Развитие личности ребенка через театральную деятельность
статья (средняя, старшая группа) на тему

Селёдкина Наталья Валерьевна

  Развитие личности через театральную деятельность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».

   В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, недопонимание  педагогами  значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника, недооценивание  роли театра – как  синтетического вида искусства, недостаточность использования интегрированного подхода к организации театральной деятельности  дошкольников  приводит к недостаточному использованию  оптимальных  возможностей театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей.

В связи с обновлением сознания дошкольного образования, его направленностью на гуманизацию, демократизацию и внедрение в педагогический процесс развивающей педагогики оздоровления вопрос о развитии творческого потенциала каждого ребенка средствами театрального искусства, является актуальным на современном этапе, так как развитие творческих способностей у ребенка, воображения, рефлексии являются важнейшими условиями полноценного развития личности. Театр помогает развить в личности ребенка его неповторимую индивидуальность.  

Интегрированный подход педагогов, специалистов, родителей, педагогов дополнительного образования   к организации театральной деятельности детей обеспечивает создание атмосферы творческого сотрудничества, возможность в естественных для ребёнка условиях, в интересной деятельности реализовать на практике билингвистический подход к образованию дошкольников.     Беседы со взрослыми  о характере и содержании музыки спектаклей,   обсуждение и подготовка  костюмов, декораций,     развивает в детях чувство сопричастности, формирует коммуникативные способности детей.

  В процессе участия в детском творческом театре, ребенок переживает процесс творческого перевоплощения, процесс создания новых образов, что способствует развитию символического мышления, эмоциональной, двигательной сферы.

Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности игр-представлений, позволяет успешно решить  образовательные задачи. Воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театрализованному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого участия.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая  не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева     

   Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.        

        Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.  Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.

  Развивающие возможности театра не ограничены, он предполагает ознакомление    ребёнка   с различными видами кукольного театра (пальчиковый, теневой, настольный, на фланелеграфе, театр игрушек,  «живая рука», «бибабо», театр петрушек,  и т. д.), сценического искусства (музыкальные спектакли, театрализованные представления).

Игры-драматизации, инсценирование потешек, скороговорок, песен    интересны для детей и вызывают у них непосредственную активную реакцию, воспитывают добрые чувства, создают возможность выразить свое отношение к зрелищам в целом и отдельным персонажам, вызывают желание подражать представлению – самостоятельно воспроизводить его с помощью игрушек, стимулируют творческую инициативу детей.

  Кукольный театр, где ребята учатся управлять куклами,  развивает у детей мелкую моторику. Работая над постановкой кукольных спектаклей,  дети  от занятия к занятию   свободнее и увереннее управляют куклами, ярко и образно передавая образы, учатся  изменять голос в соответствии с художественным образом сказочных героев: то говорят тоненьким звонким голосом веселого и забавного колобка, то низким, громким голосом медведя, то мягким шутливым голосом собачки. Овладевают навыками изменять тембр голоса (тихо, громко), развивают речевые способности. Сказочный и увлекательный мир театра доставляет детям большую радость.

Игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректируется поведение ребенка, развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

  В процессе работы над спектаклем дети приобретают  навыки сценического искусства, развивается   непосредственно артистизм, дети овладевают   навыками сценических воплощений, необходимыми для участия в детском театре. Все это дает возможность ребенку раскрепоститься, воспитывает его коммуникативные качества, развивает интеллект, эмоциональную отзывчивость

В большинстве случаев в ходе спектакля чередуется разговорная речь, стихи, музыка, песня, танец. Последовательность этих моментов должна быть непрерывной, плавной, без неожиданных пауз, нарушающих общее впечатление.         Слаженность, общий ритм спектакля обеспечивается тщательной подготовкой педагогов и музыкального руководителя и их высокой профессиональности.

Для успешной работы важен контакт между педагогами дополнительного образования, воспитателями, родителями. Эта связь осуществляется в процессе комплексно- тематических мероприятий.

При подготовке спектаклей  необходимо учитывая возрастно – психологические особенности детей, исключая  эмоциональную перегрузку,   обеспечивая поддержание  интерес к этому виду деятельности. Освоение детьми  отдельных фрагментов спектакля, поэтапное объединение  нескольких фрагментов в единое целое,  внесение  элементов костюмов и декораций при подготовке спектаклей помогает  детям успешнее и ярче освоить роль.  Необходимо стремиться создать  на занятиях атмосферу праздника, чтобы маленькие актеры играли с воодушевлением, с нетерпением ждали выступления перед родителями и сотрудниками детского сада.

Развитие творчества ребенка-дошкольника требует дифференцированного подхода к каждому ребенку. Очень важно не погасить стремления к творчеству, не навязывать свое решение данного образа, не давать готового образа для подражания, а лишь побуждать ребенка к творчеству искренней заинтересованностью, внимательным чутким отношением к его творческим проявлениям. Педагогу важно учитывать индивидуальность каждого ребенка, видеть в нем неповторимую личность.

Интегрированный подход педагогов, специалистов, родителей, педагогов дополнительного образования   к организации театральной деятельности детей обеспечивает создание атмосферы творческого сотрудничества.

Театрализованная  деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное  время (на воздухе); органично включена  другие занятия (музыкальные, по изобразительной деятельности физкультурные (18), и др.). Желательно заниматься по подгруппам, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.

  Работа над театрализованным представлением объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя, и самое главное- это празднике, эмоциональный выплеск, восторг от участия в представлении.

В ДОУ помимо традиционных форм  взаимодействия с родителями,   используются инновационные – это спектакли, подготовленные силами родителей и детей. Они направлены на признание приоритета семейного воспитания.  Основной акцент сделан на взаимодействие  «дети – родители»

Цель-сплочение воспитанников и их родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества через театральную деятельность.

  Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – вот цель моей работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоциональное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность способствует знакомству детей с рпазличными видами театра,создает радостную атмосферу, помогает ребенку расслабиться и снять напряжение. А значит всё это способствует пол...

Работа по самообразованию на тему: "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "с...

«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Выступление из опыта работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3-з до 4-х лет по теме "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность"...

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность...

«Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» Автор: Зимарина Е.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7 Колпинского района СПб.Цель: духовно - нравс...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОУ

Данная статья о развитии творческого потенциала личности ребенка,  через занятие театральной деятельностьб....

Развитие творческого потенциала личности ребенка через театральную деятельность в современных условиях ДОУ

В данной статье автор рассказывает о театральной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.  Он отмечает успешность данного вида деятельности на развитие личности ребенка...