Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа
рабочая программа (средняя группа) по теме

Ухова Юлия Александровна

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uxovayuatiko.docx310.61 КБ

Предварительный просмотр:

1


Содержание программы

№ п/п

Наименование

Страница

1.

Информационная карта

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Цели и задачи

5

4.

Планируемые результаты

6

5.

Объем образовательной нагрузки

6

6.

Содержание программы

7

7.

Организационно-педагогические условия

11

7.1.

Учебно-тематический план

11

7.2

Расписание занятий

11

8.

Календарный учебный график

12

9.

Программно-методическое обеспечение

14

10.

Материально - техническое обеспечение

15

11.

Мониторинг

15

12.

Список используемой литературы

16

13.

Приложение

17

2


1.Информационная карта

Наименование

Программа  дополнительного образования по направлению

программы

«Познавательное развитие»  «Тико-конструирование»

Основания для

­

Федеральный закон от 29.01.2012 №273-ФЗ «Об

разработки

образовании в Российской Федерации»

­

Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 №1155

«Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»

­

«Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы

дошкольных образовательных организаций»,

утвержденные постановлением Главного государственного

врача Российской федерации от 15 мая 2013 года №26;

­

Распоряжение правительства РФ от 4 сентября

2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного

образования детей в Российской Федерации».

-   Устав МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»

-  Н.М.  Карпова  ТИКО  -  конструирование  методические

рекомендации  по  конструированию  плоскостных  фигур

детьми дошкольного возраста, ОООНПО «РАНТИС»,2014

Дата утверждения

Приказ№377от25.05.2017г.Рассмотренана

педагогическом совете №4 от 25  мая 2017г

Заказчик программы

Родители

Основной разработчик

Ухова  Юлия  Александровна,  воспитатель,  руководитель

программы, соавторы

программы  дополнительного образования по направлению

«Познавательное развитие» «Тико-конструирование».

Целевая группа

Для детей 4-5 лет, посещающих дошкольное учреждение

Цель программы

Формирование у воспитанников способности и готовности

к созидательному творчеству в окружающем мире.

Задачи программы

Обучающие

  формирование представлений о плоскостных и

объёмных геометрических фигурах, телах и их

свойствах.

Развивающие

  расширение кругозора об окружающем мире,

обогащение эмоциональной жизни, развитие

художественно-эстетического вкуса;

  развитие психических процессов (восприятия,

памяти, воображения, мышления, речи) и приемов

умственной деятельности (анализ, синтез,

сравнение, классификация и обобщение);

  развитие сенсомоторных процессов (глазомера,

руки и прочих) через формирование практических

умений;

  создание условий для творческой самореализации и

формирования мотивации успеха и достижений на

основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитывающие

  формирование представлений о гармоничном

единстве мира и о месте в нем человека с его

3


искусственно создаваемой предметной средой.

Срок реализации

2017-2018  учебный год

Исполнители программы

Ухова Юлия Александровна, воспитатель, исполнитель

программы дополнительного образования по направлению

«Познавательное развитие» «ТИКО -конструирование»

Ожидаемые конечные

Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет)

результаты

По окончании дети должны знать:

различные виды многоугольников;

  числа от 1 до 5.

По окончании дети должны уметь:

  называть и конструировать геометрические фигуры

(квадрат, треугольник, прямоугольник);

сравнивать  и  классифицировать  фигуры  по  1  -  2

свойствам;

ориентироваться  в

понятиях

«вперед»,

«назад»,

«далеко»,  «близко»,

«около»,

«выше»,

«ниже»,

«между»;

  считать и сравнивать числа от 1 до 5;

  конструировать плоские фигуры по образцу.

Система контроля

Педагогическая диагностика, проводимая в начале и конце

каждого года обучения.

4


2.Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «ТИКО – конструирование» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения.

«ТИКО» или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки

– к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа,

ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом и позволяющий провести время в детском саду интересно

  • с пользой. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели.

Образовательная программа «ТИКО - мастера» имеет научно-познавательную направленность и разработана в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по теме «Разработка модели образовательной технологии работы с конструктором «ТИКО», направленной на содействие развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

Изучив курс «ТИКО – конструирование», дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО – конструирование» открывает для этого самые благоприятные возможности. Дети создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ, созданных в результате совместного творчества.

5


Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования. Работа с ним открывает ребенку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, а воспитателям – шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального роста.

Программа «ТИКО – конструирование » обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО.

3.Цель Программы

Цель: Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Образовательные задачи:

  • Формировать представления о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб»)геометрических фигурах.

  • Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

  • Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

  • Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

  • Создавать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

  • Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

4.Планируемые        результаты:

Ожидаемый результат: 2 год обучения (4 – 5 лет)

По окончании дети должны знать:

        различные виды многоугольников;

        числа от 1 до 5.

По окончании дети должны уметь:

        называть        и        конструировать        геометрические        фигуры        (квадрат,        треугольник,

прямоугольник);

  • сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;

  • ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;

  • считать и сравнивать числа от 1 до 5;
  • конструировать плоские фигуры по образцу.

6


5.Объем образовательной нагрузки

Программа разработана для  детей дошкольного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 мин.

Группа включает 15 детей.

Занятия проводятся вне образовательной деятельности.

Форма обучения очная.

Срок реализации программы 1 учебный год.

6.Содержание программы

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО - конструирование» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «ТИКО – конструирование » включает в себя 18 занятий.

Месяц;

Название темы

Цель

номер

занятия

1

«Летнее

Цель: учить классифицировать различные виды

Занятие

путешествие

транспорта и конструировать по собственному

№1

Зайчонка

выбору.

ТИКО»

Развивать умение классифицировать.

Учить делать выбор.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать  игровое общение друг с другом с

помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: корабль, автомобиль, самолёт

(по выбору ребёнка).

№2

Занятие

«Осень»

Цель: Учить  классифицировать фигуры по 2 – 3

№2

свойствам.

Знакомить детей с многоугольниками.

Учить  конструировать по образцу.

Развивать  умение находить взаимосвязь между

климатическими изменениями и характерными

природными особенностями.

Развивать  речь детей с помощью игрового

общения.

ТИКО-поделки: дерево, листья.

№3

Занятие

«Осенний

Цель: учить сравнивать и называть многоугольники

№3

урожай в лесу, в

(3-х, 4-хугольник), конструировать ТИКО-фигуры

саду и на

по образцу.

огороде»

Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-

хугольник), научить их различать.

Развивать умение классифицировать свойства

геометрических фигур по двум свойствам.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры

7


по образцу.

ТИКО-поделки: корзина, грибы.

№4

Занятие

«Друзья

Цель: учить классифицировать диких и домашних

№4

Зайчонка ТИКО

животных.

- лесные

Развивать умение классифицировать диких и

животные»

домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиваем понятие «пятиугольник».

ТИКО-поделки: лиса.

№5

Занятие

«Домашние

Цель: учить классифицировать диких и домашних

№5

животные»

животных.

Развивать умения сравнивать геометрические

фигуры и выделять их свойства.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация  - дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: котенок.

№6

Занятие

«Домик для

Цель: учить выделять и называть свойства

№6

человека»

геометрических фигур.

Развивать умения выделять и называть свойства

геометрических фигур.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с частями конструкции (дом – стены,

крыша, пол).

ТИКО-поделки: человек, дом (объёмная фигура).

№7

Занятие

«В

Цель: учить  взаимодействовать в процессе

№7

геометрическом

коллективной деятельности.

лесу - зима»

Учить договариваться друг с другом, распределять

обязанности в процессе совместного

конструирования (коллективная работа).

Осваивать  способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: ёлочка.

№8

Занятие

«Детская

Цель: учить конструировать по образцу.

№8

площадка»

Учить подбирать для моделирования необходимые

ТИКО-детали.

Учить взаимодействовать, общаться,

договариваться в процессе конструкторской

деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: горка.

№9

Занятие

«Мастерская

Цель: Учить различать многоугольники.

№9

Деда Мороза»

Знакомить с понятием «шестиугольник». Учить

конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Закрепить приметы зимы.

ТИКО-поделки: снежинка.

8


№10

Занятие

«Зимние

Цель: учить сравнивать и называть

№10

забавы»

многоугольники (3-х, 4-х, 5-тиугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Знакомить  с многоугольниками (пятиугольник),

научить их различать.

Развивать умение ориентироваться в пространстве

(вверх – вниз, вправо - влево).

Развивать игровое общение детей друг с другом

посредством «оживления» ТИКО-поделок.

ТИКО-поделки: снеговик.

№11

Занятие

«Наши пернатые

Цель: учить сравнивать и называть

№11

друзья»

многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу.

Знакомить с многоугольниками (шестиугольник),

учить их различать.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры

по схеме.

Учить сопереживать, сочувствовать, помогать

птицам , нуждающимся в помощи.

ТИКО-поделки: птица.

№12

Занятие

«Подарок папе!»

Цель: учить сравнивать и называть

№12

четырёхугольники (квадрат, прямоугольник),

конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по

образцу.

Знакомить с различными четырёхугольниками

(квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать и

называть.

Знакомить с различными видами военного

вооружения.

ТИКО-поделки: танк.

№13

Занятие

«Подарок

Цель: учить конструировать симметричные узоры.

№13

маме!»

учить сооружать и украшать поделки с помощью

конструирования симметричных узоров из ТИКО-

деталей разных цветов.

Расширять представлений о разных видах цветущих

растений.

ТИКО-поделки: цветок.

№14

Занятие

«Транспорт:

Цель: учить находить и называть треугольники

№14

водный

(остроугольный треугольник), конструировать

транспорт»

ТИКО-фигуры по схеме, по образцу.

Знакомить  с различными треугольниками, научить

находить и называть остроугольный треугольник.

Знакомить с различными видами водного

транспорта.

ТИКО-поделки: парусник.

№15

Занятие

«Транспорт:

Цель: учить конструировать с помощью словесной

9


№15

наземный

инструкции.

транспорт»

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью

осязания (наощупь).

Знакомить с различными видами наземного

транспорта.

Повторить правила дорожного движения.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз,

вправо - влево.

ТИКО-поделки: автомобиль, светофор,

пешеходный переход.

№16

Занятие

«Техника

Цель: Учить конструировать сложные конструкции

№16

Победы!»

по образцу.

Развивать умения выделять и называть свойства

геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить  с военной техникой.

ТИКО-поделки: танк, самолёт (объёмная

фигура).

№17

Занятие

«Цветы»

Цель: учить подбирать цветовое оформление для

№17

ТИКО-конструкции на основе симметрии.

Знакомить с различными видами цветущих

растений.

Развивать умение выбиратьТИКО-детали по

цветовому сочетанию.

Учить конструировать симметричные узоры.

ТИКО-поделки: цветы.

№18

Занятие

«Насекомые»

Цель: учиться ориентироваться в пространстве 

№18

направо, налево.

Учить определять форму геометрических фигур с

помощью осязания (на ощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и

взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз,

вправо - влево.

ТИКО-поделки: бабочка.

10


7.Организационно-педагогические условия

7.1.Учебный план

Наименование услуги

Кол-во часов в неделю,

возрастная группа

Средняя группа

1.

Проведение

занятий

по

направлению

20 минут

«Познавательное

развитие»

«ТИКО

конструирование»

7.2.Расписание занятий

Дни недели

Средняя группа

вторник

15.25-15.45

8.Календарный учебный график

Месяц

Тема

Продолжительность

занятия

Сентябрь

1

«Летнее путешествие Зайчонка ТИКО»

20 мин

2

«Осень»

20 мин

Октябрь

1

«Осенний урожай в лесу, в саду и на

20 мин

огороде»

2

«Друзья Зайчонка ТИКО - лесные

20 мин

животные»

Ноябрь

1

«Домашние животные»

20 мин

2

«Домик для человека»

20 мин

Декабрь

1

«Зима»

20 мин

2

«Детская площадка»

20 мин

Январь

1

«Мастерская Деда Мороза»

20 мин

2

«Зимние забавы»

20 мин

Февраль

1

«Наши пернатые друзья»

20 мин

2

«Подарок папе!»

20 мин

Март

1

«Подарок маме!»

20 мин

2

«Транспорт – водный транспорт»

20 мин

Апрель

1

«Транспорт- наземный транспорт»

20 мин

2

«Техника Победы!»

20 мин

Май

1

«Цветы»

20 мин

2

«Насекомые»

20 мин

Всего занятий 18

11


9.Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

1

Проведение занятий по  направлению

Дополнительная образовательная программа по

«Познавательное развитие» «ТИКО –

направлению

«Познавательное

развитие»

конструирование»

«ТИКО – конструирование»

Принципы, лежащие в основе программы

1.От простого к сложному.

2.Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3.Научность.

4.Доступность.

5.Системность знаний.

6.Воспитывающая и развивающая направленность.

7.Всесторонность, гармоничность        в содержании знаний, умений, навыков.

8.Активность и самостоятельность.

Формы и методы занятий

Программа рассчитана на реализацию содержания такими методами и приемами:

Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование);

Наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами);

Словесный (как ведущий, беседы, разъяснения).

Формы деятельности:

  1. Дидактические игры.

  1. Проведение итоговых мероприятий, выставки детского творчества.

10.Материально - техническое обеспечение

  • Столы – 5 штук;

  • Стулья – 10 штук;

  • Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука;

  • Конструктор ТИКО – 10 наборов;

  • Цветные карандаши – 10 коробок.

  • Интерактивная доска

12


11.Мониторинг

Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.

Уровни сформированности творческой активности воспитанников

в различных видах деятельности

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно без ошибок, справляется с заданием

Достаточный уровень

Ребенок  самостоятельно  справляется  с  заданием,  допуская

ошибки

Средний уровень

Ребенок выполняет задания с помощью взрослого

Низкий уровень

Ребенок  даже  с  помощью  взрослого  допускает  ошибки  в

выполнении задания

Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 4х балльной системе:

Высокий уровень –4; Достаточный уровень – 3; Средний уровень – 2; Низкий уровень – 1;

12.Список используемой литературы

ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста Коллектив авторов:

Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова;2012г – 68с.

ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул.Зверинская, 42

13


Приложение

Бланк анализа достижений воспитанников

Ф.И

Умеют

Ориентировать

Считать

и

Ориентирова

Понятия

Конструир

Об

С

ребёнка

сравнивать  и

ся в свойствах:

сравнивать

ться

в

«один»

-

овать

щий

р.

классифицир

большой

-

числа от 1 до

понятиях

«много»;

плоские

бал

ба

овать фигуры

маленький,

3;

«вверх»,

фигуры

по

л

лл

по

одному

высокий

-

«вниз»,

образцу,

по

свойству;

низкий,

«сбоку»,

а

схеме.

широкий

также – над, -

узкий,

под, -в, -на, -

длинный

за, -перед;

короткий,

красный

синий

-

желтый

зеленый;

14


Кот

Ворона

15


Птица

Елочка

16


Цветок

Снеговик

17


Машина

Парусник

18


Танк

Домик

19


Снежинка

Бабочка

20


Лиса

Самолет

21



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»

Развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов   LEGO Education WeDo...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"

1.Программа  дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»   «Тико-мастера»  (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Академия конструирования»

Представленная  программа направлена на развитие  детского творчества, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализац...

Мониторинг освоения программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Мульти студия Lego-star»

Мультипликация, или анимация, - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Мульти студия Lego-star»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, основная задача педаг...