Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
проект на тему

Антипова Ангелина Владимировна

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано  в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, и мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

               Особенностью методической деятельности на современном этапе,  является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС. Необходимо создание комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно - профессиональных позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»

                                                                        Методист Антипова А.В.

Тула 2015

Актуальность

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано  в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, и мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

               Особенностью методической деятельности на современном этапе,  является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС. Необходимо создание комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно - профессиональных позиций.

Для обеспечения готовности ДОУ и введению ФГОС в образовательном процессе необходимо ряд условий:

  • Наличие в ДОУ нормативно- правового методического обеспечения, соответствующего ФГОС ДО;
  • Готовность педагогов в введению ФГОС ДО в образовательный процесс;
  • Обеспечение эффективного управления процессом подготовки и перехода к реализации ФГОС ДО.

Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  • Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

 Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

  • Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
  • Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  • Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы  (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

     Таким образом, возникла необходимость реализации проекта по повышение профессионального уровня  педагогических кадров, в контексте  введения ФГОС ДО. Обеспечение  постоянного роста и  компетентности педагогического коллектива.

Новизна проекта

      Социально-экономические преобразования в Российском обществе привели к существенным изменениям в системе образования в целом и дошкольном звене, в частности. Любое обновление педагогических процесса в образовательном  учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления  должны развиваться параллельно. Таким образом, проект предусматривает повышение компетентности  и профессионализма педагогов, как одно из  важнейших условий  улучшения качества дошкольного образования.

Анализ готовности МБДОУ № 95 к введению ФГОС ДО

Ключевое значение  для успешного введения ФГОС ДО имеет программно-методическое обеспечение, а именно реализация в ДОУ образовательной программы. На сегодняшний день отсутствует утвержденные Министерством образовании и науки утвержденных реестровых общеобразовательных программ полностью соответствующих ФГОС ДО. Поэтому важным этапом в подготовке ДОУ к введению ФГОС ДО  является  адаптация имеющего проекта образовательной программы « Детство» к новым условиям.

С вступлением с 1 сентября 2013 года «Закона об образовании» РФ ФЗ-273, дошкольное образование является начальным этапом системы образования. Отсюда возникает потребность пересмотра воспитательно - образовательной документации. Разработка: рабочих программ, учебного графика, календарного планирования, изменения в планировании воспитательно- образовательного процесса.

Педагогическому коллективу ДОУ предстоит серьезная работа  по соотнесению реализуемой программы с частью составляемой участниками образовательного процесса ( на основе дополнительных программ)

На современном этапе педагоги вовлечены  в инновационный  процесс, касающийся обновления  содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания содержания детям. Необходимо в основу своей работы ставить системно-деятельностный подход. Весь образовательный процесс строится на развитии у детей инициативности, самостоятельности, творчества.

В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.

В ДОУ 70% педагогов имеет большой  опыт работы и могут транслировать его молодым специалистам, а 30% молодых специалистов. В связи с этим, воспитательная система  в ДОУ, с одной стороны, должна  рассматривается  как система воспитательной работы со своими целями, методами, подходами и принципами, а с другой стороны, как программа совершенствования воспитания и повышения профессионального уровня педагогов.

Возможные затруднения

-Введение ФГОС ДО  может быть затруднена из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов.

- Отсутствие необходимого методического материала для введения ФГОС ДО влечет за собой  усилении тревожности у педагогов, снижение мотивации к изменениям.

-Работники испытывают определенные трудности, связанные с необходимостью введения ФГОС ДО . Спонтанный переход может сказаться на снижении качества образовательного процесса.

В связи с проведенным анализом  был выявлен ряд проблем при введении ФГОС ДО.

  • Сложности в понимании педагогами положений  заложенных во ФГОС ДО.
  • Педагоги ДОУ проявляют «протест» или занимают пассивную позицию;
  • педагоги испытывают трудности  в проектировании образовательного процесса.

Таким образом возникает необходимость разработки тщательно продуманного плана, учитывающий все особенности учреждения, его ресурсов     и педагогического персонала, для обеспечения наименее затратного перехода к введению ФГОС ДО.

Цель проекта: создание системы организационно – управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС ДО в  МБДОУ № 95

Задачи:

Организация эффективной кадровой политику в ДОУ, способствующей повышению профессиональной  компетентности педагогов в рамках введения  ФГОС ДО;

       

Создание нормативно – правовых  условий, которые позволят педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации.

  1. Совершенствование  воспитательно - образовательного процесса по направлениям, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, профессиональное продвижение всего  коллектива через организацию работы методических объединений
  2. Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие дошкольного образовательного учреждения.

Этапы реализации проекта

1 этап  Организационно-подготовительный.

1.1 Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к введению ФГОС ДО.

- анкетирование педагогов

- анализ методического обеспечения ДОУ

- анализ материально-технического обеспечения ДОУ

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2 Разработка программы методического сопровождения введения ФГОС ДО в практику ДОУ.

2 этап Внедренческий.

2.1 Реализация разработанной программы введения ФГОС ДО в практику ДОУ.

Основные направления работы:

- изучение нормативно-правовой документации

- планирование воспитательно - образовательной работы ( структура рабочей программы)

- владение педагогическими технологиями, проектирование образовательной деятельности;

- особенности работы с  родителями в новых условиях;

- модель сетевого взаимодействия;

- педагогическая диагностика- основные принципы, особенности.

- использование ИКТ  в работе ДОУ (планирование НОД с использованием ИКТ, виртуальный детский сад, использование ИКТ для дистанционного общения, распространения профессионального опыта).

3.Этап Обобщающий

3.1 Оценка эффективности реализации программы по всем направлениям работы.

3.2 Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях введения ФГОС ДО в практику ДОУ.

3.3 Определение путей, дальнейшего совершенствования методической работы для сопровождения введения ФГОС ДО в ДОУ.

(Подробный план проекта представлен в приложении)

Ожидаемый результат:

Ожидаемый результат

Индикатор

1.

Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Результаты контроля планирования воспитательно-образовательной работы

2

Психологическая готовность в работе в новых условиях.

Результаты анкетирования «Анализ готовности к введению ФГОС ДО»

3

Развитие способности и готовности педагогов к проектированию деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Результаты контроля планирования воспитательно-образовательной работы.

Участие в семинарах, мастер-классах. Участие в конкурсах.

4

Развитие самооценки профессиональных качеств

Участие в конкурсах и положительные итоги конкурсов.

5

Диссеминация опыта по введению ФГОС ДО

Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах по распространению опыта планирования работы в соответствии с ФГОС ДО

6

Творчество педагогов в их педагогической деятельности

Создание творческих проектов, представляемых на районных, городских площадках.

7

Систематизация знаний педагогов по введению ФГОС ДО в ДОУ.

Разработка пакета методических рекомендаций для педагогов для успешного перехода к ФГОС ДО.

8

Создание педагогической диагностики ориентированной на ФГОС ДО

Разработанная педагогическая  диагностика.

9.

Готовность педагогов к активному использования ИКТ в работе ДОУ

Разработка методических разработок с использованием ИКТ. Участие в проекте Виртуальный детский сад. Дистанционное общение педагогов и родителей ДОУ.

10.

Готовность педагогов к работе по сетевому взаимодействию с ДОУ других организаций.

Разработка перспективного планирования по сетевому взаимодействию. Представление опыта работы на районном уровне по сетевому взаимодействию.

Используемая литература:

  1. Закон об Образовании РФ
  2. Закон об Образовании Санкт-Петербурга
  3. Приказ Минобрнауки от 17.10 2013 №1155 ФГОС ДО
  4. Проект образовательной программы Детство
  5. Доклад о результатах мониторинга готовности образовательных организаций к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  6. Комментарий к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 года.
  7. Практические семинары  и тренинги для педагогов  Волгоград 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессионального уровня педагогов в условиях введения ФГОС.

Основой для модернизации дошкольной образовательной системы стали вступивший в силу с 1 января 2013 года Федеральный закон «Об образовании» и вышедшие ранее Федеральные государственные требования к ст...

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования  

Современному детскому саду нужен педагог, способный вжиться в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми, самостоятельно плани...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО

В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...

«Образовательный проект»: «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Образовательный проект"Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно ф...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Доклад на тему: «Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО»

Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей...