             Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности  происходит с первых шагов маленького челове...

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников

Дидактическая игра  как  средство  художественно-эстетического развития  младших дошкольников...

Игра-драматизация, как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...