Конспект НОД "Лепка дымковского коня"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Скареднова Ирина Самсоновна

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Знакомство с нродной игрушкой, приемами ее лепки и росписи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_lepka_dymkovskogo_konya.docx169.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе

«Лепка дымковского коня»

Цель: знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.

Задачи:

Образовательная:

-познакомить детей с росписью дымковской игрушки.

Развивающая:

-развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к лепке из глины.

Воспитательная:

-воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.

Материалы и оборудование: иллюстрации и картинки дымковской игрушки, глина, стеки, подставка для работы с глиной, стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти и печатки, ватные палочки, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- рисование элементов дымковского узора;

- разучивание стихотворений.

Структура занятия.

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Рассматривание дымковских игрушек

Рассказ воспитателя

Рассматривание  разных видов кукол

Опора на опыт детей

Рассказ о селе Дымково, дымковской игрушке

Чтение наизусть стихотворения. Опора на опыт детей

Опора на знания детей

Чтение стихотворений

Закрепление пройденного материала

Рассматривание предмета

Учет мнения детей, мотивация

Показ приемов лепки

Физминутка

Создание ситуации успеха

Анализ работ.

Рефлексия

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным.

«Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами, которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения. А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы.

-Как вы думаете, почему?

-Как вы считаете, кто делал игрушки для детей?

-Правильно. Игрушки делали из подручных материалов.

-Как вы думаете, как назывались куклы, сделанные из ткани?

-А вот эта кукла сделана из соломы.

Это кукла, какая?

Таких кукол делали прямо на поле во время работы. Раньше не было детских садов, вот мамы и брали ребятишек с собой на работу. Мама посадит малыша под кустом, свяжет из травы куколку, чтобы ему не скучно было, а сама идет работать. Куклу можно сделать из любого материла, какой окажется под рукой. Вспомните, в каждом доме есть ложка, да и платочек на голове у мамы. Вот она и делала такую вот куклу. Из дерева вырезали разных животных и лепили из глины и расписывали их очень красочными узорами. Вот такими игрушками раньше играли ваши бабушки и дедушки.

- А у вас есть любимые игрушки? Назовите их.  

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. А знаменито это село своими игрушками дымковскими.

Алина, расскажи, пожалуйста, стихотворение «Дымка» А. Дьякова.

- А какие фигурки лепили дымковские мастерицы, давайте послушаем стихотворение «Дымка» С.Ледковой и посмотрим картинки.

- Таня, расскажи, пожалуйста, стихотворение.

-Ребята, посмотрите на игрушки и вспомните стихотворения о них.

-Даниил, скажи, как называется эта игрушка? Расскажи стихотворение.

-Виолетта, как называется эта игрушка? Расскажи стихотворение.

-Миша, это кто?

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

-Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

«Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.»

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

-Правильно, в современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

- Вот сколько дымковских игрушек мы с вами посмотрели, но объединяют их цвета красок и узоры!

- А это кто?

-Ребята, вы хотите вылепить дымковского коня из глины. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками». Сейчас и мы попробуем вылепить коня.

1. Разделим кусок глины на два: 1 большой, второй – поменьше.

2. Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.

3. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.

4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.

5. Ушки делаем защипыванием.

6. А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и хвост. После того как наш конь высохнет мы его загрунтуем белой краской и будем расписывать.

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой,

Быстро на седло вскочу,

Не поеду – полечу.

Цок - цок - цок,

Цок - цок – цок.

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

-Ребята, пройдите на свои места. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. Каждый мастер изготавливает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся вылепить свою игрушку красиво, аккуратно.

- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!

- А вам нравятся ваши работы?

- Какой конь вам понравился больше всех?

- Расскажите чем?

-Хотелось ли вам такие игрушки получить в подарок?

Молодцы ребята! У вас прекрасные получились работы.

Рассматривают игрушки

-Потому что красивых игрушек еще не было.

-Их мастерили сами родители.

- Тряпичные.

-Соломенная.

Куклы, машинки, конструкторы, боевые машины, фигурки животных и т.д.

«Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.»

«Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!»

- Это индюк.

 «Вот Индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!»

-Это барыня.

«Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.»

-Это конь.

«Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!»

- Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

- Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.

-Желтый, синий, красный, зеленый, белый

 -А это всадник на коне.

- Да

Движения детей по тексту:

руки за спиной сцеплены в замок;

ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног;

покачивания головой, затем наклоны в стороны;

подскоки на месте;

руки полусогнуты в локтях перед собой;

подскоки на месте.

Дети лепят коня под музыку

-Да

-Все кони красивые.

У коней видна морда, уши, глаза, грива, хвост. Конь на длинных ногах. На нем можно покататься.

                 Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Лепка и роспись дымковского коня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Дымковский конь" в средней группе

Это занятие по изодеятельности - декоративное рисование по мотивам дымковской росписи в средней группе....

Конспект творческого дела на тему:"Дымковский конь".

Предлагаю ознакомится с конспектом творческого дела в старшей группе на тему:"Дымковский конь"....

"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)

Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...

Конспект занятия по художественному творчеству в средней группе. Декоративное рисование: «Роспись дымковского коня».

Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах....

План-конспект занятия по рисованию в средней группе "Дымковский конь"

План-конспект занятия по рисованию в средней группе "Дымковский конь"...

Конспект занятия "Дымковский конь"

Конспект занятия "Дымковский конь" в младшей группе...